Дело Лесгафта живёт и процветает!

 

Быстрее, выше, сильнее! И т.д. и т.п.

На экране сияющее счастьем усталое лицо олимпийской чемпионки. Гордость распирает за нашу родину, за российский спорт. Ведь все наши спортсмены, которые завоёвывают медали на международных соревнованиях, в который раз доказывают всему миру, что мы (в широком смысле этого слова) ещё на что-то способны, ещё пользуемся авторитетом. Хотя бы в спорте. И как-то забываешь о том, что ещё вчера эти спортсмены встали со школьной скамьи. На которой они смотрелись вовсе не так достойно, как на пьедестале...

- ...Так что мы будем делать с Сергеевым? - Идёт педсовет по допуску учеников к переводным экзаменам. - Ведь он у меня не посетил ни одного урока во второй четверти, а в третьей учился только одну неделю, пропал на месяц и пришёл под конец с нулевыми знаниями.

- Ну вы же знаете, Лёша - лыжник, он постоянно на соревнованиях, на сборах. Между прочим, защищает честь нашей школы. Его результат по кроссу - второй по району.

- Но если он подаёт надежды в спорте, так может быть ему лучше перейти в спортшколу №...? Там ему будут созданы все условия. А тат я просто не имею морального права ставить ему фиктивные оценки только за его успехи в лыжах.

- Ну поймите же, так мы распугаем всех наших звёздочек. Ведь пока наша школа на хорошем счету, коль скоро у нас есть мастера спорта. А вот уйдёт он, что нам останется? Последние места в общих списках? Ведь помните же, аналогичная ситуация была с Матвеевым: не смог мальчик вписаться в средний уровень преподавания физики, не смог учитель заинтересовать его индивидуальными заданиями - и ушёл ребёнок в физматшколу. И там пожинает лавры. А мы вот по физике с тех пор ни одного призового места на олимпиадах не заняли.

- Позволю не согласиться. Это совсем разные случаи. Сергеев просто не посещает школу из-за своих спортивных сборов. У него пропусков 3/4 от общего числа уроков.

- Так давайте подходить индивидуально, давать ему специальные задания. Войдём в его положение, ведь вполне возможно, это будущий олимпийский чемпион. Что он о нас потом вспомнит? Как мы его на второй год пытались оставить, двойками душили?

- Значит получается, что Лёша должен завоёвывать призовые места за нашу школу, а мы его за это фиктивно перетаскивать из класса в класс, давать липовые аттестаты, превращать его ответы на экзаменах в чёрт знает что?

- Не надо драматизировать ситуацию. В конце концов, кому-то от бога дано одно, а кому-то - другое. Разделение труда между Петей, Мариной и Серёжей вполне возможно, если всё это на благо учебного заведения. Да и в конце концов, будто вы сами не знаете, что если Лёша станет спортсменом, навряд ли ему так уж понадобится ваша химия и литература...

...Уж что-что, а это я знаю. В институте наш факультет находился в одном здании с факультетом физического воспитания. И по курсу из поколения в поколения передавались легенды о некоторых наших выдающихся соседях, чемпионах мира, Европы и олимпиад по разным видам спорта. Которых в институте видели лишь на сессии. И которым ставили экзамены практически за их достижения, потому что невозможно закончить ВУЗ, не учась в нём. Да, мы гордились, что из нашего института вышли мировые знаменитости. Но при этом понимали, что в принципе достижение в чём-то одном не должно компенсировать всего остального автоматически. И если ты вынужден тренироваться с утра до вечера, то, конечно, тебе нет времени готовиться к семинарам по генетике, политологии, философии, педагогике и прочей муре, далёкой от лёгкой атлетики или гимнастики. Но тогда и не нужно заменять одно другим. Ведь Порфирию Иванову вряд ли бы зачли автоматом экзамены в медицинском институте за разработку своего подхода к практике и теории здорового образа жизни.

Передо мной узколобый и широкоплечий спортсмен Сергеев, тупо уткнувшийся в дурацкий учебник по идиотскому предмету, чтобы попытаться хоть пару слов, для фикции сказать по существу. Да, на пьедестале он может быть и достоин стоять, но вот в химии - полнейший профан. Неужели, однако, эта мысль доставляем мне, физически слабому, мстительное удовлетворение? Как если бы я сравнивал себя с другими чемпионами, отмечая, что их физические преимущества - ничто перед моими умственными, в своей области?

Моя коллега рассказывала, как ещё будучи пионервожатой работала в школе, где училась одна ныне современная широко известная певица. «Ну полный ноль в естественных науках! Переводили её - плакали. Зато что ни конкурс художественной самодеятельности - так первые места её!». Другая учила ныне заслуженного артиста, третья - знаменитого танцора. И что же? Хрестоматийный пример учения Лесгафта о том, что физическое развитие способствует умственному и наоборот, практически нигде не подтверждается. Везде закономерность: или человек гармонично развит, но нигде не проявляет выдающихся способностей, или он развит физически, но слаб в науках, или наоборот. Не верите, проведите соревнование на сдачу спортивных нормативов среди медалистов района. Уверен, 90% срежется, что докажет липовость их пятёрок по физкультуре.

Так что же делать? Всё так же упорно стремиться сделать из всех гармонично развитых личностей, приводя в пример Архимеда, Павлова, Ломоносова, и всё равно фиктивно ставя умникам - пятёрки по физкультуре, а силачам - по математике и физике? Или же давать возможность выбирать свой путь, исходя из умственных и физических возможностей, ещё со средней школы? Мы ведь пытаемся защитить свою систему образования, говоря, что каждый ученик должен знать хотя бы на тройку все из преподаваемых ему в школе предметов. Но может быть для некоторых и это слишком? Я не говорю о спортшколах, о которых, как и о ПТУ у предметников ходят анекдоты, мол, если там ниши двоечники начинают говорить, им за их знания сразу ставят «отлично». Может быть дело в общей специализации учеников, многие из которых уже в 8-9 классах знают, чего им надо от жизни. Необычно, незнакомо? Тогда выбирайте, что делать с нашими умниками и спортсменами.

И вот я смотрю на радостные лица наших спортсменов на экране телевизора и думаю: «А ведь наверняка в школе многие их учителя потратили кучу нервов, пытаясь вбить крохи программы в эти мощные черепа. И ведь зря, потому что это им так и не пригодилось!». И ещё я вспоминаю «гармонично развитых» самодовольных студентов-физвосников, вышибающих двери в нашем общежитии, орущих по ночам пьяные матерные песни и гимны суперфакультету физического воспитания. Они ведь тогда не считали нас за людей, потому что разные там ботаники-очкарики недостойны внимания настоящего мужика, способного кулаком разбить кирпич и подтянуться тридцать раз.

И становится мне стыдно за такие мысли, ибо понимаю, что если я в каждом человеке буду видеть ученика в прошлом, со всеми его давешними недостатками, а так же оценивать любого в колокольни своего предмета и знания школьной программы, то грош мне цена как педагогу.

Поэтому чтобы искоренить этот комплекс, я иду в тренажёрный зал. И тягаю, тягаю, тягаю металл, наращивая мысли. Чтобы никто не смог упрекнуть лично меня в одностороннем развитии. Дело Лесгафта живёт и процветает! Как идея коммунизма и всеобщего равенства.

Вадим МЕЛЕШКО