Курсовая работа

Курсовая работа по теме "Социально-психологическая адаптация младших школьников средствами музыкотерапии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа86.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Леканская Анастасия Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01.

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«      » _______________ 2020 года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Шелепова Д.А.,

преподаватель музыкальных дисциплин

I квалификационной категории

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

  1. Сущность понятия «адаптация» в общенаучном ключе

6

  1.  Психолого-физиологические особенности младших школьников

9

1.3.Социально-психологическая адаптированность и дезадаптированность ребенка

12

Выводы по I главе

16

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Механизмы воздействия музыки на человека

18

2.2. Формы работы по преодолению  дезадаптации в условиях современной школы

21

2.3. Музыкотерапия как метод профилактики психологической дезадаптации

25

Выводы по 2 главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды [42].

Следует отметить, что поступление в школу и начало учёбы – серьёзные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряжённость, утомляемость, неуверенность, неудовлетворённость. В этот период остро переживаются детьми неудачи в школе, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера [29].

В первые учебные недели закладывается основа для развития в будущем успеваемости, поэтому многие исследователи, такие как – М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин   большое значение придают вопросам адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников [27].

Проблемами адаптации младших школьников к условиям обучения занимались Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Н.В.Вострокнутов, Ж.М. Грозман, А.К. Мункоев, Р.В. Овчарова, А.Ю. Потанина, В.Г. Степенов, а проблемы социально-психологической адаптации младших школьников рассматривались в работах А.В. Петровским, А.Л. Ухтомским, Д.Н.Узнадзе, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Г.Г. Кравцовым, Р.В. Овчаровой, Н.И. Гуткиной [13]. Необходимость поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства школы, является весьма актуальной [34].

Одним из эффективных средств социальной адаптации младших школьников является музыкотерапия. Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей, страдающих от соматических и психических заболеваний [17]. 

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека  проявился в ряде исследований, проводимых В.М. Бехтеревым, И.М. Догелем, И.М. Сеченовым, И.Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным [19].

Музыкотерапия является одним из наиболее эффективных средств, способствующих социально-психологической адаптации ребёнка. Она выполняет множество функций: создаёт положительный эмоциональный настрой, способствует развитию коммуникативных навыков, развивает чувство контроля, снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления [32].

Таким образом, обеспечивает процесс включения личности младшего школьника во взаимодействие с новой для него социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознании проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для неё деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой и социальной средой [38].

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования «Социально-психологическая адаптация младших школьников средствами музыкотерапии».

Цель исследования: Теоретически обосновать возможность музыкотерапии как средства социально-психологической адаптации.

Объект исследования: музыкальная терапия.

Предмет исследования: процесс социально-психологической адаптации младших школьников.

Для достижения поставленной цели определённы задачи исследования:

1) Обобщить современные теоретические положения о сущности, содержании и факторах социальной адаптации младших школьников;

2) Изучить психолого-физиологические особенности младших школьников;

3) Рассмотреть механизмы воздействия музыки на человека;

4) Проанализировать методы и принципы музыкотерапии по преодолению психологической дезадаптации;

5) Сделать выводы по теме исследования.

Теоретические методы исследования: анализ, классификация, поиск и отбор источников информации, систематизация, обобщение.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

  1. Сущность понятия «адаптация» в общенаучном ключе

Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, противоречивым образом отражаются на подрастающем поколении, в частности, на процессе социальной адаптации младших школьников [6].

В разных науках очень распространён термин «адаптация». Это слово происходит из латыни, и означает приспособление [2].

В литературе встречаются следующие определения адаптации:

- К.К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию [3].

- по мнению А.А. Налчаджяна, адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [22].

- в общей психологии А.В. Петровский, Р.С. Немов, одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [36].

Проблему приспособления выдвинули и обосновали Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин. Сам термин «адаптация» впервые ввел Г.Ауберт в 1865 г. После этого он широко применялся в литературе биологической направленности. Здесь под адаптацией исследователи понимали только лишь одни функциональные изменения анализаторов и органов чувств. Но постепенно, по мере развития науки, понятие адаптации стало выходить за рамки теории эволюции. Оно стало проникать в социологию, социальную психологию, философию, педагогику [48].

В философской науке понятие адаптация рассматривается как описание общих принципов диалектического единства организма (индивида, их совокупностей) и условий среды: изменение и неизменность, динамика и стабильность, пассивность и активность, открытость и закрытость [35].

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [20]. 

