Особенности разработки УМК профессиональных дисциплин и модулей для студентов СПО, обучающихся в группах инклюзивного образования

Важенина Людмила Алексеевна

 

Особенности разработки УМК профессиональных

дисциплин и модулей для студентов СПО, обучающихся в группах инклюзивного образования

 

Образовательная организация:

БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий»

Автор статьи:

председатель П(Ц)К пед. работников отделения

сервиса БПОУ ОКПТ Важенина Л.А.

Омск, 2020

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых   образовательных   потребностей   и   индивидуальных возможностей.

         Инклюзивное образование – это организационная форма образовательного процесса, которая предусматривает одновременное обучение лиц без особенностей здоровья и лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Необходимо организовать совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, считающихся здоровыми, не ущемляя прав тех и других и не снижая качества образования. 

      Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан с     ограничениями,  которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины.

Инвалидность, если исходить из разнообразия нарушений физического или психического здоровья, понятие довольно объемное.

Принято разделять таких пациентов на определенные категории,   называющиеся нозологические группы инвалидов (НГИ).

Ограничения функциональности инвалидов принято разделять по категориям, связанным с отклонениями деятельности той или иной системы. К ним относятся нарушения:

-- двигательной (статодинамической) функции;

-- сенсорной – зрения, обоняния, слуха, осязания;

-- психической – мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, воли и эмоций;

-- кровообращения, дыхания, выделения, обменных процессов, пищеварения и внутренней секреции.

Что такое ментальное расстройство?

Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество. Чем отличаются нарушения интеллектуального развития и психические заболевания?

Как нарушения интеллектуального развития, так и психические заболевания относятся к МР, однако возможности лечения и уход за такими людьми отличаются. Ментальные расстройства могут быть очень разными – психические заболевания отличаются от нарушений психического развития, а также у людей с одним и тем же диагнозом могут быть разные проявления расстройства. Люди с МР бывают разными. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Если предоставить людям с МР необходимую поддержку, то они могут учиться, успешно интегрироваться на рынке труда и жить полноценной счастливой жизнью. Людям с нарушениями интеллектуального развития трудно учиться, и они развиваются медленнее, чем остальные. Это состояние обычно констатируется сразу после рождения или в раннем детстве. Иногда это происходит в результате повреждения мозга после перенесенных болезней или травм.

Выделяют три степени нарушения интеллектуального развития – легкую, среднюю или тяжелую степень отставания в интеллектуальном развитии.  В случае нарушений интеллектуального развития более важны уход, отношение и поддержка. Состояние относительно стабильное и неизменное.

ФЗ «Об образовании в РФ».

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1)   создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ФЗ «Об образовании в РФ»

Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1.     Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Основной задачей современного среднего профессионального образования, выступающего за практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой.

 Рассмотрим подробнее особенности разработки УМК профессиональных дисциплин и модулей для студентов БПОУ ОО "Омский колледж профессиональных технологий".
 Область профессиональной деятельности выпускников специальности  42.02.01 Реклама: организация и проведение работ по разработке и производству рекламного продукта с учетом требований заказчика.
 
4.2.    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
рекламные продукты: рекламные тексты, рекламная фотография, рекламное видео, наружная реклама, реклама в Интернете, корпоративная и имиджевая рекламы, реклама в полиграфии;
рекламная кампания; выставочная деятельность; технологические процессы изготовления рекламного продукта; рекламные коммуникативные технологии; первичные трудовые коллективы.
 
4.3.    Специалист по рекламе (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1.    Разработка и создание дизайна рекламной продукции.
4.3.2.    Производство рекламной продукции.
4.3.3.    Маркетинговое и правовое обеспечение реализации рекламного продукта.
4.3.4.    Организация и управление процессом изготовления рекламного продукта.
4.3.5.    Выполнение работ по рабочей профессии 20032 Агент рекламный (без присвоения разряда)
 
На специальности 42.02.01 Реклама все студенты обучаются по единому учебному плану, реализуется одна ООП СПО. Заявлений на обучение по индивидуальному учебному плану не поступало. 
Соответственно, в инклюзивных группах профессиональное обучение ведется по единым рабочим программам, используются единые УМК по дисциплинам профессионального цикла и профессиональным модулям.
Для студентов специальности 42.02.01 Реклама разработана единая система заданий для практической и самостоятельной работы. Разработаны единые методические рекомендации ко всем видам деятельности, включая учебную и производственную практики. Несмотря на общие подходы при разработке УМК профессионального цикла, была учтена специфика инклюзивного образования. В данном случае мы не затрагиваем организацию доступной среды и техническое оснащение образовательного процесса.
 
