ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Евдокимова Алена Петровна

 

Преподаватель спецдисциплин Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии Евдокимова Алена Петровна

Главной задачей профессиональных учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, способных к эффективной работе и способных применять знания и умения на практике.

Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Учитывая это, в Мариинско-Посадском технологическом техникуме Минобразования Чувашии одним из направлений в образовательном процессе является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.  Средством достижения поставленной цели является исследовательская деятельность студентов, которая помогает формировать не только общие, но и профессиональные компетенции.  

Исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Исследовательская работа включает в себя следующие формы:

  • учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время, встроенную в учебный процесс;
  • исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеучебное время и дополняющую учебный процесс.

Целью учебно-исследовательской работы студентов является их практическое ознакомление со всеми этапами исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы.  

Применительно к исследовательским работам студентов можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и практических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет, либо они недостаточны. Составляется список источников. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства исследовательской работы в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, проекты) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность и в учебный процесс.

Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ). На данном этапе студенты под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы.

Учебно-исследовательская работа студентов начинается с первого курса и ведется на протяжении всего периода обучения студентов в техникуме. В учебное время учебно-исследовательская работа проводится, как правило, в виде выполнения рефератов, сообщений, исследовательских работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Сначала студенты знакомятся с основами исследовательской работы, у них развиваются навыки самостоятельной работы по углубленному изучению дисциплины, стимулируется интерес к избранной специальности. На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты. Затем студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных или письменных экзаменационных работ, а также при прохождении производственной практики.

В процессе выполнения исследовательской работы студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать о результатах своих трудов и трудов других авторов.

Во вне учебное время исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции, декадах.

Руководителями выступают преподаватели техникума. Лучшие работы студентов рекомендуются для участия в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах, выставках.

На ежегодных научно-практических конференциях исследовательских работ студентов молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Итак, Исследовательская работа является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, эти умения и навыки в дальнейшем пригодятся студентам при повышении квалификации по профессии и в самообразовании. Таким образом, исследовательская работа - это одно из условий формирования профессиональных компетенций студента.

 

Литература:

1. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование, 1999. – № 10.

2. Манаков Н.А., Наумова О.Ю. Ваш первый научный проект: Метод. Рекомендации. – Оренбург, 2006.

3 Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999. – № 10.

4. Орлова С.Н. Развитие творческого мышления в процессе когнитивной деятельности. Красноярск: 2001.

5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. – С. 36-37