Особенности жизни классного руководителя

Васильева Екатерина Андреевна

Размышления о непростой деле классного руководителя:)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_zhizni_klassnogo_rukovoditelya.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Итак… Подведем итог… И страшно, и любопытно: а куда занесет меня память и воображение??? Да и стоит ли капаться, перебирать все пережитое… Точка поставлена. Точка поставлена?

        Думаю, что нет… Как показывает опыт (ого, а уже есть и опыт), после выпуска класса некоторое время точку не поставить. И этому есть несколько обоснований. Во-первых, сама не смиряешься с уходом детей. Это плохо. Нельзя быть собственницей. Но не изменишься… Во-вторых, детей еще тянет проходить в школу. Это как что-то само собой разумеющееся, постоянное. Ведь непривычно идти утром не в школу, а куда-то ехать, в другое здание, к другим людям. В-третьих, хочется и ребятам поделиться новостями о своей взрослой студенческой жизни и порасспросить у учителей о их новых учениках. Сравнить, сказать, что «мы были лучшими»…

        А потом… Визиты реже… Разговоры ни о чем… Неузнавание на улице… Круговорот жизни… Стоит ли быть недовольной таким итогом? Покривлю душой и скажу, что «нет». Сама такая… Отпускать от себя не надо… Отпускать…

        Но пока вспомню, что было… И как было… В общих чертах…

        Переход из состояния классного руководителя одного, любимого, душевного, приросшего к сердцу, класса в состояние классного руководителя другого, не желанного, навязанного, класса прошел безболезненно… Как неоднократно всем я говорила, что это был «мой нежеланный ребенок». Аборт  не сделаешь – грех… А воспитывать надо, чтобы класс рос здоровеньким, умненьким и положительным во всех отношениях. Спасибо мудрым старшим товарищам, которые терпели мои слезы, истерики и говорили только, что это пройдет, я его полюблю. Он будет для меня самым родным, самым любимым. Спасибо моим мудрым детям, которые столько лет молчали и не жаловались на мой громкий тон, завышенные требования…

        А что было делать? .. Привыкнув к работе с одним составом, в руках оказывается его явная противоположность: все разношерстные, разновозрастные, не инициативные… Как было не беситься?! Оправдываю себя? Да, оправдываю…

        Но… Работать было надо… И я начала работать… Рубила лес так, что щепки летели))) По прошествии 7 лет могу сказать, что, с одной стороны, не зря. А вот с другой… сколько времени упущено: были бы другие отношения, более спокойные, дружеские… Умная мысля приходит опосля… Помню о тех временах, когда мне что-то нужно было от детей или кто-то их них что-то натворил, я шла по коридору как ледокол «Красин»!!!! От одного моего взгляда дети сжимались, вытягивались по струнке… Метала огни и молнии… Так продолжалось… полтора года. Полтора года самоедства, самоуничтожения и горения изнутри. Адским пламенем раздражения и злости.

        Но чувство собственности, которое бывает иногда на пользу, взяло вверх… Если кто-то из учителей «наезжал» на моих не очень сильных в учебе детей, я бросалась на их защиту… Не могут мои дети быть плохими… Мои дети… Сбылось пророчество – они стали родными)))

        Дальше – больше… Старалась включать их  в жизнь школы, чтобы на выходе из нее они запомнили не только уроки, но и другую жизнь… Появилась компания инициаторов- активистов… Они стали для меня и правой рукой, и чем-то больше… Девчонки тянули весь воз обязанностей и поручений… Мальчишки с чисто мужским пофигизмом иногда на это взирали с высоты своего роста… Расшевелить всех было трудно… Да и нужно ли было?! Когда за плечами появлялась стена пусть не единомышленников, но тех, кто прислушивался к моим словам… Пишу и думаю: а вдруг это только мое видение происходящего? А вдруг все было не так? Да нет, вроде все так… Ведь не случайно сейчас мои дети могут открыто мне заявить, что в нашем коллективе было одно мнение правильное – моё!!! «Свободу попугаям!» - в каком-то мультфильме звучал такой призыв. У моих детей такой свободы не было…Страшно? Да!.. Но и благодать… Ничего плохого им никогда не было предложено… А когда свое не предлагается, берется то, что есть… И с этим работаешь… Стало возникать постепенно привыкание. Я скучала на каникулах, если долго их не видела. Вглядывалась, прислушивалась и тихонько приближалась к ним, по шажочкам, по миллиметрику…

        Так весело вспоминать первые поездки на экскурсии, абонементы в Эрмитаж, Русский музей. Первый выезд был в Павловск... Детей толком не знаю да и привыкла видеть их в форме в школе. А тут все в куртках, шапках – осень… кто есть кто? Сколько их? Как пересчитать? Пока ехали обратно в электричке, сходила с ума: мне все казалось,  что я кого-то потеряла, недосчиталась… Дома с ужасом ждала звонков разъяренных родителей – не вернулся с экскурсии…Богатое мое воображение))) Всё было хорошо…