Адаптация в психологии – это процесс довольно сложный. При этом его изучение невозможно без рассмотрения самосознания личности. Ведь именно благодаря ему включается механизм самоопределения (поиска жизненной позиции), самореализации (активности в различных направлениях), самоутверждения (достижения удовлетворенности), а также принятия самооценки. Самосознание позволяет индивиду познать самого себя. При этом личность приобретает некую целостность и идентичность.  

Адаптация в педагогике – это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям.  

Социально-психологическая адаптация и социализация в педагогике – это понятия довольно близкие по своему смыслу. Они обозначают процессы взаимообусловленные, взаимозависимые, но при этом не тождественные. Социализация, с одной стороны, является механизмом усвоения общественного опыта. С другой – представляет собой активное воспроизводство и наращивание межличностных отношений и связей [48].

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об общении человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир и себя [46].

Основная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм [48].

Таким образом, различные определения адаптации, её содержательные компоненты можно разместить между полюсами наиболее общего взаимодействия индивида со средой и конкретного, охватывающего специфичное в этом взаимодействии, связанное с конкретными характеристиками окружающей его социальной среды освоение норм и ценностей новой для индивида группы, формирование его отношения к ним, освоение системы деятельности и межличностных отношений, степень включённости в деятельность и отношения, проблемы реализации личностного потенциала [46].

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды – важнейшая из способностей любой системы, обеспечивающая возможность её существования. Поэтому проблемы адаптации всегда привлекали внимание учёных различных специальностей. Внимание, уделяемое изучению адаптации человека в её различных аспектах, все возрастает, так как развитие цивилизации и в области научно-технического прогресса, и в информационно-коммуникативной, и в прочих областях постоянно ускоряется. Созданная человеком среда, в основе которой наиболее значимым элементов сейчас является информация, интенсивно воздействует на человека [45].

Анализ литературных источников свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «адаптация». Ключевым в определении данного понятия является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает, как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной [33].

1.2. Психолого-физиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст является тем этапом развития, который соответствует времени обучения в начальной школе. Хронологические границы данного возраста по-разному воспринимаются в разных государствах, в различных исторических условиях. В середине прошлого столетия границы младшего школьного возраста снизились с 8 до 7 лет, с 80-х годов 20 века они определяются от 6-7 лет до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально существующих сроков начального обучения [43].

На этапе поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости: некоторое преобладание возбуждения уже не так велико, как в дошкольном детстве; это создаёт платформу для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем обеспечивает кровоснабжение мозга в той мере, которой достаточно для длительного сохранения умственной работоспособности. Это обуславливает возможность сохранять у учеников активность познания. Важным остаётся тонкой моторики, что даёт возможность овладеть письменными навыками [28]. 

Первый класс школы считается одним из самых важных и одновременно самых трудных моментов в жизни детей: поступление малышей в школу приводит их к эмоционально-стрессовой ситуации, в результате чего меняются привычные стереотипы поведения, растет психоэмоциональная нагрузка [43]. 

Поступление в школу меняет характер жизни ребёнка: с первых дней обучения в ней у ребёнка развивается главное противоречие: между постоянно растущими потребностями, предъявляемыми к личности первоклашки, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и особенностями личностного развития. Данное противоречие – основной движущий механизм в развитии младшего школьника.

Следовало бы отметить, что младший школьный возраст представляет собой качественно своеобразный этап развития, поскольку развитие высших психических функций и личности осуществляется в рамках учебной деятельности, заменяющей игровую деятельность, являвшуюся основной на этапе дошкольного возраста. Участие ребёнка в учебной деятельности – начало перестройки всех психических процессов и функций [28].

Основными побудительными факторами, которые участвуют в определении направлений деятельности маленького школьника, являются факторы, которые ориентированы на внешние атрибуты школьной жизни. В формировании адекватной мотивации к учебной деятельности основное значение представляет подкрепление позитивного отношения ребёнка к учению, в принципе, не фиксируя недостатки учебной работы школьников, чтобы любой из них мог быть положительно оценён [43].

К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [37].

Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, свойственно и типично для подростка. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.

Очень сильна направленность ребенка на внешний мир. Факты, события, детали, производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на деталях.

У младшего школьника сильна потребность в движении. Он не может долго сидеть на уроке неподвижно. Особенно ярко такая подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться.

Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.

Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте  один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования  внутренней позиции школьника. Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и к самому себе [23].

В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности [47].

Таким образом, младший школьный возраст  это вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него  значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни [30].

1.3. Социально-психологическая адаптированность и дезадаптированность ребенка

Начало обучения в школе  один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты; новые условия определяются, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, несвязанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов [7].

Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки [31].

Поэтому, понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма [15].

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2–3 недели) [31].

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «долг берет». На втором этапе эта цена снижается, буря начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья [12].

Анализ психологической литературы последних десятилетий показывает, что термином «школьная дезадаптация» (в зарубежных исследованиях употребляется его аналог «школьная неприспособленность») фактически определяются негативные личностные изменения и специфические школьные затруднения, возникающие у детей разного возраста в процессе обучения.

К числу ее основных внешних признаков и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения. Следует подчеркнуть, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные олигофренией, грубыми некомпенсированными органическими расстройствами [25].

Школьная дезадаптация заключается в отставании ребенка от его собственных возможностей. При сохранении примерно одинакового механизма возникновения в развития школьная дезадаптация на разных возрастных ступенях имеет свою динамику, признаки и проявления.

 В качестве критериев отнесения детей к дезадаптированным обычно используется два показателя: неуспеваемость и недисциплинированность.

Концентрация внимания учителя на трудностях учебного процесса ведет к тому, что в поле его зрения попадают в основном ученики, являющиеся помехой для реализации чисто учебных задач; дети же, поведение которых не влияет деструктивным образом на дисциплину и порядок в классе, хотя сами и испытывают значительные личные затруднения, не рассматриваются как дезадаптированные [26].

Поэтому, мы полагаем, для отнесения ученика к категории дезадаптированных необходимо введение дополнительных критериев, относящихся к самому школьнику, так как школьная дезадаптация у тревожных детей, например, возможна и без нарушений учебы и дисциплины. Работая в режиме, далеком от их индивидуального оптимума, «перегружая свои способности», такие ученики переживают постоянный страх неудачи в школе, что может явиться причиной серьезных внутренних конфликтов. Для дезадаптированных учеников характерны выраженные вегетативные реакции, неврозопобные психосоматические нарушения, патохарактерологические развития личности (акцентуации). Существенным в этих нарушениях является их генетическая и феноменологическая связь со школой, влияние на формирование личности ребенка [41].

Неадекватные механизмы приспособления ребенка к школе, приводящие к дезадаптированности, развиваются по принципу «порочного замкнутого круга». Их формирование происходит, с одной стороны, на основе стойкой психотравмирующей ситуации, а с другой  недостатков в индивидуальном развитии ребенка, которые не позволяют ему вырабатывать адекватные новым условиям механизмы формы поведения и деятельности. И возникнув, они усугубляют имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, приводя к еще большей дезадаптированности и дальнейшим отклонениям в развитии.

Таким образом, сталкиваясь с неудачами в жизненно важных для него сферах и не умея их предотвратить, ученик приобретает либо безразличное к процессу обучения отношение, либо развивает в себе обычный тривиальный психологический комплекс [1].

Полагаем, что школьную дезадаптацию корректнее рассматривать как более частное явление по отношению к общей социально-психологической дезадаптации. Исходя из общетеоретических представлений о сущности социально-психологической адаптации личности, на наш взгляд, школьная дезадаптация формируется в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. Учитывая значительность масштабов, а также высокую вероятность негативных последствий, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности, школьную дезадаптацию безусловно следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, требующих как углубленного изучения, так и неотложных поисков ее разрешения на практическом уровне.

В целом нужно отметить, что в этом направлении нет пока крупных теоретических и конкретно-экспериментальных исследований, а в имеющихся работах раскрываются лишь отдельные аспекты школьной дезадаптации. Также в научной литературе нет до сих пор четкого и однозначного определения понятия «школьная дезадаптация», которое бы учитывало всю противоречивость и сложность этого процесса и было бы раскрыто и исследовано с различных позиций.

Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы и проведенного исследования было установлено, что школьная дезадаптация комплексная проблема и она имеет место в настоящее время в общеобразовательных учреждениях и требует своего решения. Одним из способов решения выступают специально созданные педагогические условия, которые позволяют каждому компоненту школьной дезадаптации перейти на уровень адаптации. А в результате обучающиеся становятся более успешными в учебной и социальной деятельности [41].

Мы считаем, что одним из путей преодоления дезадаптации является музыкальная терапия, которую более подробно мы рассмотрим во второй главе.

Выводы по I главе

В современном мире происходят стремительные изменения, которые заставляют людей адаптироваться к новым условиям жизни. Часто возникает проблема социально-психологической адаптации. Она представляется собой процесс активного приспособления человека к новым условиям социальной среды.

