Статья

Опишнян Всеволод Эдуардович

Статья по теме: "Приобщение школьников к вокальному искусству на примере романсов на стихи русских поэтов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_da.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ВОКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ПРИМЕРЕ РОМАНСОВ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ

Опишян Всеволод Эдуардович, Челябинский педагогический колледж № 1, научный руководитель: О.Н. Кислова, г. Челябинск, Россия

Одной из главных проблем на сегодняшний день в Российском социуме является воспитание подрастающего поколения. Одним из аспектов комплексного подхода в современных условиях является музыкальное воспитание. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Как раз таки русский романс как исторически сложившийся жанр представляет собой уникальное явление в отечественной художественной культуре. Его можно считать явлением социальным. С течением времени изменяются музыкальные стили, жанры, ритм жизни, но человек остается человеком: его эмоции находят все новые средства выражения.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Песенный принцип прочтения стиха, максимально резонируя его строю, способствует некой интимной близости с поэзией, позволяет душевно породниться с нею, т. к. сравнительная простота и обобщенность музыкальной речи обеспечивают гораздо более активное и длительно сохраняющееся интонационное сопереживание. Поэтому в настоящее время, когда так возрос интерес к поэтическому творчеству, особенно ко вновь открываемым пластам высокой русской поэзии, песенная трактовка камерно-вокальной музыки может оказать незаменимую услугу в приобщении к вокальному искусству учащихся.

В школе учитель учит детей:

– внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку;

– проникаться их эмоциональным содержанием;

– делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности, структура, исполнение);

– узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов.

Для того чтобы слушание становилось слышанием, нужен музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу услышанного, т. е. художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора.

Для анализа программ по музыке в общеобразовательных школах  мы хотим обратиться к группе модернизированных программ, а конкретно к программам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Усачёвой В.О., Школяр В.А, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак. В каждой из программ своя цель, но эти цели между собой похожи. Основой для анализа мы взяли романсы на стихи русских поэтов, использующиеся в каждой из программ.

Во всех трех приведенных нами программах в первом классе романсов нет. Со второго класса в программе Е.Д. Критской и у Л.В. Школяр, В.О. Усачёвой появляется данный жанр, в то время как у В.В. Алеева романсы не присутствуют. В третьем классе во всех программах прослушиваются романсы композитора М.И. Глинка, но у Е.Д. Критской романсы присутствуют в большем количестве, такие как «Жаворонок». М. Глинка на слова Н. Кукольника. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков на слова А. Толстого. «Вечерняя песня», М. Мусоргский на слова А. Плещеева «Вербочки», А. Гречанинов на стихи А. Блока. «Вербочки», Р. Глиэр на стихи А. Блока. «Колыбельная», П. Чайковский на слова А. Майкова. В 4 классе в двух программах используются романсы М.И. Глинки, а у Е.Д. Критской присутствуют такие романсы как «Зимний вечер». М. Яковлев на стихи А. Пушкина. «Сирень». С. Рахманинов на слова Е. Бекетовой. Во всех трех программах в 5 классе прослушивают романс М.И. Глинки "Жаворонок", но тем не менее у Е.Д. Кристкой в этом классе прослушивают романсов больше, чем в других двух программах. В программах В.В. Алеева и Л.В. Школяр в 6 классе слушают романс "Попутная песня" М.И. Глинки, а у Е.Д. Критской два других его романса. В 7 классе романсы не прослушивают во всех трех программах.

Мы считаем, что в 6-8 классах нужно использовать большее количество романсовой музыки, ведь подростки в большей мере могут оценить поэтический текст, смысл и замысел композитора.

Через вокальную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре. Пение это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.

Для того чтобы учителю приобщить детей к вокальному искусству нужно правильно подобрать музыкальный материал, который будет использоваться при обучении и будет обеспечивать возможность идейно-воспитательного воздействия и систематичность накопления учащимися знаний и навыков. Песенный материал должен подбираться в соответствии с возрастом детей. Основной задачей учителя является то, что нужно пробудить интерес учащихся к романсу, а также воспитать любовь к пению, эмоциональную отзывчивость на романс и понимание того, что через романс они узнают нечто новое. Вызвать такой интерес могут романсы связанные например с романтическими образами героев и с родной природой. Так, интересный и яркий по содержанию в мелодическом отношении романс раскрывает перед учащимися образ, глубокое чувство патриотизма, романтические мечты о будущем и о героических подвигах во имя Родины, глубоко затрагивающие школьников. Большое значение для приобщения детей к вокальному искусству имеет музыкальный опыт детей. Дети в школу приносят с собой некоторый музыкальный опыт, большой или меньший в зависимости от окружающих его условий. Каждый ребенок если не пел сам, то слышал как поют другие, и на основе этого опыта понятия "пение" ему ясно. Также для приобщения важно подобрать романс с доступной музыкальной формой, то есть романс, в котором слово, органически связанное с музыкой, помогает раскрытию содержания романса. Однако не только романс, но и слово учителя по поводу музыки этого романса имеет большое значение для его восприятия. Учитель должен направлять внимание детей, анализировать романс помогая осознанию художественного образа.

Мы убеждены, что проблема вокального искусства в современном мире не может быть обделена вниманием, и её нужно затрагивать и на уроках музыки в том числе. Фундамент закладывается в детстве, и мы как педагоги обязаны этому поспособствовать. Для осуществления этой цели современному педагогу дается изобилие педагогических программ. Благодаря этому образовательный процесс станет более интересным, разнообразным и современным.

 

Библиографический список:

1. Абдуллин, Э.Б. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – Москва.: Прометей, 2005. – 232 с.

2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев - Москва.: Музыка, 2000. - 368 с.

3. Любимый романс. Мелодии и тексты русских романсов. Вып. 1. — Москва.: Музыка, 1992. 112 с.

4. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства [Текст] / М. Л. Львов - Москва.:Музыка,1965.-228с. Музыкальный жанр романс – история появления в России [Электронный ресурс] – URL: https://www.culture.ru/s/vopros/gorodskoy-romans/ (Дата обращения 10.01.2020)

5. История русского романса [Электронный ресурс] – URL: http://singlikeme.ru/istoriya-russkogo-romansa/ (Дата обращения 8.01.2020)