Агрессия в младшем школьном возрасте. Причины ее возникновения

Татьяна Олеговна Данилова

Агрессия в младшем школьном возрасте. Причины ее возникновения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_govoryat_psihologi.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия в младшем школьном возрасте. Причины ее возникновения

Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения младших школьников.

Задачи:

  1. Изучение типов агрессивного поведения детей;
  2. Выявление причин возникновения агрессии.

Предмет исследования: причины возникновения агресси.

Объектом исследования является агрессивное поведение учащихся .

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает. Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя. В чем причина? В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко  обсуждаемой  на различных уровнях. И среди психологов проводится множество конференций, симпозиумов по данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Повышенная агрессивность младших школьников  является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Актуальность темы, несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации; стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и, как следствие, отсутствие их внимания к своим детям — все это приводит к тому, что у детей возникают сложности в восприятии и усвоении норм окружающего мира. В силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны привлечь к поведению внимание: детская агрессия, злость, замкнутость, капризы, страхи.

Такие дети нападают на других детей, дерутся, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, употребляют грубые выражения, то есть являются «грозой» всего детского коллектива. Таких детей часто ругают учителя и родители.

В ответ на многие провинности и непослушания дети получают физическое наказание: к ним предъявляются завышенные требования, на них постоянно кричат. Агрессивность в латинском языке означает «нападение».

Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

По предложению  А.Басса  определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Зильманн  ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или  физических повреждений.

В настоящее время принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.

Чаще всего выделяются следующие виды агрессии:

- физическая агрессия – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)

- вербальная агрессия – выражающаяся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

- косвенная – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников и т.п.).

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя– она выражается в нанесении себе вреда (откусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании себя самого  и т.п.). 

Результаты многих исследований говорят нам о том, что у большинства детей дошкольного возраста дружелюбное отношение к окружающим существенно преобладает над агрессивным.

Сложившиеся в детстве агрессивные формы поведения могут сохраняться и в последующие, уже взрослые годы жизни. И хотя проявления агрессии не носят в старшем дошкольном возрасте массовый характер, ее возможные тяжелые последствия приковывают пристальное внимание родителей, педагогов и психологов. Используя терминологию Э. Фромма, можно сказать, что агрессивное поведение — это проявление «злокачественной» агрессии в форме жестокого поведения в отношении других людей.

Хотелось бы перечислить причины, которые могут привести к агрессивности.

 Неприятие детей родителями является одной из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает следующее заключение: приступы агрессивности нередко проявляются именно у «нежеланных детей». Хотя родители могут не говорить напрямую ребенку о том, что его не ждали и, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Все чаще природа возникновения агрессии — у детей вечно занятых родителей. Детская агрессия в этом случае — это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитает, чем не заметит».

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием.

Ещё настоящее испытание для ребенка — это развод родителей, что в наше время не редкость. В этот период очень тяжело как родителям, так и ребенку. Часто про ребенка «забывают», не спрашивая ребенка о том, что он чувствует. Если ребенок обвиняет в разрушении семьи родителей, он сам может начать проявлять агрессию по отношению к ним, правда, чтобы не быть отвергнутым обоими родителями. Детская агрессия, скорее всего, будет направлена только на одного из родителей – того, на кого злиться менее опасно. Порой детская злость, спровоцированная разводом родителей, выражается в агрессии по отношению к домашним животным, сверстникам и другим людям. Такое происходит тогда, когда ребенок боится выплескивать свои эмоции на родителей, но в то же время, не может держать их в себе.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, — в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка не менее вреден, чем полное отсутствие такового.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии.

Еще одна причина агрессивности – это недовольство собой. Часто это вызывается отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не учатся любви к себе. Для ребенка жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто так. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он и не любит других. Ученые сегодня наблюдают удивительные изменения детских игр, которые становятся все более «взрослыми», натуралистичными, недетскими. Дети в игре подражают героям кино и компьютерных игр. Такова реальность.

Следует отметить, что сегодня детскую игру «подталкивают» к агрессивности и некоторые игрушки. Они становятся все более натуралистичными (посмотрите, например, на некоторые куклы, роботов). Атрибутика так называемой «взрослой жизни» тоже все более вливается в мир детский. Например, некоторые детские персонажи даже в мультфильмах общаются между собой совсем не по-детски.

Нельзя оградить ребенка от реальности, нельзя не выпустить во двор, невозможно перессориться со всеми родителями «плохих» детей. Но можно постепенно учить ребенка быть психологически устойчивым, не «всеядным».

В доме, где растет малыш, обязательно должны быть «добрые» игрушки — с приятными лицами («мордочками»). Пусть, например, добрая лисичка поухаживает за своими лисятами. Пусть и волк проявит заботу о лисичке. Иными словами, современность требует разборчивости прежде всего от взрослых, чтобы они могли определять, где есть польза для ребенка.

Известно, что агрессивность в меньшей степени свойственна тревожным и эмоционально чувствительным детям. Считается, что проявление агрессивности сдерживается страхом наказания (неодобрения). Решающее влияние на проявление или блокирование агрессивности оказывает ситуация. Поэтому в определенных условиях даже очень мягкий и кроткий ребенок может проявить агрессивность.

Множество имеющихся данных подтверждают предположение о том, что дети, склонные чаще и сильнее переживать эмоцию стыда,  проявляют и большую агрессивность. Стыд — очень сильная эмоция и поэтому весьма остро переживается человеком. При этом мы стремимся как можно быстрее избавиться от этого чувства. Каждый по собственному опыту знает, что, переживая стыд, мы прежде всего злимся на себя и, как правило, переадресуем эти эмоции тем, кто вызвал их у нас. Экспериментальное изучение связи между склонностью человека испытывать стыд и агрессивностью убедительно доказывает: чем чаще ребенок испытывает чувство стыда, тем он более склонен к проявлению агрессивности.  В возникновении агрессивности значительная роль принадлежит так называемым агрессивным эмоциям.  Агрессия детей с целью привлечения к себе внимания носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные действия сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Именно такие действия, которым не предшествуют злые намерения, Э. Фромм относит к так называемой доброкачественной агрессии. Давая психологическую характеристику этой группе детей, Е. О. Смирнова и Г. Р. Хузеева отмечают у них низкий уровень интеллекта, слабо развитую произвольность, поверхностное проявление эмоций, низкий уровень игровой активности. По их мнению, это свидетельствует о некотором отставании таких детей в общем психическом развитии.

Некоторые дети, демонстрируя агрессивные выпады против сверстников, направляют свои действия не на достижение какой-либо цели, а на причинение физической боли или страданий сверстникам, то есть проявляют собственно агрессивное поведение.

Такие дети «испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам», причем «более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует.  Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.  Пытаясь определить причины подобных форм поведения, ученые предполагают, что в основе агрессивных действий «лежит особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других».