        Может быть, поэтому и сложилась такая тенденция: каждый выход и подсчет заканчивался +1 всегда!!! Я словесник, а не математик!!! После каждого возвращения из театра со списком и мобильным телефоном ожидала отзвона от своих, что дошли, все нормально… Высчитываешь время от метро до дома, иногда с учетом кого-то проводить, поговорить… А звонка нет… Звонишь сама… А ребенок честным голосом говорит, что забыл отзвониться, т.к. уже сел за уроки…Святая невинность)))

        Если про театр вспомнила, то нельзя не сказать о том, что мои были самыми дисциплинированными посетителями этого храма искусства. Всегда вежливые, прилично одетые, прилично ведущие себя везде и всегда…Публика из Купчино – «столицы мира»! Благодарная публика))) Да и на уроках любили «сказки» слушать… И делай с ними что хошь – будут лежать на парте и мечтать…

        А первые праздники? Это было что-то… Кто-то с ума сходит и везде фотографируется: на фоне стен, у цветов, на лестнице… Кто-то забьется за стол и сидит, его не сгонишь ни на конкурсы, ни на танцы… А кто-то отрывался, был активным и позитивным…

        Каждый год кто-то уходил из класса, кто-то приходил… Страшнее было, когда приходил… Как вольется  в коллектив самодостаточных, ярких и неординарных личностей… Вливались… Занимали свое место под солнцем… И начинали совместно существовать…

        Пишу и вспоминаю таких смешных, еще неуклюжих, поднимающихся на сцену в первом творческом конкурсе на лучший класс года))) Кира поет, а с минусовкой проблемы… Аленка с Настей танцуют… Алинка рисует… Кто на что горазд… И как награда – победа… Дальше – больше… Куда уж отступать… нельзя… Мы же отличаемся от других… Дух конкуренции! Иногда настолько ядовитый!!! Но грызли и гранит науки, и гранит творчества. Покоряли всех своим упрямством, изяществом, желанием двигаться вперед. Опять и пишу ии думаю – мое ли только это видение? Или причина в другом? Не знаю… И уже не узнаю… Не скажут, не выдадут тайны… Трудно всегда было пробиваться через стену отчужденности, которую сначала сама и выстроила. А затем ее рушила по кирпичику, по камешку.

        А как к каждому нужно было найти подход…. Подъехать с просьбой, уговорить, уломать… Самое интересное – срабатывало всегда!!! О чем это говорит? Только о том, что рядом были добросовестные, верные люди… такое начинаешь не только принимать как должное, но и ценить… А что стоит да даже не стоит, этому нет ни цены, ни меры, совместные «посиделки» на переменах в нашем кабинете. Не знаю, что отражалось тогда на моем лице, но сердце пело, ликовало и радовалось… Я стала ближе к детям!!! Вот тогда стали появляться возле меня уже разные люди, подбирались ближе более робкие, теплели более отчужденные. Были ли у меня любимчики? Покривлю душой, если скажу, что нет! НО! Это никогда не выражалось в завышенной оценке, в большом внимании. Мне всегда важно было общение: идет человек на контакт или нет. Этого было достаточно, чтобы быть близким учеником. Близость давала мне право влезать и в личную жизнь, и давать советы, и держать руку на пульсе событий… Если кому-то это мешало, прошу извинить меня сейчас… Всё только из лучших побуждений!

        Первый удар – это 9 класс… будет ли 10??? Что делать? Как быть? Берем всех! Дети взрослые, от них не скрывали все происходящее: уйдут многие – нас соединят с параллельным… Нельзя: мы в контрах! Выживаем. Класс сохранен!!! Но сначала был Последний Звонок. До свидания, 9 класс! Это результат всей моей работы до того мая. Взрослые дети, красивые, прямолинейные, статные. Гордость!!! Из гадких утят все они превратились в прекрасных лебедей… И они намертво вросли мне в сердце – не вырвать… не уничтожить… не стереть…

        Но впереди было еще два года! Два года – малый срок! Это понятно становится сейчас… Сколько не досказано… Не доделано… Еще бы немного… Но время неумолимо… Оно остчитывало свои минуть…

        Это судьба! Находясь точно в таком же положении, что и нынешние выпускники, я раздумывала над вопросом: куда пойти учиться после школы? Что я могу? Что я люблю? Люблю детей. Могу учить, т.к.люблю учиться. Отлично – дорога в педагогический. Но как связать с любовью к литературе? На филфак? НЕТ!!! Это же взрослые школьник, такие же, какими мы были я и мои одноклассники. А это кошмар! Только в начальную школу!!! Они же маленькие, миленькие.. Ну хотят вечно писать и какать, боятся всего и всех… Как я ошибалась…

