ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Косинов Андрей Геннадьевич

В данной статье рассматривается роль информационных технологий в современной системе образования. Описываются основные средства и методика их интеграции в образовательный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosinov.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Косинов А.Г.
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»,
 andrionic123qwe@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается роль информационных технологий в современной системе образования. Описываются основные средства и методика их интеграции в образовательный процесс.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, онлайн-конференция

Всем знакома пословица: «Ученье - свет, а неученье - тьма.» Она актуальна по сей день.

Обучение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Если рассматривать глобально, то человек обучается каждый день, осваивает и совершенствует все новые и новые навыки.

Целью современной системы образования является не просто подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда сегодня, но также прогнозирование и обеспечение профессионалами на будущее. Важно понимать, что мы живём в эпоху стремительно развивающихся технологий. Соответственно, чтобы составить достойную конкуренцию в своей профессиональной сфере, необходимо постоянно развиваться, следить за тенденциями, идти в ногу со временем. И особенно важно, чтобы сама система образования не устаревала и всегда была актуальна для воспитания кадров в сфере активно развивающегося мира и цифровой среды. Здесь на помощь приходят информационные технологии, значимость которых невозможно переоценить.

Информационные технологии в образовательном процессе можно рассматривать как предмет изучения, как средство обучения и как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Самообразование, безусловно, всегда ценилось и ценится сегодня, вызывает восхищение, даже стало трендом. Самообразование подразумевает самостоятельный поиск и изучение информации, приобретение навыков без помощи обучающих лиц. И, если для прошлых поколений самообразование было синонимом десятков и сотен часов, проводимых в библиотеках или дома с книгами, научными статьями, журналами, то сейчас наши современники могут получать необходимую информацию из Интернет-источников. Печатные издания достаточно быстро теряют свою актуальность, занимают больше времени на публикацию и доставку информации целевой аудитории. Тогда как те же научные статьи, публикуемые на официальных сайтах, распространяются значительно быстрее, в полном объёме отражают специфику технологий, используемых в изучаемой сфере, да и сама информация регулярно обновляется. Также можно осваивать различные платные и свободно распространяемые вебинары и курсы на интересующую тему, которых тоже очень много. Организуются надежные платформы, специализирующиеся именно на предоставлении образовательных услуг. Зачастую потребитель такого рода услуг может связаться со специалистом-наставником с интересующими вопросами, проконсультироваться и узнать о всех тонкостях изучаемого материала.

Образование должно быть гибким и доступным для каждого обучающегося. Раньше ограниченные возможности здоровья могли становиться препятствием для полноценного образования. К примеру, не все лестницы, коридоры и кабинеты образовательных учреждений оборудованы для свободного перемещения обучающихся на инвалидных колясках и не всегда рядом есть человек, готовый прийти на помощь. А образование на дому, было весьма ресурсозатратным и занимало очень много времени. Не каждая семья может себе это позволить. Преподаватель должен был приходить к обучающемуся, заниматься с ним лично. Применение информационных технологий решает и эту задачу. Существует множество программных средств, обеспечивающих гибкую реализацию образовательного процесса. Люди с ОВЗ могут заниматься в режиме реального времени из дома, изучать материал, который объясняет руководитель, задавать вопросы, отвечать, прикреплять выполненные работы. Преподавателю стоит лишь запустить онлайн-конференцию и отправить приглашение обучающемуся или запланировать ряд занятий наперед, также поделившись действительной ссылкой с датой и временем начала занятия. При всем этом обучающийся является членом коллектива (группы, класса), а не отдельной единицей, хоть и не находится в аудитории – это существенный плюс, так как это даёт возможность вступать в различные групповые обсуждения, что является неотъемлемой частью социального взаимодействия с обществом и становления личности, а также рассматривать обсуждаемый материал с различных точек зрения других участников. Во время проведения конференции педагог может запускать демонстрацию экрана, делать пометки поверх документов и рисунков. Видеоконференции также можно записывать. В случае, если обучающийся по каким-либо причинам не смог присутствовать в указанное время, он может изучить материал урока позже.

Что же касается технической стороны вопроса, то здесь тоже все достаточно просто и доступно. Почти все образовательные учреждения обеспечены хорошей технической базой для проведения занятий в таком формате. Преподавателю потребуется компьютер или ноутбук с камерой и микрофоном и специализированное программное обеспечение, которое находится в свободном доступе. Обучающийся для участия в онлайн-конференции может вышеупомянутые устройства, либо использовать планшет или смартфон, который в наше время стал обыденным аксессуаром в повседневной жизни каждого человека. Для обеих сторон обязательным условием является наличие стабильного Интернет-соединения.

Также невозможно игнорировать и те изменения в образовательном процессе, которые спровоцировала пандемия. Остро встал вопрос о продолжении обучения в условиях самоизоляции. Было необходимо сократить количество взаимодействий между людьми. Об очных занятиях не могло быть и речи. На смену привычному нам, классическому очному обучению пришло дистанционное, которое чрезвычайно сложно организовать без применения информационных технологий. Преимущество дистанционного обучения видно сразу. Нет необходимости звонить или писать одногруппникам, чтобы узнать домашнее задание или пропущенную тему. Весь необходимый материал выгружается преподавателями на платформу и может выполняться в любое удобное для обучающегося время в установленных рамках. На должном уровне реализованы механизмы обратной связи. Преподаватели могут осуществлять контроль выполнения заданий через автоматизированную платформу, на которую обучаемые отправляют свои работы, и оценить в удобное время без привязки по времени в отличие от очного формата обучения.

В качестве эквивалента устного блиц-опроса или проверочной работы для оперативной оценки усвоенного материала преподаватель может использовать систему онлайн тестирования, в которую можно добавить ограничения по времени и попыткам прохождения. Результаты тестирования формируются платформой в электронный отчет, удобный для преподавателя и исключающий субъективную оценку работы выполняемую обучающимся. Ко всем плюсам еще добавляется удобство чтения в электронном виде, что сокращает время на восприятие информации в проверяемых педагогом работах.

        Метод дистанционного образования широко использовался и ранее до наступления пандемии в качестве инструмента организации безотрывного образования, что давало возможность специалистам повышать уровень квалификации или получать дополнительное образование, не отрываясь от производства и не тратя время и ресурсы на поездки и прибывание в отдаленных от места жизни и работы городах на время сессий.

        Дистанционный метод обучения безусловно влияет на творческое развитие как обучающихся при выполнении заданий, так и на повышение креативности у педагога при подборе заданий и методов представления учебного материала.

        Использование информационных технологий повышает эффективность обучения, так как использует весь широкий спектр интерактивного материала, находящегося на просторах сети интернет, и возможности более наглядного представления информации посредством применения современных технических средств информатизации, таких как мультимедийные доски, проекторы и инструменты дополненной реальности.

Информационные технологии включают в себя инструменты, дающие возможность создавать обучающимся цифровые модели исследуемых объектов, отображающих их ключевые особенности, модернизировать модели существующих объектов и изучать вариативность и динамические изменения их поведения в среде, имитирующей реальные условия.

Роль информационных технологий в жизни современного человека и системе образования все сильнее укрепляется. Применение их существенно упрощает повседневные задачи, повышает эффективность образовательного процесса, становясь определяющим признаком уровня развития государства.

Список литературы

  1. Видеоконференцсвязь: как это работает и какую программу выбрать [Электронный ресурс]. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/62059d149a794722147f8e17
  2. Информационные технологии в образовании [электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/informacionnye_tehnologii/informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii/ 
  3. Преимущество и недостатки компьютерного тестирования [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018019521