Основные проблемы адаптации первокурсников в системе профессионального образования

 Получив основное общее образование, часть школьников поступают в средние профессиональные организации для получения рабочих профессий или специальностей. Именно с этого момента начинается их новая ступенька в жизни: вчерашние школьники становятся студентами – первокурсниками. И, именно, проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в образовательных организациях представляет собой одну из важнейших общетеоретических проблем и является предметом дискуссий многих учёных. Известно, что проблема адаптации первокурсников профессиональных образовательных учреждений к студенческой жизни является и до настоящего времени достаточно актуальной, так как известно, что адаптация к студенческой жизни − это достаточно сложный процесс, который требует вовлечения не только социальных, но и биологических резервов еще не совсем сформировавшегося организма. В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения [5]. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений [1]. Начиная своё обучение в техникуме, бывший школьник сталкивается с некоторыми изменениями. Во-первых, происходит «вливание» его в новый социум – студенчество, во-вторых, изменяется структура учебной деятельности и, в-третьих, снижение уровня контроля за учебной деятельностью. Все эти изменения требуют объединения усилий администрации и педагогов по созданию условий для успешной адаптации студентов. Вопросами адаптации занимаются многие науки. Если говорить в общих словах, то под адаптацией понимают «… приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [2]. В работах некоторых исследователей выделяют три этапа адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около двух недель), психологическая адаптация (длится до двух месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до трех лет)[4]. Возраст студентов, а это в, основном, от 15 до 20 лет, – одна из причин в сложности адаптации, которая обусловлена противоречивостью данного возрастного периода – переходом от детства к юности. Учебный процесс – одна из главных трудностей первокурсников. Студенты-первокурсники с трудом воспринимают содержание и организацию учебного процесса, так как системы обучения в техникуме и школе – различны. Большая трудность возникает с конспектированием лекционного материала, работой с учебной и научной литературой, умением анализировать информацию в большом объеме, так как в школе этому учат достаточно поверхностно. Основное отличие профессионального образования от школьного – самостоятельность студентов, которая проявляется в отсутствии тотального контроля со стороны педагогов и родителей, в освоении совершенно другой системы подачи и контроля знаний. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме. Кроме этого, переходя от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений. Студент первокурсник может успешно функционировать в новой среде, лишь обладая определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить активность, ответственность, способность к обучению, коммуникабельность, исполнительность[3]. При этом процесс адаптации студентов необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода, т.е. анализируя его в комплексе социальных, педагогических, психологических, методологических и других проблем. В традиционном плане адаптация студентов рассматривается как совокупность 3-х аспектов, отражающих основные направления их деятельности: • адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к режиму труда и отдыха, самостоятельности и др.); • адаптация к группе (включение в коллектив, усвоение его правил, традиций); • адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, качеств) [3]. Успешная адаптация студента является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности. Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки установок и навыков поведения социально и личностно значимого. Анализируя все выше сказанное, можно говорить о том, что именно на этом этапе – этапе студенчества формируется личность студента и вся его дальнейшая жизнь. Для негo в этoм вoзрасте самoе важное, чтобы его понимали, принимали и считались с его мнением, дали ему возможность проявить себя, считались с его эмоциями и чувствами, чтобы он мог чувствовать себя значимым, общаться с людьми и эти отношения были продуктивные, качественные. И потому, чем успешнее пройдет адаптация студентов-первокурсников к обучению в профессиональной организации, тем выше будет психологический комфорт и учебная мотивация. Литература 1. Балл Г.А. Понятие адаптации//Вопросы психологии. – 1989. – №1. 2. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1999. №3. С.104-114. 3. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999. – 461 с. 4. Реутова Е.А. Роль методического обеспечения образовательного процесса в системе адаптации первокурсников. – Калининград, 2010. –119 с. 5. Суриков Ю.Н. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений (на примере Архангельского Севера) [Текст] : автореф. дис. ... к. пед. наук / Ю.Н. Суриков — Архангельск, 2002. – 28 с.