Методическая разработка интегрированного урока по химии-математике на тему "Растворы. Роль воды в химических реакциях"
Светлана Викторовна Борозненко, ОГАПОУ “СТАКС”, Старооскольского района , Белгородской области (преподаватель химии).
Интегрированный урок химия-математика
на тему: «Растворы. Роль воды в химических реакциях»
Цели урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в СПО.
Ход урока.
Организационный момент.
Преподаватель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук химии и математики.
Преподаватель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Наливаю в 2 хим. пробирки воду, добавляю в обе одинаковое количество хлорида натрия.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного хлорида натрия. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Преподаватель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема урока « Решение задач на растворы»
Цель урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Девиз:«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери
Преподаватель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Выразите в виде десятичной дроби 15%, 25%, 10%
- Выразите в виде обыкновенной дроби 20%, 50%, 5%
- Установите соответствие 40% 1/5
20% 0,05
80% 0,4
5% 4/5
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
- Найти 20% от 30 (20%=0,2 30*0,2=6)
- Вычислите 1) 10% от 70 2) 5% от 10
3) х% от 9
Преподаватель химии:
– Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, перекись водорода и др.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например, спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
¾ поверхности Земли покрыто водой.
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%).
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%).
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
Преподаватель химии предлагает решить обучающимся задачу:
Задача №1Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 1000 г такого раствора?(Ответ: 150 г.)
Решение.
Дано: ω% =
ω%=15%
m(р-ра)=1000г
m(в-ва)=?
m(в-ва)= m(р-ра) •ω
m(в-ва)=1000 •0,15=150г
Ответ: 150 г марганцовки.
Преподаватель математики:
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 1000
1000*0,15=150(г)- марганцовки.
Ответ: 150 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Можно ли решить эту задачу так быстро?
О чем говорится в этой задаче? (о растворах.)
Что происходит с растворами? (смешивают.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
1 раствор 2 раствор | 10% = 0,1 30% = 0,3 | х 200-х | 0,1х 0,3(200-х) |
Смесь | 16% = 0,16 | 200 | 0,16*200 |
0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140(г)- 10% раствора
200 – 140 = 60(г)-30% раствора.
Ответ: 140г, 60г.
Преподаватель математики : Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками повара оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Задача №3. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Уксусная кислота Вода | 80%=0,8 0%=0 | х 200-х | 0,8х 0 |
Смесь | 8%=0,08 | 200 | 0,08*200 |
0,8х = 0,08*200
0,8х = 16
х = 16:0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180г.
Преподаватель химии: А сейчас мы решим экспериментальную задачу.
Приготовить 40 г 5%-го раствора поваренной соли. (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Техники безопасности).
Решение 1.Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=40г
m(в-ва)=? m(в-ва) = m(р-ра) ·ω
V(р-ля) = ? m(в-ва) = 40 · 0,05 = 2 г.
m(р-ля) = m(р-ра) - m(в-ва)
m(р-ля) = 40 – 2 = 38 г
V(р-ля) = m(р-ля) : ρ= 38г : 1г/мл = 38 мл
Ответ: 2 г соли и 38 мл воды.
2. Экспериментальная часть ( Соблюдать правила техники безопасности).
1. Уравновесить весы.
2. Взвесить необходимое количество соли.
3. Отмерить мерным цилиндром воду.
4. Смешать воду и соль в стакане.
Преподаватель математики: Проведем проверочную работу.
Проверочная работа.
При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора взяли?
| При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?
| ||||||||||||||||||||||||
0,15х + 0,08(70-х)=0,1*70 0,15х+ 5,6-0,08х =7 0,07х=7-5,6 0,07х=1,4 х= 1,4:0,07 х=20 20(г)- 15%-го раствора.
70- 20=50(г)-8% раствора
Ответ: 20 гр., 50г.
|
0,15х+0,6(90-х)=0,4*90 0,15х+54-0,6х=36 -0,45х=36-54 -0,45х =-18 х=18:0,45 х=40 40(г)-15% раствора.
90-40=50(г)-60% раствора.
Ответ: 40 гр., 50г. |
Подведение итогов урока
Преподаватель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта и профессиональных процессов приготовления блюд.
Преподаватель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Важное место в рационе питания человека, а особенно студентов занимает молоко и молочные продукты. Решим такую задачу:
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?
Решение:
| %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Молоко Пломбир | 10%=0,1 30%=0,3 | х 100-х | 0,1х 0,3(100-х) |
Коктейль | 20%=0,2 | 100 | 0,2*100 |
0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – молока
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
Ответ:50г молока,50г пломбира.
Задача №3. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Рефлексия. (Синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
Уважаемые студенты, урок окончен. Мы преподаватели химии и математики уверенны, что данное занятие вызвало у вас множество положительных эмоций и рвение к творческим и профессиональным успехам.
Удачи вам в вашем достойном и нелегком выборе!
