Моя педагогическая концепция

Руднев Алексей Николаевич
Каждый учитель стремится в своей работе к определённой цели- вот то, к чему стремлюсь я...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Moya_pedagogicheskaya_koncepciya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Проблема, над которой я работаю («Формы и методы, развивающие творческое мышление учеников»), актуальна всегда, но я считаю, что в последнее время, когда остро встал вопрос об интерактивных методах, эта проблема получила особую актуальность. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован. Мотивация – одна из сложных педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить безумно-тупую реакцию: «Не хочу!» Можно ли управлять развитием мотивационной сферы ученика? Какие методы и формы избрать, чтобы пробудить творческое мышление учеников? Такие вопросы встают перед каждым учителем.

Приёмы создания мотивации:

  • Четкая постановка цели деятельности и принятие ее учащимися;
  • Создание  представления об объеме, способе и времени выполнения того или иного задания;
  • Создание ситуации успеха;
  • Повышение статуса учащегося в коллективе сверстников;
  • Положительные эмоции в общении;
  • Сочетание самооценки и оценки своей деятельности.

Условия формирования интереса:

  • Вовлечение учащихся в процесс «открытия» новых знаний.
  • Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.
  • Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще оценивается труд учащегося, тем интереснее ему работать.
  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

     При подготовке к уроку, работая над планом, я постоянно спрашиваю себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке? Я постоянно стремлюсь создать ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого подбираю уровень сложности заданий, использую все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создаю проблемные ситуации, активизирую самостоятельное мышление, организую сотрудничество учеников  на уроке, выстраиваю позитивные отношения с классом, проявляю заинтересованность в успехах ребят.

     Решение проблемы я вижу в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника – познавательных, социальных (самоуважение, признание товарищей).

     - спрашиваю у него: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки иногда говорю ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»;

     - провожу индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности;

     - ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, даю такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

    

 По возможности ставлю учеников в ситуацию выбора цели:

    - в начале изучения темы информирую класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний будут использованы;

     - иногда предлагаю ученикам самим выбрать уровень сложности заданий.

     Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда:

     - после выполнения задания прошу учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с этим справились;

     - обсуждаем причины успехов и неудач.

     Делаю ситуацию успеха достижимой:

     -  выбираю и такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигают успеха, чем терпят неудачу;

     - если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбиваю ее на более мелкие позиции;

     - выбираю адекватную методику преподавания предмета, опирающуюся на врожденные способности детей, стараюсь держать в центре внимания ребенка.

     В своей работе часто обращаюсь к проблемному обучению. Это мощный способ повысить интерес к предмету. Вместо объяснения этот метод побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять правильность выполнения заданий. Для живого диалога задаю наводящие вопросы, поощряю догадки ребят, помогаю подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов.

    

     Стараюсь связывать учебную информацию с жизненным опытом школьников:

     - начиная новую тему, спрашиваю учеников: что они знают об этой проблеме, что слышали или читали, какие идеи и ассоциации у них возникают;

     - стараюсь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для этого представляю различные точки зрения.

     На активацию активно влияет наше отношение к окружающим, вовлеченным вместе с нами в достижение определенных задач. Предлагаю ученикам разные способы организации деятельности: коллективная и индивидуальная работа, работа в малых группах.

     Совместная работа. Здесь важно убедить ребят, что цель достижима только тогда, когда другие ученики тоже достигнут результата. Дети при этом учатся чувствовать «плечо» соседа.

Этапы групповой работы:

- Класс разбивается на несколько групп.

- Каждая группа получает своё задание.

- Внутри каждой группы между её участниками распределяются роли.

- Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями.

- Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.                                                                         Х.И.Лийметс

         Индивидуальная работа. Ученики действуют самостоятельно, понимают, что их результат не имеет никакого отношения к результатам других детей.

     Совместная работа наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней дети учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

     При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией. Определяет общее направление (готовит заранее  необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. У учеников появляются дополнительные источники информации: книги, словари, поисковые компьютерные программы. Они обращаются к социальному опыту собственному и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать  поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы. Для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга.

     Выбор методов обучения и воспитания является ответственным делом, от которого иногда зависит успех или неудача занятия. К таким условиям и факторам выбора методов преподавания могут быть отнесены следующие:

     - уровень теоретической подготовки учащихся;

     - наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию;

     - наличие социального опыта по теме;

     - степень мотивации учеников к учению;

     - количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними.