Одним из самых трудных этапов адаптации является поступление ребёнка в школу. С первых дней пребывания в школе у первоклассника появляются новые знакомства, новые требования, повседневные обязанности. В этот период дети открыты к новой информации, они более внимательные, чем дошкольники. Они очень старательно выполняют задания учителя. Всегда ждут оценки своей работы, но с возрастом уже оценивают сами себя.

Младшие школьники очень подвижны и нуждаются в выплеске энергии. Из-за длительных статических нагрузок на уроке, они могут испытывать эмоционально-стрессовые ситуации, которые часто приводят к дезадаптированности ребёнка.

Дезадаптация – это процесс отставания ребёнка от его собственных возможностей. Из-за плохой успеваемости по учёбе, такой ребёнок может остаться в стороне от общего коллектива детей. Поэтому, такие дети нуждаются в особой помощи взрослых.

Подводя итоги, можно сказать, что процесс адаптации является очень важным в современных школах. Нужно внимательно следить за успеваемостью, общим поведением ребёнка, чтобы не допустить процесс дезадаптации.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Механизмы воздействия музыки на человека

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она воздействует  на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Любая музыка представляет собой звуковую волну, и при её восприятии, особенно важны следующие моменты:

1. Громкость звука (при громкости звука превышающем 150 дБ возможен летальный исход). Кроме того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой потребности увеличить воздействие на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в конкретном звукоряде.

2. Продолжительность воздействия звуковых колебаний.

3. Шум. Особенно влияет так называемый «белый шум» (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным [18].

Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Также очень важны такие характеристики, как диссонансы – дисгармоничное сочетание звуков – они возбуждают, раздражают. Консонансы – гармоничное сочетание звуков – они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра» [10].

Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания [21].

Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса – то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Воздействует на организм и тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные – поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус [10].

Умело подобранная музыка оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека [18].

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память, и ориентирование во времени, активизирует условные рефлексы.

Замедлив темп музыкального произведения на более медленный, можно воздействовать на процесс дыхания. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, улучшает процессы метаболизма. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению [20].

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, то есть как колебания определённой частоты, но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.

В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты музыкальной ткани (мелодия, ритм, динамика, гармония, ритм, тембр) при всей их значимости, являются дополнительными.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского говорится следующее: «Лечебное действие музыки на организм человека известно с давних времен. Первая попытка научного объяснения этого феномена относится к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - XIX. После того, как в конце XIX в. на смену эмпирпическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований, ученые стали предпринимать попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. Под руководством В. М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

Основными функциями музыкотерапии являются:

Катарсистическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний;

Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного эмоционального состояния;

Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки;

 Все чаще музыку используют в медицинских, медико-педагогических, психолого-педагогических учреждениях, как расслабляющее и успокаивающее средство [18].

2.2. Формы работы по преодолению  дезадаптации в условиях современной школы

В последнее время все более глобальной проблемой, объединяющей вокруг себя усилия медиков, психологов и педагогов, становится проблема школьной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего обучение.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что несвоевременное распознание характера и природы различных проявлений школьной дезадаптации у детей приводит не только к их хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития, к различным формам отклоняющегося поведения [49].

Проблема: как снизить уровень дезадаптации первоклассников, способствовать адаптации детей к первому классу?

Для того, чтобы школьник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимо прежде всего изучить его стартовый уровень по следующим показателям: состояние здоровья, социально-педагогическая готовность, общее развитие и наличие базовых знаний, умений и навыков [44].

Понимание проблем, поступающего в школу ребенка, позволяет сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь:

- создать атмосферу доброжелательности и понимания, творческого сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе новой для детей учебной деятельности, формировать положительные мотивы, ввести в классный коллектив;

- познакомить с особенностями учебных предметов и научить пользоваться учебными пособиями;

- создать условия для развития мышления, наблюдательности и практических действий - этих трех, по выражению Л.В. Занкова, генеральных отношений человека к действительности; создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности, уделив особое внимание восприятию цели деятельности и ее удержанию в процессе выполнения; обеспечить постепенный переход к произвольной деятельности [39].

Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации [14].

Педагогическая деятельность с учащимися с признаками школьной дезадаптации должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

Организация режима школьной жизни.

Создание предметно-пространственной среды.

Организация оздоровительно-профилактической работы.

Организация учебно-познавательной деятельности в адаптационный период.

Организация внеучебной жизни учащихся.

Изучение социально-психологической адаптации учащихся [39].

Многие современные школы ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. К такому малоизученному коррекционному методу относится музыкальная терапия.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы.

