«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» «Project activity as a means of implementing the Federal State Budget»

Аннотация

 

 

В  статье рассматриваются аспекты работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, компетентность, системно - деятельностный подход.

Annotation

 

    The article discusses aspects of working on design in the framework of extracurricular activities.

Keywords: project activity, competence, system - activity approach.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlenko_i.v._proekt_deyatelnost_1.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС»

«Project activity as a means of implementing the Federal State Budget»

Павленко И.В.,

преподаватель истории

СПБ ГБОУ

«Промышленно-технологический

колледж имени Н.И. Путилова»

г. Санкт-Петербург

Pavlenko I.V., teacher SPB GBOU

"Industrial and Technological

College named

after N.I. Putilov" St. Petersburg

Аннотация

В  статье рассматриваются аспекты работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, компетентность, системно - деятельностный подход.

Annotation

    The article discusses aspects of working on design in the framework of extracurricular activities.

Keywords: project activity, competence, system - activity approach.

Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний, обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность преподавателя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, стремлению к творческому подходу в обучении. В этой статье я бы хотела поделиться своим опытом работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.

      Совсем недавно педагоги стали работать с обучающимися над проектными работами.  В самом начале работы я хотела найти четкую грань между работой-исследованием и работой-проектом. Так что же такое проект? Проект — наиболее         перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности определяется многоцелевой и многофункциональной напрвленностью. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат. Именно в процессе правильного выстроенного алгоритма действий самостоятельной работы обучающихся над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда.

      Лейтмотивом проектной деятельности могут служить слова древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность обучающихся. По характеру — это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание. Проектная деятельность обучающихся — совместная, возможно групповая, учебно-познавательная, творческая, социальная или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, определенные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата работы. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов работы и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Важный аспект, которому стоит уделить внимание – это выбор темы. На этом этапе стоит провести диагностическую беседу, индивидуально выявить актуальное, волнующее направление проектной деятельности для каждого обучающегося. Далее сформировать умение работать по четкому выстроенному алгоритму действий: постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать ребят.

     Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается характер взаимодействия обучающегося и преподавателя в сравнении с традиционным обучением. Это хорошо просматривается в таблице (Приложение 1).

         Каждый проект необходимо довести до логического завершения, оставляя у обучающегося ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом преподаватель помогает ребятам соизмерять свои желания и возможности. Защита проекта показывает, что у них получилось в конечном итоге, дает возможность услышать похвалу или разумную критику в свой адрес, провести самоанализ своей деятельности.

В результате работы учащиеся должны научиться:  видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,  наблюдать,  проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы,  структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

   РВ ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:

— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки, уметь предотвращать их);

— целеполагать (осознанно формулировать цели)

— планировать (составлять план своей деятельности согласно предлагаемым требованиям);

— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

      В заключении хотелось бы отметить, что успешность важна для каждого человека, а особенно для молодежи. Работая над проектом, ребята учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, умение выступать перед аудиторией и мотивированно отстаивать свою точку зрения. На первый план выходит инициативность, творческое мышление, высокая мотивация. На различных стадиях работы над проектами я заметила неподдельный интерес ребят к своей работе, творческий подход для решения проектных задач, я считаю, что смогла зажечь в них интерес к проектной деятельности, стремление познавать и применять полученные знания.

Список литературы:

  1. Байбородова, Л.В.  Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).
  2. Гостев, А.Г.  Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290с. - Библиогр. С.246-250.
  3. Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48.
  4. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Управление образованием. - 2016.-№4. - С.42-53.
  5. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования [Текст]: сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред. И.В.Муштавинской, О.Б.Даутовой, О.Н.Крыловой; ГОУ ДПО СПб АППО. - 264с.
  6. Матяш, Н.В.  Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н. В. Матяш. - М. : "Академия", 2011. - 144с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.С.138-140. - 15б.
  7. Новожилова, М.М.  Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С.

Приложения

Приложение 1

Этапы работы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

  1. Разработка проектного задания

  1. Выбор темы проекта

Диагностическая беседа, выявление направленности деятельности обучающихся

Обучающиеся обсуждают, высказывают свое мнение и пожелания

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных ребятами

Исследователи сами формулируют тему и направленность своего проекта

  1. Работа над содержанием проекта

Преподаватель выделяет составляющие части проекта, выносит их на обсуждение

Каждый обучающийся выбирает себе составные части или предлагает свои варианты работы

  1. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению ребят в творческие группы для дальнейшей работы, учитывая тематику проекта и пожелания ребят

(этот этап носит рекомендательный, творческий характер)

Обучающиеся распределяют свои роли (на этом этапе отлично помогают индивидуальные таблицы, которые заполняют сами обучающиеся, по принципу, делаю-я, делаешь-ты, делаем вместе)

  1. Подготовка

материалов к исследовательской деятельности

Помощь в постановке цели, задач, составление примерного плана действий, корректировка объема отдельных частей проекта

Четкое целеполагание, составление самостоятельного плана работы, сбор сведений

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в дискуссии

Обучающиеся самостоятельно и в группах, принимают решение о форме представления результата проектной деятельности: видеоролик, альбом, эссе, рассказ, кроссворд, классный час, инфографик и т.д.

  1. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует, стимулирует деятельность ребят

Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность

  1. Подготовка проекта к защите

Заключительные консультации, подведение итогов работы

Окончательное оформление работы, проверка всех требований к конечному продукту проекта, подготовка к самопрезентации выполненной работы

  1. Защита проекта

Оценочная деятельность

Выступление перед аудиторией (обучающиеся группы, эксперты, руководитель проекта) с рассказом о проделанной работе, ответы на вопросы аудитории

  1. Рефлексия

Самоанализ педагогического руководства проекта

Осуществляют рефлексию процесса, себя или творческой группы в нем, учитывая оценки других.

  1. Оценка результата проекта

Работа в комиссии

Обучающиеся узнают итоговый балл проекта. Обсуждают результат своей работы, высказывают предложения и пожелания