     21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому мы, учителя, и внедряем в учебный процесс инновационные методики и новые педагогические технологии. Все это обеспечивает индивидуализацию обучения и воспитания, развивает самостоятельность учеников, содействует сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы отвечают этим требованиям.

     Именно интерактивные методы позволяют ученикам поверить в свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

     Меня заинтересовала стратегия  обучение на основе деятельностного подхода. Если главной целью обучения должно стать развитие мышления, то возникает острая проблема – как учить мыслить. Мы должны подготовить таких учеников, которые умели бы сотрудничать, работать на равных, уважать людей самого разного происхождения, проявлять личную инициативу; проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, вечные ценности с быстро меняющимися ситуациями. Для этого учение должно быть активным. Активным оно должно становиться тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл.

     Методы обучения на основе деятельности опираются на:

     - веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигают оригинальные идеи;

     - необходимость ввести деятельностный подход в познавательные процессы.

     Под деятельностным подходом подразумевается следующее: использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Деятельностеый подход опирается на критическое мышление или на мышление ассоциативное.

     Как построить урок, чтобы его основой было ассоциативное мышление? Урок лучше всего начать с вызова интереса. Интереса к слову. Ощутить силу, спрятанную в слове, дано не каждому, но этому надо учить ребят.

     На каждом своем уроке стараюсь привить своим ученикам уважение, любовь к предмету, желание знать его, постигать его глубину. Стремлюсь к тому, чтобы ребята получили радость от открытий в области биологии и химии  на уроках.

     А еще хочется, чтобы биологию и химию мои ученики изучали осознанно, воспринимая это как жизненную необходимость.


 

Комментарии

Ваша концепция мне близка. Определённое время я занимаюсь вопросом деятельностного подхода в обучении. Мне хотелось, чтобы Вы более конкретно написали о том, какие методы, приёмы Вами используются в работе.
Руднев Алексей Николаевич

Ирина Олеговна, я разместил некоторые свои наработки по формам организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии- надеюсь они будут интересны для ВАС. Немного позже я добавлю ещё материал о методах и приёмах, которые использую в работе.Вы можете посмотреть на моём сайте отчёт по теме самообразования- использование ИКТ на уроках биологии/химии. Спасибо за интерес, проявленный к моей деятельности!
Грязнова Валентина Сергеевна

Алексей Николаевич! Я придерживаюсь также многих направлений в работе как и вы. Мне очень близки по духу ваши утверждения, что мотивация играет большую роль. Приёмы создания мотивации:  Четкая постановка цели деятельности и принятие ее учащимися;  Создание представления об объеме, способе и времени выполнения того или иного задания;  Создание ситуации успеха;  Повышение статуса учащегося в коллективе сверстников;  Положительные эмоции в общении;  Сочетание самооценки и оценки своей деятельности. Для создания мотивации я провожу различные мини-исследования, которые мне помогают.
Руднев Алексей Николаевич

Валентина Сергеевна, я уделяю очень большое внимание мотивации. Для этого, в том числе, поддерживаю тесную связь с классными руководителями. Дело в том, что основных типов мотивации два: широкая социальная и учебная. По моему опыту работы в среднем звене доминирующей является социальная и главная моя задача- это перевести её в старшем звене в учебную. Если это происходит, то ученик при ответе на вопрос "Зачем ты учишься?" отвечает потому что знания являются тем компонентом, который позволит мне стать полноправным членом общества, помогут достичь определённой цели...., а не потому что надо, родители поругают....
Грязнова Валентина Сергеевна

Алексей Николаевич, а я думаю. что не только учебная мотивация доминирующая в среднем звене. Она немаловажная с начального звена.Сейчас новые учебники и это надо делать (я имею ввиду изучать мотивацию) с начального звена. У меня есть опыт работы, он помогает. Это правда.
Руднев Алексей Николаевич

Валентина Сергеевна, я начинаю работать с учениками с 6 класса, а целый год после начального звена (5 класс) несколько выпадает. Но я с вами абсолютно согласен, что этим надо начинать заниматься с начального звена- ведь именно в это время закладываются (а, порой, формируются) основные качества, необходимые для дальнейшего обучения.
Руднев Алексей Николаевич

И в своей работе мне приходилось обращаться к учителям начальных классов для консультативной помощи- ведь они сопровождали класс (учеников) на протяжении 4-х лет.