Существует две формы музыкотерапии – пассивная и активная.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Во время прослушивания музыки учащиеся и учитель сидят друг напротив друга. Совместное переживание под музыку нередко вызывает у учащегося общение по поводу эмоциональных впечатлений и помогает преодолеть некоторое недоверие к учителю и учащихся класса. Оно временно облегчает проживание музыки на основе эмоциональной активности и стремления вызвать до сих пор сдерживаемые и скрываемые некоторые чувства и обстоятельства жизни. После окончания прослушивания учитель ждет спонтанной реакции учащихся, а уже потом спрашивает о впечатлениях. Длительность прослушивания 15-20 минут. При выборе репертуара отдается предпочтение музыке с явной идейной концепцией, способной вызвать позитивные эффекты, например: «Болеро» М. Равеля; 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1 часть) П. Чайковского; Соната для виолончели и фортепиано (1 часть) Э. Грига; Неоконченная симфония (1 часть) Ф. Шуберта; 5-я симфония (1 часть) Л. Бетховена [9].

Ещё один способ в музыкотерапии  музыкальное моделирование. В этом способе используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:

1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям).

2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его.

3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка). Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении [50].

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка  «Я хороший  ты хороший».

Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах.

Активная форма хорошо отрабатывает коммуникативные навыки, самоконтроль, выдержку, широко используется в лечебной и специальной педагогике, в музыкально-педагогической коррекции учебной деятельности и поведения учащихся.

При работе с детьми целесообразно использовать обе формы музыкотерапии. Активная, широко используется в групповых занятиях с целью сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчёски и пр.

Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта [22].

2.3. Музыкотерапия как метод профилактики психологической дезадаптации

Музыкотерапия является одним из наиболее эффективных средств, способствующих социально-психологической адаптации ребенка. Она выполняет множество функций: создаёт положительный эмоциональный настрой; способствует развитию коммуникативных навыков, развивает чувство контроля, снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления и, таким образом, обеспечивает процесс включения личности младшего школьника во взаимодействие с новой для него социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для нее деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой и социальной средой [32].

Основная цель музыкотерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в музыкотерапии является механизм сублимации, т.е. выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно «направить в другое русло» и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.

По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и музыкотерапии, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой музыкотерапии воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности музыкотерапии связаны с предоставлением практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками и т. д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку и степень его самопринятия и самоценности [24].

Все методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках музыкотерапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого [5].

На период адаптации первоклассников музыкотерапия ставит основными задачами: помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира; преодолеть негативные представления о собственной личности.

Преимущество музыкотерапии в работе с дезадаптивными первоклассниками заключается в том, что она:

1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере.

2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.

4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

5. Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.

6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.

7. Развивает и усиливает внимание к чувствам.

8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития [37].

Выделяют следующие приемы музыкотерапии в работе с детьми:

1. Метод направленной визуализации К.О. Коннор (музыка и релаксация). Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же остро, как и взрослые. Иногда дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им необходимо помочь расслабиться. Часто это позволяет выявить источник раздражения. При релаксации дети могут лечь на пол, могут принять любую удобную позу, очень полезны наклоны и потягивания тела. Можно использовать специальные упражнения по йоге. Музыка служит фоном. Расслабившись, ребенок выстраивает приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением

2. Музыка и медитация. Медитация – превосходный способ обучения расслаблению – релаксации. Специально подобранная музыка служит фоном на музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или двигаться под музыку. Медитация бывает двух видов: директивная и недирективная. Директивная медитация – сопровождается рассказом, может включать в себя элементы внушения, настраивающие детей определенным образом. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Ребенок при этом погружается в свой собственный внутренний мир и представляет себе все, что хочет.

 3. Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистичные образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.

4. Слушание музыки. Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки: специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

5. Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в  том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Песни подбираются в соответствии с настроем группы детей. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

6. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы [8].

7. Игра на музыкальных инструментах. Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах.

8. Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них [40].

 Таким образом, музыкотерапия помогает ребёнку расслабиться, освободиться от внутренних комплексов. Даёт возможность полностью самовыражаться не только индивидуально, но, и в коллективной работе. Она положительно влияет на психоэмоциональное состояние. И может помочь ребёнку справится с трудностями понимания окружающего мира.

Выводы по 2 главе

Из материала пункта 2.1. мы сделали следующие выводы, что музыка обладает огромным потенциалов в лечении людей, посредствам использования механизмов, таких как, ритм, темп, тональность, динамика. Она может оказывать влияние на физическое состояние человека, а также, психологическое. Благодаря её возможностям её активно применяют в разных медицинских, психолого-педагогических учреждениях.