Главная особенность содержания УМК
 
Материалы УМК содержат два компонента неизменяемый (базовый или инвариант) и вариативный, который выстраивается с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Чтоб выполнить требования образовательного стандарта, все обучающиеся должны освоить базовый минимум содержания видов профессиональной деятельности.
Далее следуют средний и высокий уровни освоения. Если позволяют возможности (особенности) студент осваивает более высокие уровни.
Содержание заданий подразумевает уровни сложности их выполнения. Соответственно критерии оценки также подразумевают разные уровни сложности выполнения заданий. Такой подход возможен при обучении на специальности 42.02.01 Реклама, где основным видом учебной деятельности является проектная деятельность. 
Опыт показывает, что нет необходимости разрабатывать отдельные задания для разных обучающихся.  Освоение базового «инструментария» обязательно для всех. 
Например, нет специальных компьютерных программ для создания документов или для обработки фотографий, программ компьютерной графики, созданных только для людей с инвалидностью. В полиграфии нет специальных принтеров или типографских станков для людей с инвалидностью. Нет специальных форматов видео или аудиофайлов, специальных программ монтажа видеороликов. Есть технические приспособления и разная сложность оборудования. Поэтому, освоив базовый уровень профессиональной подготовки, студент может идти дальше, применять свои умения и знания для решения более сложных профессиональных задач, создавать более сложные «продукты» деятельности.
Соответственно критерии (в рамках профессиональной компетентности) должны отражать:
1) Степень освоения инструментария
2) Знание особенностей технологии разработки и выполнения «продукта» профессиональной деятельности
3) Уровень сформированности общепрофессиональных умений
4)  Уровни исполнительского мастерства:
4.1) Репродуктивный уровень (выполнение по образцу)
4.2) Репродуктивный уровень с элементами творческой переработки
4.3) Творческая переработка не более 50% образца
4.4) Создание авторского «продукта» с опорой на образец
4.5) Создание креативного «продукта» без опоры на образец
 
Дополнительно к описанной выше особенности УМК по специальности 42.02.01 Реклама обязательно включает:
1)  Широко разработанный визуальный компонент (иллюстрированные лекции и задания практической работы, видео-материалы, презентации и др.)
2)  Наличие межпредметных и внутрипредментых связей в содержании дисциплин профцикла, МДК и профессиональных модулей
3)  Межпредметные (межмодульные) комплексные задания
4)  Пошаговые инструкции по выполнению отдельных заданий
5)  Методические рекомендации по выполнению комплексных учебных проектов, заданий по видам практики, рабочие тетради
6)  Примеры реальных «продуктов», выполненные профессионалами
7)  Критерии оценки, предусматривающие разноуровневое выполнение заданий

Профессиональное образование предполагает освоение определенных видов профессиональной деятельности. Для большинства студентов с ОВЗ и инвалидностью невозможно освоение полного комплекса видов профессиональной деятельности. Для некоторых обучающихся возможно освоение одного или нескольких видов профессиональной деятельности. В некоторых случаях  -  освоения только части профессиональных умений. Соответственно содержание общих контрольных материалов уточняется, редактируется индивидуально для определенной части ООП, которую освоил обучающийся.

В зависимости от нозологии не каждому обучающемуся с инвалидностью будет по силам сдать экзамены по модулям и подтвердить квалификацию навыков и универсальных компетенций.

То, что профессиональное образовательное учреждение должно каждому обучающемуся присвоить квалификацию и выдать диплом в Законе об образовании не говорится.

Для обучающихся, которые не смогли освоить полную ООП по специальности предлагается выдача новых видов документов о профессиональном образовании (профессиональном обучении): 

  • свидетельство об освоении одного/нескольких профессиональных модулей с присвоением или без присвоения разряда;
  • свидетельство об освоении вида профессиональной деятельности или трудовой функции;
  • справка о том, что прослушан курс.
Возможность освоения части ООП

Такой подход позволить обеспечить сохранность контингента обучающихся, помогает реализовать индивидуальный подход с учетом особенностей каждого студента. Такой подход поможет  более углубленно развить часть профессиональных умений и навыков, которые выпускник сможет применить в дальнейшей профессиональной деятельности.

Условия для получения полноценного профессионального образования студентами с ОВЗ и инвалидностью могут быть созданы только в тесном взаимодействии всего образовательного сообщества с родителями и сопричастными лицами.