Важная роль СПО

Ломова Ольга Александровна

Страна столкнулись с дефицитом нужного количества квалифицированных рабочих рук и специалистов. Очевидно, что проблема носит комплексный характер. 

Во-первых, ощущается отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции специалиста. Во-вторых, отрицательную роль играет низкий общественный престиж начального и среднего профессионального образования. А самое главное – система подготовки кадров не соответствует реальным потребностям экономики, рынка труда. 

Инновационные задачи, стоящие перед экономикой требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития среднего профессионального образования. 

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль СПО в подготовке кадров. Профессиональное образование ощущает явную поддержку государства и становится важнейшей сферой социальной политики. 

Министерство образования РФ, Рособразование взяли курс на развитие учебных заведений среднего звена. Правительство России утвердило комплекс мер по поддержке и развитию учреждений СПО и включило эти учреждения в приоритетный национальный проект. Таким образом, модернизация была объединена с инновационной деятельностью. 

Благодаря реализации национального проекта, формируется современная государственно-общественная система оценки качества образования и современные механизмы государственно-частного партнерства базовых предприятий и учебных заведений, развивается информационная база управления и обучения, происходит ориентация на перспективы развития рынка труда. В работе учебных заведений начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение граждан в течение всей жизни. Формируется ресурсная база обучения. Ряд учреждений, участвующих в осуществлении национального проекта, превратился в региональные, межрегиональные и международные инновационные ресурсные центры профессионального образования. 

При поддержке полномочных представителей Президента России, губернаторов и с привлечением работодателей повсеместно разработаны программы по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена . 

Учеба в колледже сегодня является прекрасным стартом для молодых людей, желающих как можно раньше вступить во взрослую жизнь и начать строить карьеру, получая не только знания, но и профессиональный опыт. Квалифицированные рабочие кадры и специалисты среднего звена на данный момент востребованы среди работодателей больше всего. 

Подход к образованию в колледжах дает студентам прекрасный шанс раскрытия и развития потенциала, а в дальнейшем после окончания колледжа, шансы на поступление в вуз повышаются. 

Несмотря на сложную демографическую ситуацию, конкурс в средние профессиональные учебные заведения растет. 

Связано это, прежде всего, с тем, что выпускники колледжей стали более востребованы у работодателей (трудоустройство в системе среднего профессионального образования составляет около 90%). Кроме того, уровень преподавательского состава в колледжах постоянно улучшается. 

Престижность среднего профессионального образования в России неуклонно растет, равно, как и число желающих поступать в колледжи увеличивается с каждым годом. Диплом о высшем образовании больше не является необходимым условием для удачного трудоустройства. Сегодня важно обладать в первую очередь хорошими прикладными навыками, а колледжи как раз и определяют практическую направленность обучения. 

У СПО есть еще много плюсов. Поступить в колледж все еще легче, чем в вуз. Получить профессию и начать работать по специальности можно уже через два-три года. Кроме того, возможны различные формы обучения, в том числе и дистанционно. Среднее профессиональное образование более доступно абитуриентам по стоимости. Плата за семестр в большинстве колледжей в два раза ниже, чем в вузах. Большое значение в процессе обучения уделяется практике – студенты получают знания и навыки, необходимые в работе. Практике студентов посвящается много учебного времени и проходят ее они на профильных предприятиях и организациях. Помимо этого, колледжи способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда и предлагать новые востребованные специальности. После колледжа проще поступить в профильный вуз по сокращенной программе обучения и без результатов ЕГЭ по профильным специальностям. 

Практика последних лет показывает, что получение среднего профессионального образования в колледже при вузе является наиболее рациональным путем. Помимо востребованной профессии, учащийся получает подготовку необходимую для продолжения обучения в высшем учебном заведении. 

Преподавание ведется вузовскими преподавателями, что в значительной степени содействует развитию профессиональных преференций учащегося, ориентирует его на правильный выбор специальности высшего образования.