Изучив материалы параграфа 2.2. мы пришли к выводу, что современные школы проводят диагностику у первоклассников, и всё чаще выявляют дезадаптированность детей. К проблеме дезадаптации стараются находить новые нетрадиционные пути решения. Актуальным становится применение музыкотерапии в работе с дезадаптированными детьми. Она имеет активную и пассивную форму. Активная подходит для работы с целым коллективом, а пассивная для индивидуальной. Обе формы помогают создать в коллективе доверительные отношения, освободиться от эмоционального напряжения.

Из материала пункта 2.3. мы можем сделать следующий вывод, что применение музыки в работе с дезадаптированными детьми возможно через применение различных методов, которые помогут избавиться от психологических проблем первоклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы было теоретический обосновать возможность музыкотерапии как средства социально-психологической адаптации.

Для достижения данной цели мы обобщили современные теоретические положения о сущности, содержании и факторах социальной адаптации младших школьников, и сделали вывод, что  адаптация – это способность человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

При изучении психолого-физиологических особенностей младших школьников, мы пришли к выводу, что у детей идёт сложный процесс адаптации к новому. Они попадают в новый коллектив, среду, где появляются определённые условия и задачи. Часто дети не справляются со стремительными изменениями в их жизни. И может наступить процесс дезадаптации.

Дезадаптация – процесс отставания ребёнка от собственных возможностей. В работе с такими детьми можно применить – музыку.

Она обладает большим потенциалов в лечении, коррекции различных психологических расстройств. Музыка воздействует на организм человека определёнными механизмами, такими как, темп, ритм, динамика, тональность, лад и др.

Использование музыкотерапии в школах, поможет справиться с проблемой дезадаптации первоклассников. Можно применять активную форму, например, пение, игру на музыкальных инструментах. Эти приёмы помогут школьникам установить доверительные отношения в классе.

Применение пассивной формы, например, слушание музыки, поможет ребёнку избавиться от внутреннего эмоционального дискомфорта.

Таким образом, цель и задачи, которые ставились в начале исследования, были достигнуты путём изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы. В дипломной работе мы планируем провести опытно-экспериментальную работу и обосновать возможности музыкальной терапии как средство социально-психологической адаптации школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаптация и дезадаптация ребёнка в школе: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT: https://studwood.ru/2031274/pedagogika/adaptatsiya_dezadaptatsiya_rebenka_shkole. (Дата обращения: 10.10.2019).

2. Александров, И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии: // Молодой ученый. 2018. №22. URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/. (Дата обращения: 12.11.2019).

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М., 1999. – 514 с.

4. Арт-терапия как средство коррекции дезадаптации в младшем школьном возрасте: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT: https://studwood.ru/1538699/psihologiya/terapiya_sredstvo_korrektsii_dezadaptatsii_mladshem_shkolnom_vozraste. (Дата обращения: 11.11.2019).

5. Арт-терапия: лечение прекрасным: [Электронный ресурс] // terrawoman.ua. 2012. URT: http://www.terrawoman.ua/psychology/psychology_news/Art-therapy_Treatment_by_beautiful_Exercises_for_children_and_adults/comments. (Дата обращения: 22.10.2019).  

6. Беккер, И.Л. Мельникова, Е.А. Современные особенности социальной адаптации младших школьников: // CYBERLENKA.RU. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-mladshih-shkolnikov. (Дата обращения: 28.11.2019).

7. Валиулина, И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе: // Молодой ученый. 2017. №5. URL: https://moluch.ru/archive/139/39293/. (Дата обращения: 13.11.2019).

8. Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка: [Электронный ресурс] // Мир знаний 2006-2019.URL: http://mirznanii.com/a/200789-6/vozdeystvie-muzyki-na-psikhicheskoe-sostoyanie-rebyenka-6. (Дата обращения: 14.05.2019).

9. Гайнова, А.А., Юдичев, С.В. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты: // CYBERLENINKA.RU. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-vokaloterapiya-novye-gorizonty. (Дата обращения: 04.10.2019).

10. Гильзунова, М.В. Музыкотерапия: // portfoliomalina.jimdo.com. 2012. № 6.URL: https://portfoliomalina.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/. (Дата обращения: 26.05.2019).