        У меня были другие проблемы: кто-то уходит из дома, кто-то «забил» на школу, потому что важнее работа, кто-то напился, кто-то влюбился, кто-то спасает подругу… Что – лучше? Да, конечно!!! Ведь каждый – это личность! Уже состоявшаяся в определенной мере. Интересные люди, стремящиеся и учиться у тебя, и научить тебя. Судьба! Я вечно оказывалась иногда в саамы неподходящий момент рядом со своими нарушителями дисциплины: бегут курить, а тут я на их дороге… Как будто высматривала, караулила… А меня просто вело одной дорогой с ними…

        Зато последний год – самый сложный и самый интересный. Что стоит три мероприятия, сделанные совместными усилиями. Вот где и жесткость, и мягкость в одном флаконе. Песня «Небо выбрало нас»… Могли же послать молодые люди меня в открытую и не петь, но, видимо, посылали только тайно, про себя… Навяазала им эту песню, заставила всех выйти на сцену. Зато минуты славы я испытала в полной мере, когда мои высокие, статные, изящные мальчишки гордо стояли на сцене… Класс! Правда, с парнями проще: «украл – выпил – в тюрьму»! – логическое поведение просматривается. Это у девушек конкуренция ,склоки, ссоры, зависть…

        Концерт на Восьмое марта тоже сделали мои мальчишки. Хотела написать «зайчики», но вспомнила, что в классе 6-ом мне один молодой человек ответил на мое ласковое обращение: «Не нужно нас так называть»… Всё, поняла я, приплыли: детки вырастают и диктуют свои условия)))

        Два года пролетело… время выпускного… Границы дистанции в общении стерлись. И я понимаю, почему… Подсознательно я всегда завидовала студентам, которые со своими преподавателями могли спокойно общаться на любые темы, общаться не только в стенах ВУЗа, но и в неформальной обстановке… Я смотрела на них и понимала, что они счастливы дополнять друг друга, делиться радостями и печалями. А тут мне такой подарок судьбы))) Взрослые люди, когда еще остальные мои ученики дорастут до их положения?! Грех не воспользоваться. И я пользовалась этим подарком судьбы.

        А.С.Пушкин писал, обращаясь к своим лицейским друзьям: «Бог в помощь вам, друзья мои…» Я же скажу: «Контакт мне в помощь»! сколько написано было сообщений за последние месяцы учебы! Сколько всего оговорено! Это наркотик… Зависимость еще та!!! Я подсела на это дело!!! Будет больно, если прекратится. Все мои дети обещают, что будут приходить, общаться,,, Наивные… Ладно, еще живем… У урода из «Аленького цветочка», лежащего на пригорке и сжимавшего  в руках цветок, было меньше шансов на продолжение жизни, чем у меня…

        Так вот, общаясь с детьми за счет такой ежедневной переписки, я еще больше убедилась в том, как мало я о них знаю… О чем мне прямо некоторые и сказали… А что делать, чтобы знать лучше? Общаться сразу? Не отгораживаться? Приближать? Жить одной жизнью? Дышать одним воздухом? Пафосно? Да от души это! Зато в нашей совместной жизни были и Последний Звонок в 11 классе – праздник, придуманный совместно; Алые паруса – воплощение сказки в реальную жизнь; и Выпускной… Все говорят, что у меня самые взрослые, самые красивые, самые вежливые, саамы-самые дети… А то!!! После того, как все начиналось, другого и не могло быть…

        Что будет дальше? Дальше будет сентябрь… новый класс – новые дети. Снова привыкать, снова подбирать ключики, узнавать их слабые- сильные стороны… Но не повторять прошлых ошибок!!! Дети не виноваты, что за них выбирают им классного руководителя…А ты не в праве злиться на детей за то, что тебе их навязали, ты их отбила или это было обоюдное соглашение сторон… Школа – место совместного проживания, как коммунальная квартира. Все тайное становится явным. Ты всегда на виду, тебе подражают, у тебя учатся. А ты должна быть своим детям тем человеком, к которому можно не бояться обратиться в любую минуту. Дети не должны испытывать чувство страха.

        В голове как навязчивая идея – я буду общаться со своими детьми. Пусть, конечно, не как с учениками, а на другом каком-то уровне… Я не готова их отпускать… Отпускать из своего сердца, из своих мыслей… Пусть кто-то скажет, что это бред! Он будет прав! Так нельзя… А если по-другому никак? Если каждый день как надрыв… Как погружение в ледяную воду…

        Зачем все это написала? Чтобы высказаться, осознать все произошедшее и перевернуть страницу своей профессиональной жизни на новую, чистую… Но книжку жизни под названием «11 А» не выбрасывать! А бережно сохранить, перелистывая, переосмысливая… и, надеюсь, дополняя в ней новые страницы из взрослой жизни моих уже выпущенных во взрослую жизнь детей…