Технологии организации обучения в парах сменного состава

Киселева Анастасия Александровна

Технологии организации обучения в парах и группах сменного состава

 

Преподаватель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для студента, постоянно находится в процессе поиска.  В последние годы в рамках реализации ФГОС групповое обучение стало одной из наиболее эффективных и популярных технологий.  Необходимо находить такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у студентов активную деятельность, направленную на приобретение знаний и формирование профессиональных компетенций, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирование личности и имеет большой личностно-развивающий потенциал.

       Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится коллективное обучение.

Метод коллективного обучения решает ряд задач, которые стоят перед развитием критического мышления студентов. Для эффективного решения поставленных педагогических задач, необходимо соблюсти некоторые правила построения коллективной работы:

Построение дидактического материала происходит от простого к сложному

Продолжительность работы в парах планируется не менее чем на 10-15 минут

Сначала используются пары постоянного состава, - те, в которых ученики обычно сидят на уроках.

Когда студенты адаптируются к работе в парах, можно ввести пары ограниченной сменности, а затем пары сменного состава со свободным выбором партнёров.

Источниками эффективной работы в парах у студентов является:

  • внутренняя мотивация (когда человек делает выбор и совершает действие по своему выбору, тогда возникает подлинно внутренняя мотивация)
  • комфорт (общение с партнером комфортнее, чем с учителем, как и возможность выбора подходящего партнера; самостоятельное регулирование скорости работы; регулирование объема домашнего задания)
  • социализация (работа в коллективе объединяет), работа с подходящим партнером (комфорт и качество работы)

 

Существуют следующие технологические схемы посадки пар сменного сотава, которые можно применять, работая по данной технологии:

  • «ручеек»
  • «квадрат»
  • «круглый стол»
  • «посадка через уголок»
  • буквой «П»
  • «бабочкой»
  • «стрела»

Либо возможно формирование пар по следующими принципам: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога.

Метод работы в парах сменного типа имеет ряд преимуществ:

  • совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • развиваются навыки мыслительной деятельности, … работа памяти;
  • повышается ответственность и за свои успехи, и за результаты;
  • мобилизуются предшествующий опыт и знания;
  • обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения;
  • формируется позитивный микроклимат в детском коллективе;

В рамках образовательно процесса в колледже метод работы в парах со сменным составом можно успешно использовать практически на любом этапе обучения, например, проверить выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала, а также применить на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Из личного опыта работы преподавателя теории по парикмахерскому искусству в коллеже можно выделить следующие виды работы в парах:

- Деловая игра

- Решение ситуативных задач

- Взаимный диктант

 

Деловая игра на уроках теории для студентов, обучающихся по специальности парикмахерское искусство, с высоким уровнем эффективности используется прием сменного состава в группах, так как каждый из студентов может предложить различные варианты развития событий, что максимально приближает студентов к реальной производственной ситуации. Очень эффективно менять роли в группах, для формирование нового сценария развития событий в рамках заданных условий в игре.

В рамках решения ситуационных задач, интересно наблюдать как студенты, работающие в парах сменного состава, расширяют рамки своего сознания в процессе мозгового штурма. Поиск вариантов решения поставленной задачи в парах позволяет улучшить коммуникативные способности и развивает гибкость в общении и умение договариваться, находить компромиссы. Особенно эффективно происходит процесс коммуникации, когда студенты попадают в непривычную для себя пару, с новым партнером необходимо выстраивать отношения с нуля, выслушать его позицию и принять решение по решению задачи, которое будет удовлетворять обоих участников пары.

Метод взаимного диктанта в парах со сменным составом- является одним из самых эффективных методов на уроках теоретического обучения колористки для парикмахеров. Он позволяет посмотреть на задачу, которую студенты придумывают друг для друга, не только из позиции решения заданных условий, но и исходя из тех реальных ситуаций, которые могут произойти на производстве.

Методы работы в парах со сменным составом оживляют, актуализируют, способствуют развития общих и профессиональных компетенций, формирования навыков умений и знаний. Педагоги, использующие данную методику, имеют возможность потенциально улучшить результат образования