11. Горб, С.Н. Особенности профилактической работы по преодолению школьной дезадаптации среди первоклассников: // infourok.ru. 2019. URT: https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-profilakticheskoy-raboti-po-preodoleniyu-shkolnoy-dezadaptacii-sredi-pervoklassnikov-3859770.html.  (Дата обращения: 15.10.2019).

12. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребёнка: [Электронный ресурс] // Дубровинская, Н.В. Психофизиологические аспекты адаптации к школе. 2000. URT: http://pedlib.ru/Books/6/0004/6_0004-125.shtml. (Дата обращения: 01.12.2019).

13. Завражнов, В.В., Чагина, М.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе: // Молодой ученый. 2017. №49. URL: https://moluch.ru/archive/183/46927/. (Дата обращения: 12.11.2019).

14. Илюшова, Т.Ю. Проявления школьной дезадаптации и пути их коррекции: // infourok.ru. 2019. URL: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-proyavleniya-shkolnoy-dezadaptacii-i-puti-ih-korrekcii-3982360.html. (Дата обращения: 11.12.2019).

15. Кильдюшова, Е.В.Психологические особенности адаптации детей к школьному обучению: // infourok.ru. 2017. URT: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-adaptacii-detey-k-shkolnomu-obucheniyu-2204584.html. (Дата обращения: 10.10.2019).

16. Константинов, В.В. К вопросу о понятии «адаптация»: // PsyJournals.ru. 2015. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml. (Дата обращения: 29.09.2019).

17. Котышева, Е.Н. Музыкальная психологическая коррекция в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: // CYBERLENINKA. 2009. №2. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/14732274. (Дата обращения: 25.10.2019).

18. Мацышина, Е. Психофизическое воздействие музыки на организм человека: // Открытый урок. 2018. URL: https://открытыйурок.рф/статьи/598891/. (Дата обращения: 16.05.2019).

19. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: [Электронный ресурс]. 2002-2019. URL: https://mydocx.ru/6-59765.html. (Дата обращения: 26.05.2019).

20. Механизмы воздействия музыки на организм человека: [Электронный ресурс] // studme.org. 2018-2019. URL: https://studme.org/131795/pedagogika/mehanizmy_vozdeystviya_muzyki_organizm_cheloveka. (Дата обращения: 17.05.2019).

21. Музыкотерапия - воздействие музыки, пения, звука на организм: [Электронный ресурс] // МИОПАТИЯ.BY. 2009-2019.URL:http://mioby.ru/obmenopytom/muzykoterapiya-vozdejstvie-muzyki-peniya-zvuka-na-organizm/. (Дата обращения: 26.05.2019).

22. Музыкотерапия как средство коррекции психоэмоциональных расстройств и поведенческих нарушений ребенка: [Электронный ресурс] // allbest.ru. 2015. URT: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00551947_0.html. (Дата обращения: 19.10.2019).

22. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян // Психология. 2004. № 2. – С. 21-30.

23. Никитина, С.А. Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов: // allbest.ru. 2014. URT: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00460147_0.html. (Дата обращения: 23.11.2019).

24. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: [Электронный ресурс] // Осипова, А.А. Арттерапия. 2002. URT: http://pedlib.ru/Books/2/0171/2_0171-175.shtml. (Дата обращения: 23.11.2019).

25. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации: [Электронный ресурс] // PSYERA.RU. 2019. URL: https://psyera.ru/osnovnye-proyavleniya-i-faktory-shkolnoy-dezadaptacii_7436.htm. (Дата обращения: 12.12.2019).

26. Особенности адаптации младших школьников в первом классе: [Электронный ресурс] // vuzlit.ru. 2017-2019. URT: https://vuzlit.ru/84262/osobennosti_adaptatsii_mladshih_shkolnikov_pervom_klasse. (Дата обращения: 12.11.2019).

27. Особенности адаптации первоклассников к школе: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT: https://studwood.ru/2149180/psihologiya/zaklyuchenie. (Дата обращения: 05.10.2019).

28. Особенности младших школьников: [Электронный ресурс] // Библиофонд. 2013. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=607974. (Дата обращения: 23.11.2019).

29. Особенности проявления психического здоровья детей младшего школьного возраста: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT: https://studwood.ru/1934756/pedagogika/osobennosti_proyavleniya_psihicheskogo_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta. (Дата обращения: 01.11.2019).

30. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста: [Электронный ресурс] // allbest.ru. 2012. URT: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00172156_0.html. (Дата обращения: 15.11.2019).