Пусть науки химия и математика на профессиональном поприще станут для вас большими помощниками, хороших успехов вам!
Светлана Викторовна Борозненко, ОГАПОУ “СТАКС”, Старооскольского района , Белгородской области (преподаватель химии).
Интегрированный урок химия-математика
на тему: «Растворы. Роль воды в химических реакциях»
Цели урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в СПО.
Ход урока.
Организационный момент.
Преподаватель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук химии и математики.
Преподаватель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Наливаю в 2 хим. пробирки воду, добавляю в обе одинаковое количество хлорида натрия.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного хлорида натрия. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Преподаватель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема урока « Решение задач на растворы»
Цель урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Девиз:«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери
Преподаватель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Выразите в виде десятичной дроби 15%, 25%, 10%
- Выразите в виде обыкновенной дроби 20%, 50%, 5%
- Установите соответствие 40% 1/5
20% 0,05
80% 0,4
5% 4/5
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
- Найти 20% от 30 (20%=0,2 30*0,2=6)
- Вычислите 1) 10% от 70 2) 5% от 10
3) х% от 9
Преподаватель химии:
– Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, перекись водорода и др.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например, спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
¾ поверхности Земли покрыто водой.
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%).
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%).
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
Преподаватель химии предлагает решить обучающимся задачу:
Задача №1Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 1000 г такого раствора?(Ответ: 150 г.)
Решение.
Дано: ω% =
ω%=15%
m(р-ра)=1000г
m(в-ва)=?
m(в-ва)= m(р-ра) •ω
m(в-ва)=1000 •0,15=150г
Ответ: 150 г марганцовки.
Преподаватель математики:
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 1000
1000*0,15=150(г)- марганцовки.
Ответ: 150 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Можно ли решить эту задачу так быстро?
О чем говорится в этой задаче? (о растворах.)
Что происходит с растворами? (смешивают.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
1 раствор 2 раствор | 10% = 0,1 30% = 0,3 | х 200-х | 0,1х 0,3(200-х) |
Смесь | 16% = 0,16 | 200 | 0,16*200 |
0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140(г)- 10% раствора
200 – 140 = 60(г)-30% раствора.
Ответ: 140г, 60г.
Преподаватель математики : Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками повара оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Задача №3. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Уксусная кислота Вода | 80%=0,8 0%=0 | х 200-х | 0,8х 0 |
Смесь | 8%=0,08 | 200 | 0,08*200 |
0,8х = 0,08*200
0,8х = 16
х = 16:0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180г.
Преподаватель химии: А сейчас мы решим экспериментальную задачу.
Приготовить 40 г 5%-го раствора поваренной соли. (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Техники безопасности).
Решение 1.Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=40г
m(в-ва)=? m(в-ва) = m(р-ра) ·ω
V(р-ля) = ? m(в-ва) = 40 · 0,05 = 2 г.
m(р-ля) = m(р-ра) - m(в-ва)
m(р-ля) = 40 – 2 = 38 г
V(р-ля) = m(р-ля) : ρ= 38г : 1г/мл = 38 мл
Ответ: 2 г соли и 38 мл воды.
2. Экспериментальная часть ( Соблюдать правила техники безопасности).
1. Уравновесить весы.
2. Взвесить необходимое количество соли.
3. Отмерить мерным цилиндром воду.
4. Смешать воду и соль в стакане.
Преподаватель математики: Проведем проверочную работу.
Проверочная работа.
При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора взяли?
| При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?
| ||||||||||||||||||||||||
0,15х + 0,08(70-х)=0,1*70 0,15х+ 5,6-0,08х =7 0,07х=7-5,6 0,07х=1,4 х= 1,4:0,07 х=20 20(г)- 15%-го раствора.
70- 20=50(г)-8% раствора
Ответ: 20 гр., 50г.
|
0,15х+0,6(90-х)=0,4*90 0,15х+54-0,6х=36 -0,45х=36-54 -0,45х =-18 х=18:0,45 х=40 40(г)-15% раствора.
90-40=50(г)-60% раствора.
Ответ: 40 гр., 50г. |
Подведение итогов урока
Преподаватель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта и профессиональных процессов приготовления блюд.
Преподаватель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Важное место в рационе питания человека, а особенно студентов занимает молоко и молочные продукты. Решим такую задачу:
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?
Решение:
| %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Молоко Пломбир | 10%=0,1 30%=0,3 | х 100-х | 0,1х 0,3(100-х) |
Коктейль | 20%=0,2 | 100 | 0,2*100 |
0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – молока
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
Ответ:50г молока,50г пломбира.
Задача №3. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Рефлексия. (Синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
Уважаемые студенты, урок окончен. Мы преподаватели химии и математики уверенны, что данное занятие вызвало у вас множество положительных эмоций и рвение к творческим и профессиональным успехам.
Удачи вам в вашем достойном и нелегком выборе!
Пусть науки химия и математика на профессиональном поприще станут для вас большими помощниками, хороших успехов вам!