Опыт работы, проблемы и задачи Каменского филиала по реализации программ профессионального обучения лиц с ОВЗ

Мухтарулина Анна Корнеевна

Мухтарулина А.К – преподаватель Каменского филиала

ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

 

Опыт работы, проблемы и задачи Каменского филиала по реализации программ профессионального обучения лиц с ОВЗ

 

Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ".

Одним из его приоритетных направлений является образование детей с умственной отсталостью, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее уязвимыми в плане обеспечения им общего образования, получения профессии и особенно трудоустройства.

С 2014 года Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», одно из немногих профессиональных образовательных организаций Республики Бурятия, осуществляет профессиональную подготовку по двум профессиям «Повар»,  «Столяр» для лиц  с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями.

В 2022 году состоится  четвертый выпуск обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Поступая к нам из специальных (коррекционных) школ VIII вида,  обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития испытывают затруднения и проблемы в межличностном взаимодействии, в профессиональной деятельности, в устройстве личной жизни. И именно обучение в техникуме, обучение в среде нормально развивающихся людей предоставляет возможность молодым людям с нарушенным интеллектом не только получить профессию, но и пройти адаптацию к жизни и труду.

Достижение цели – создание для них безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке связано с особенностями  организации учебно-воспитательного процесса, а именно, решением следующих задач:

  • адаптация учебных программ и методов обучения;
  • внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных технологий;
  • разработка адаптированных учебных материалов и пособий;
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • контроль состояния здоровья обучающихся;
  • социальное сопровождение;
  • обеспечение педагогическими кадрами, ознакомленных с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Решая данные задачи реализации интегрированного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья мы столкнулись с определенными трудностями.

Начиная набор данных обучающихся, педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Для обучения мы использовали готовый комплект учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии. Обучение подразделялось на два вида: обязательное обучение и факультативные предметы.

Как показал опыт работы, были необходимы изменения  в учебно-программной документации, а именно введение адаптационно – реабилитационного курса, который будет направлен на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время  нами разработана адаптированная  образовательная программа профессионального обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с использованием  наиболее эффективных форм, методов и средств обучения, новых образовательных технологий и содействующая развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

При разработке адаптированной  образовательной программы возникли определенные сложности, связанные с  отсутствием на федеральном уровне комплектов учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по различным профессиям из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, и особенно остро отмечается нехватка программ для обучающихся со средней и умеренной умственной отсталостью.

Формирование основной программы профессионального обучения по профессии «Повар»,  мы осуществляли на основе анализа действующих нормативных документов, в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития. Методическую основу разработки адаптированной программы составили Требования к организации образовательного процесса для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.

 

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по  образовательным программам, которые мы применяли для их обучения, привел к выводу о необходимости введения в адаптированную программу компонента социального, психологического и медицинского сопровождения, с учетом психофизических особенностей обучающихся и перечня реабилитационных мероприятий.

Поэтому в учебный план данной программы введен адаптационный цикл, включающий в себя предметы социальной адаптации и основ социально-правовых знаний, а так же коммуникативный практикум, позволяющие подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в реальную жизнь; сформировать у них умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе, а также помогают сориентироваться в условиях современной правовой реальности.

 

Выпускник, освоивший программу профессионального обучения, должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками соответствующего уровня квалификации, уметь самостоятельно выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими условиями и нормами, установленными на производстве в сфере выполнения работ соответствующего вида профессиональной деятельности.

Однако мы должны понимать, что интеллектуальная недостаточность наших обучающихся обуславливает ряд важнейших препятствий в их профессиональном становлении. Это снижение возможностей в овладении новыми понятиями, трудности в установлении причинно-следственных связей, зависимостей, обобщении, переносе полученных знаний в новые условия, проблема адаптации.

Преодоление этих препятствий осуществляется за счет широкого использования наглядности и практической деятельности, структурной простоты учебного материала, пооперационного характера обучения, дифференцированной помощи обучающимся, взаимосвязи обучения и воспитания, создание адекватной среды жизнедеятельности.

В этой связи хотелось бы отметить, что  если проблему организационно-педагогического и социального сопровождения нам удается решать комплексно, то осуществление непрерывного медицинского и психологического сопровождения вызывает затруднение.

И, наверное, самая большая проблема – это проблема трудоустройства наших выпускников. Исходя из реальных экономических условий, работодателю невыгодно принимать данных выпускников, так как скорость выполнения работы ими ниже, чем у сотрудников организации, нет возможности поставить их на более сложные операции и другие причины, по которым работодатели отказываются от таких выпускников, или по прошествии небольшого периода работы увольняют их.

 

Анализируя процент трудоустройства наших выпускников, а это около 10%, в основном на временную (сезонную) работу, из 50 выпускников – пятеро трудоустроены. Остальные выпускники живут на пенсию, если она имеется, другие перебиваются случайными заработками, либо оказываются в сложной жизненной ситуации.

 

В заключение хотелось бы отметить, что для успешного освоения программы профессионального обучения, получения профессии и трудоустройства необходимы меры по стимулированию профессиональных образовательных организаций  к развитию инклюзивного образования, наличие полного штата специалистов, разработка программ содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ, в том числе и с нарушением интеллекта.

 

PS. Буду рада если вы поделитесь вашим опытом, решения данных проблем

Спасибо за внимание!