31. Особенности психофизиологической адаптации ребёнка к школе: [Электронный ресурс] // vuzlit.ru. 2017-2019. URT: https://vuzlit.ru/734184/osobennosti_psihofiziologicheskoy_adaptatsii_rebenka_shkole. (Дата обращения: 15.10.2019).

32. Петухова, М.И. Музыкальная терапия как метод социально-психологической адаптации младшего школьника: //  CYBERLENINKA. 2013. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/15529003. (Дата обращения: 13.11.2019).

33. Позднякова,  О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности: // CYBERLENINKA.RU. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-stadiya-sotsializatsii-lichnosti. (Дата обращения: 23.11.2019).

34. Полынская, И.Н. Социальная адаптация школьников средствами этнохудожественного образования: // Фундаментальные исследования. 2014. №9-2.  URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34865. (Дата обращения: 05.11.2019).

35. Приходько, Е.В. Адаптация как объект научного исследования: психолого-педагогический анализ: //  Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2017. №2.  URL: http://e-koncept.ru/2017/570105.htm. (Дата обращения: 21.11.2019).

36. Психологический словарь: энцик. слов. / под общ. ред. А. В. Петровского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – СПб.: Речь, 2005. – 576 с.

37. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT: https://studwood.ru/1712498/pedagogika/psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_mladshih_shkolnikov. (Дата обращения: 23.11.2019).

38. Роль социальной адаптации в становлении личности: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT:https://studwood.ru/1541478/psihologiya/rol_sotsialnoy_adaptatsii_v_stanovlenii_lichnosti. (Дата обращения: 12.11.2019).

39. Сущность и содержание социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения: [Электронный ресурс] // studbooks.net. 2013-2019. URL: https://studbooks.net/1912405/pedagogika/suschnost_soderzhanie_sotsialno_pedagogicheskoy_raboty_uchaschimisya_priznakami_shkolnoy_dezadaptatsii_usloviyah. (Дата обращения: 03.12.2019).

40. Танцевально-двигательная терапия: [Электронный ресурс] // Pandia. 2016-2019. URL: https://pandia.ru/text/79/549/1143.php. (Дата обращения: 26.05.2019).

41. Таригова, Г.С. К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников: // Библиофонд. 2009. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104703. (Дата обращения: 23.11.2019).

42. Теоретические основы социально адаптация младших школьников: [Электронный ресурс] // studbooks.net. 2013-2019. URL: https://studbooks.net/710392/psihologiya/teoreticheskie_osnovy_problemy_sotsialnoy_adaptatsii_mladshih_shkolnikov. (Дата обращения: 01.11.2019).

43. Теоретический аспект изучения личности ребёнка младшего школьного возраста: [Электронный ресурс] // studbooks.net. 2013-2019. URL: https://studbooks.net/1308173/psihologiya/teoreticheskiy_aspekt_izucheniya_lichnosti_rebenka_mladshego_shkolnogo_vozrasta. (Дата обращения: 06.11.2019).

44. Теплякова, Л.В. Адаптация детей к школе с различным уровнем школьной зрелости: // Stud24.ru. 2013. URL: https://www.stud24.ru/pedagogy/adaptaciya-detej-k-shkole-s/498768-1934704-page1.html. (Дата обращения: 02.11.2019).

45. Тимошенко, Т.В. Адаптация человека к современной информационной среде: // CYBERLENINKA.RU. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-cheloveka-k-sovremennoy-informatsionnoy-srede. (Дата обращения 14.11.2019).

46. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии: // CYBERLENINKA.RU. 2007. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-adaptatsii-v-sovremennoy-psihologii. (Дата обращения: 24.09.2019).

47. Удальцова, Е.М. Формирование умений самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста: // infourok.ru. 2019. URT: https://infourok.ru/formirovanie-umeniy-samokontrolya-u-obuchayuschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3845143.html. (Дата обращения: 16.10.2019).

48. Фролова, Л. Адаптация в педагогике: // FB.ru. 2018. URL: https://fb.ru/article/436342/adaptatsiya-v-pedagogike---eto-opredelenie-ponyatiya-rol-suschnost-i-usloviya. (Дата обращения: 18.11.2019).

49. Экспериментальное исследование агрессивности как проявления дезадаптации в подростковом возрасте: [Электронный ресурс] // allbest.ru. 2014. URT: https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625b3ad79b5d43a89421316c27_0.html. (Дата обращения: 11.12.2019).

50. Юрченко, В.И. Роль музыкотерапии в формировании личности: // infourok.ru. 2018. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-rol-muzikoterapii-v-formirovanii-lichnosti-2919889.html. (Дата обращения: 16.11.2019).