Благодарность

Байкова Ольга Александровна

История авиации

Выполнено студенткой
группы ОП-310Д
Головой Елизаветой

Под руководством Байковой О.А

 

«Крылья Родины создавались тяжелым трудом, напряжением умственных и физических сил всего народа. И подобно тому как сегодня космический корабль воплощает в себе наивысшие результаты науки и промышленности, так в годы довоенных пятилеток создание воздушного флота было вершиной отечественной индустрии, торжеством советской научно-технической мысли». Выдержка из книги советского авиаконструктора А.С. Яковлева «Цель жизни: Записки авиаконструктора». 

 С древних времен человека манило небо. Существует множество мифов, легенд и сказаний о попытках покорения воздушного пространства. Полагаю, самый известный из них – миф об искусном ваятеле Дедале и его непослушном сыне Икаре, чьи крылья, скрепленные воском, были растоплены Солнцем.

Документальное подтверждение находят попытки различных смельчаков оторваться от земли с помощью искусственных крыльев, как правило, изготовленных из птичьих перьев. Например, в 1507 году такое приспособление испытал шотландский аббат Даминиан.

Не стала исключением и Россия, где тоже находились люди, пытавшиеся совершать воздушные полеты. Так в летописи времен Ивана Грозного есть упоминание о некоем холопе боярина Лупатова Никите, который летал на крыльях вокруг Александровской слободы. «Человек не птица, крыльев не имать. Аще же приставит себе аки крылья деревянны – против естества творит… За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову… А выдумку, аки дьявольскою помощью снаряженную, после божественной литургии огнем сжечь». Так повелел Иван Грозный, узнав об этом полете.

Одновременно с развитием воздухоплавания в различных странах, в том числе и в России, изучались возможности покорения воздушного пространства с помощью аппаратов тяжелее воздуха.

Так еще в 1754 г. М.В. Ломоносов изобрел аппарат, который можно назвать прототипом вертолета.

23 июля 1882 года в окрестностях Петербурга на Красносельском военном поле был испытан самолет конструкции Александра Федоровича Можайского. Это был первый в мировой истории полет летательного аппарата тяжелее воздуха.

В 1908 году Россия, не желая отставать от Франции и Германии, возобновила основательно забытый процесс развития отечественной авиации. В Петербурге и Одессе создаются авиационные клубы, но практические полеты в них начались только в 1909 году и совершались они иностранными пилотами.

По инициативе и при участии Жуковского, в 1902 г. была построена в Московском императорском университете одна из первых в Европе аэродинамических труб, а в 1904 г. организован Аэродинамический институт. Благодаря старанию названных двух учёных, были созданы уже с начала 1900-х годов научные теории крыла, воздушного винта, пограничного слоя. Этими исследованиями были заложены основы аэродинамики как науки.

Первым дипломированным пилотом России стал Михаил Никифорович Ефимов, который окончил в Одессе училище по специальности электротехника телеграфной связи. Он увлекался мотоспортом. Первый самостоятельный полет им был совершен 25 декабря 1909 года в аэроклубе Франции, а 25 февраля 1910 года, после окончания летной школы Фармана, он получил диплом пилота-авиатора.

Всего через три года, в 1912 году, под началом гениального конструктора, впоследствии «отца» вертолетостроения, Игоря Сикорского на вагонном заводе в Петербурге, был построен и летом следующего 1913 года прошел испытания четырехмоторный самолет «Русский витязь». Это был первый в мире самолет такого класса. Это было настоящее явление в мировой авиации, «Илья Муромец» установил рекорды грузоподъемности, на нем в феврале 1914 года впервые были перевезены 16 пассажиров – выдающееся достижение по тем временам. До 1918 года было выпущено 80 этих самолетов. В Первую мировую войну этот самолет использовался как тяжелый бомбардировщик. Но авиация до 1914 года была в зачаточном состоянии. На момент объявления войны на фронте было всего около 250 исправных самолетов. Война заставила Россию как можно быстрее создавать свою собственную авиационную промышленность.

Если в России перед войной выпускалось в месяц 40 самолетов, то к ее окончанию только один завод «Дукс» производил до 100 штук в месяц.

Дальнейшие события в нашей стране поставили развитие авиации и авиационной промышленности в России на грань исчезновения. В условиях гражданской войны, полнейшей разрухи, голода, казалось, ни о каком самолетостроении не может быть и речи. Но молодое российское правительство прекрасно понимало значение авиации для страны и в 1918 году создается Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Одним из тех, кто основал этот, впоследствии крупнейший авиационный центр, был 70–летний Н.Е. Жуковский, крупный ученый в области аэродинамики, «отец русской авиации». Вместе с ним, одним из основателей был и будущий знаменитый конструктор множества летательных аппаратов, А.Н. Туполев. В 1923 году было создано общество «Добролет» - впоследствии ставшее Министерством гражданской авиации. Создание собственной авиационной мощи стало буквально делом всего народа. Повсюду распространялись лозунги – «Пролетарий – на самолет», «Даешь мотор», «Трудовой народ – строй воздушный флот». И страна строила. В середине 20-х годов промышленность страны уже выпускала цельнометаллические самолеты конструкции Туполева, знаменитые АНТ-2, АНТ-3, АНТ-4, что являлось огромным прогрессом, по сравнению с производством самолетов, основа которых состояла, в основном, из дерева и полотна. Победой отечественной авиации был перелет на АНТ-4 из Москвы в Америку, в Нью-Йорк, в 1929 году, на расстояние 21250 километров, 8000 из которых проходило над океаном. Знаменитые перелеты советских летчиков в это время на огромные расстояния на самых разных типах самолетов показывали, что советская техника не проигрывает по своему уровню западной.

