Повышение функциональной грамотности обучающихся на занятиях ПМ .02 «Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов» через использование информационных технологий

Ахалыпова Ирина Ивановна

Технологические и социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и  потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в обстановке.

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Она рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для осуществления, в том числе и успешной профессиональной деятельности с учетом специфики технологических процессов в различных отраслях производства и решения максимально широкого диапазона задач в этом направлении.

Функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и обладающий определёнными качествами, в том числе и профессиональными компетенциями.

Функциональная грамотность обучающихся  должна складываться из:

  • общей грамотности;
  • компьютерной грамотности;
  • информационной грамотности;
  • коммуникативной грамотности;

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; изучать техническую документацию на оборудование, заполнять протоколы, документы, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; различными программами и приложениями, создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций элементов систем автоматизации технологических процессов и производств..

Особое место в развитии профессионального направления функциональной грамотности отведено информационным технологиям.

Функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью.

Информационные технологии оказывают особо значимое влияние на формирование функциональной грамотности, помогая учащимся адаптироваться к условиям современного мира и использовать полученные знания и инфлрмацию на практике. 

ИТ расширяют доступ к разнообразным образовательным ресурсам, что позволяет более глубоко и разнопланово воспринимать учебный материал.

ИТ превращают традиционный урок в динамичную образовательную среду, в которой развивается системное понимание материала и возникают навыки ответственности и самостоятельности в учебной деятельности.

Некоторые аспекты влияния ИТ на функциональную грамотность:

  • Расширение доступа к образовательным ресурсам.
  • Визуализация сложных процессов.
  • Цифровые средства для моделирования
  • Анализ и обработка информации из разных источников, проверка гипотез.

На занятиях необходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций.

Активные формы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно разрабатывать  проекты реальных технологических процессов сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических, оборудования и производств.

Это создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в реальном жизненном пространстве. 

Проекты предполагают комплексное применение знаний и умений, стимулируют развитие аналитического мышления, умение работать с информацией и коммуникативные навыки.

Сегодня, когда в мире IT-технологии развиваются, преподавателю приходится самому постоянно повышать свою информационную грамотность, потому, что:

  • информация имеет свойство устаревать;
  • железо - с каждым часом обновляется;
  • ПО - становится более совершенным.