 

а короткое время советское государство не только стало в один ряд с мировыми лидерами самолетостроения, но и строила такие самолеты, которые не строили нигде в мире. Например, в 1932 году, по призыву, журналиста Кольцова, в честь 40-летней литературной деятельности Максима Горького, был построен самолет-гигант, подобный которому в мире стали строить только через 15 лет. Его размеры были невиданные в те времена: в длину он был 32,5 метра, в ширину 3,5 метра высотой 2,5 метра, размах крыльев 63 м. Площадь помещений внутри составляла 100 м2. Он поднимал в воздух экипаж из 8 человек, и 72 пассажиров. У самолета было 8 двигателей мощностью 900 л. с. каждый.. Война поставила перед авиационной промышленностью сложнейшую задачу – самолеты были нужны фронту, как воздух. В кратчайшие сроки надо было восстановить производство, практически в чистом поле нужно было создать заводы, по выпуску истребителей и бомбардировщиков. Гигантским напряжением сил всего народа эта задача была выполнена. Выдающимися советскими авиаконструкторами, А.Н. Туполевым, А.С. Яковлевым, С.В. Ильюшиным, Н.Н. Поликарповым, С.А. Лавочкиным были созданы самолеты, не только не уступающие немецким, но и превосходящие их по всем статьям. К 1943 году паритет в самолетах на фронтах выровнялся, и в дальнейшем стал нарастать в пользу Советской авиации. Во время войны были созданы замечательные образцы авиационной техники, штурмовик ИЛ-2, один из самых быстрых самолетов Второй мировой войны – Як-3 и десятки других типов летательных аппаратов, на которых героические советские летчики сломали хребет фашистскому «Люфтваффе», закончив свой боевой путь в горящем Берлине.

В наши дни рынок гражданских авиаперевозок сейчас достаточно высоко конкурентен. Государственное регулирование происходит только лишь на этапе установки тарификации на услуги, предоставляемые аэровокзалами. Цены же на все остальные виды услуг, оказываемые перевозчиками, формируются с учетом спроса и предложения. На сегодняшний день российские авиакомпании достаточно успешно конкурируют с западными, это обусловлено тем, что отечественные перевозчики активно развивают систему чартерных, то есть нерегулярных перевозок граждан страны.                                                  Рис 4 ( Ту-204)

В 2021 году на МАКСе в Жуковском собралось 250 компаний из-за рубежа. На нем была представлена одна из отечественных сенсаций – среднемагистральный МС-21 Иркутского авиазавода, который по достоинству считают конкурентом Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.Российский двигатель позволяет пролететь до 6 000 км., вместительность до 211 пассажиров. Предположительно, в разработку МС-21-400 поступит в 2024-2025 годах.

Гости выставки МАКС также смогли увидеть и прототип пассажирского сверхзвукового самолета «Стриж». Для него создается абсолютно новый двигатель, обеспечивающий перспективные характеристики пассажирского сверхзвукового самолета. Предполагаемые характеристики у него весьма высоки: крейсерская скорость 1 800-1 900 км/ч., набор высоты возможен до 15 000 метров.

9 февраля прошла встреча президента Российской Федерации с представителями авиационной отрасли. Из встречи можем отметить, что заметно вырастет пассажиропоток реконструированных аэропортов, будут расширены география полётов и маршрутные сети, на новый уровень выйдет и обслуживание пассажиров, обеспечение их безопасности, дополнительный импульс получит экономика, социальная сфера регионов, а главное, жизнь миллионов людей станет более комфортной и удобной.

Отдельно отмечу модернизацию Единой системы организации воздушного движения. Эта работа шла в рамках соответствующей федеральной целевой программы, и созданные укрупнённые региональные центры Единой системы позволят увеличить пропускную способность воздушного пространства России и повысить безопасность полётов.

Но самый знаковый и, конечно, крупный проект – это проект по строительству нового терминала. Р. Троценко в сложнейший для отрасли пандемийный 2020 год принял решение о начале строительства нового терминала и в сложнейший для всех нас санкционный 2022 год обеспечил завершение строительства первой очереди этого замечательного объекта.

К концу этого года должна быть реконструирована инфраструктура 18 аэропортов, а в следующем году – ещё 16. На эти цели из федерального бюджета выделяются значительные ресурсы. В 2023 году на реконструкцию 18 аэродромов было направлено 40 миллиардов рублей, а на реконструкцию ещё 16 в 2024 году – 35,5 миллиарда рублей. Модернизация аэропортной сети – это хороший стимул для развития регионов и России в целом. Это более комфортная жизнь для людей, для того чтобы обеспечить их передвижение по нашей огромной стране. Это делается для того, чтобы люди могли передвигаться комфортно и «сшивать» огромное пространство с экономической точки зрения.

Всего за последние 20 лет реконструировано 84 аэродрома и построено восемь новых региональных и узловых аэропортов. Активно обновляется наземная навигационная и инженерная инфраструктура. Более удобными и комфортными для пассажиров становятся и аэровокзалы. Развивается и создаётся новая логистическая инфраструктура.

В современном мире авиация играет всё большую и большую роль, причём в самых различных отраслях – и гражданская авиация имеется в виду, и боевая авиация. Но для нашей страны это абсолютный приоритет, потому что с той территорией, на которой мы живём и которая досталась нам от наших предков, обеспечить связанность этой территории только с помощью наземного транспорта практически невозможно или даже экономически нецелесообразно.