Как простой учитель относится к методисту?

Методистам на заметку

«Как они ко мне относятся?» - такой вопрос волей или не волей задаёт себе каждый руководитель, каждый педагог. А если не задаёт - то врёт, потому что без рефлексии, ответной реакции невозможна нормальная работа с коллективом. Поэтому если педагог говорит, что для него отношение детей к нему самому стоит на двадцать восьмом месте, а главное - беззаветная преданность делу, великой цели, это или плохой педагог, или человек, страдающий комплексом неполноценности, который на самом деле является комплексом гиперполноценности.

Всё это в полной степени относится и к районным методистам. Я имею в виду не освобождённых работников, резиденция которых - городской (районный, областной) методкабинет, а тех, кто согласился на эту тяжёлую и неблагодарную работу на полставки, параллельно с учебной деятельностью в школе. Так вот, господа методисты, вас интересует, что мы о вас думаем?

Да ничего хорошего, потому что нам не угодишь. На вкус и на цвет товарища нет, а руководителя - тем более. Руководитель (а каждый учитель в любом случае в той или иной степени руководитель) не имеет оснований любить своё вышестоящее начальство, деятельность которого как правило нарушает его покой, выбивает из колеи. Работаем мы и работаем, как можем и как хотим. И если предупредят, что к нам придёт с проверкой наш начальник по предметному направлению, то радоваться этому может лишь узко заинтересованное лицо. Например, кто защищается на категорию, для кого дать открытый урок для своего методиста - вынужденная мера. Или кто не представляет себе, как можно работать без чуткого руководства сверху. Но таких мазохистов мало.

Мы не любим собираться даже раз в месяц после уроков в какой-нибудь школе, где наш начальник сообщит нам новые установки, проведёт какое-нибудь запланированное на год вперёд мероприятие, и где мы сможем увидеть друг друга. И мы зудим, если наша встреча оказалась короткой и малопродуктивной - и стоило переться в такую даль! Но если мероприятие чересчур затянулось, реакция куда более негативная - мы ведь после пяти-шести уроков, а тут ещё три часа слушать! Поэтому-то на таких собраниях появляется лишь одна пятая часть всего состава предметников района, города - обычно, молодые и зелёные, которых их опытные коллеги посылают вместо себя набираться опыта.

Правда, ходят легенды о зверствах отдельных методистов, которые жесточайшим образом отслеживают посещаемость общерайонных мероприятий. «Вы не были у нас в прошлый раз! Почему? Или вы считаете, что мы работаем зря, собираем людей от нечего делать? Или что вы и так знаете всё наперёд? Если так, то придётся посетить у вас несколько уроков, оценить, так ли это, и действительно ли вам ничего нового мы не сможем сообщить!». Некоторые изуверы идут на то, чтобы методические встречи собирались не после уроков в обычные рабочие дни, а в свободную от занятий субботу (в условиях пятидневки это особо изощрённый метод работы). И делается это на благо учителя, разумеется, чтобы он смог воспринимать новую информацию на свежую голову. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад.

Значит, методисты нужны для проведения в нашу жизнь и работу последних достижений научно-практической мысли. А вы у нас спросили, нужны нам эти мысли и новшества? Мы же на редкость консервативны и замшелы, наш средний возраст не позволяет радостно встречать те новшества, которые ломают годами отработанную и проверенную систему подачи материала. Потому-то чрезмерная инициатива методистов обычно не встречает должного понимания педагогов.

Хотя... Педагоги возмущаются, ругаются, ропщут, но где-то в глубине самосознания понимают, что всё это для их же блага. Что иначе они вовсе окуклились бы в своих школах и не видели ничего, кроме того, что под носом в кабинете. А посещение открытых уроков своих коллег в других школах не только даёт повод для размышления о их методах работы, но и просто привносит живительную струю в серую рутинную жизнь.

Но мы понимаем это только задним числом, ругая действительность и вспоминая добрым словом предыдущих методистов, у которых всегда всё было лучше. И честнее они были, и умнее, и интереснее. При чём тут честность, скажете вы? А как же тот факт, что все вопросы районных и городских олимпиад сначала попадают в руки методиста, а уж потом, на следующий день, пишутся на доске перед нашими детишками, делегатами от других школ. Но ведь он и сам учитель, у него тоже есть ученики. А ну как выйдет неудобство и его дети покажут самые низкие результаты? Что же получается, учитель руководит методической работой целого района, а у него такие слабые косвенные показатели? Потому-то мы всё это понимаем, когда среди пёстро-разнообразных олимпиадных работ попадаются вдруг на удивление полные и обоснованные, принадлежащие... сами понимаете кому.

Это грязь. Но иначе не возможно, ибо сволочная должность порождает сволочные мысли в свой адрес. Однажды мне забрезжила возможность стать районным методистом. Был я тогда ещё слишком молод и глуп, чтобы сразу понять её сущность. И только по опросам коллег понял, что эта неблагодарная должность достойна упоминания в энциклопедии застойной эпохи. Потому что за такие деньги ты должен в свободное от основной работы время посещать другие школы, описывать уроки своих коллег, оценивая их соответствие разряду, оформлять характеристики на аттестующихся (а значит и иногда мотивированно отказывать людям, у которых педстаж больше, чем мой возраст). Кроме того, нужно проводить совещания, приглашая со стороны интересных людей и занимая коллег, когда эти люди по тем или иным причинам не приехали, связываться с музеями, заказывать экскурсии, проводить олимпиады разного уровня. И писать, писать, писать отчёты о работе методобъединения.

Кто же соглашается сунуть голову в это ярмо? Иногда - болезненно инициативные люди, которым тесно в рамках одной школы. Эти могу вынуть из вас все жилы, преследуя свои цели, вовсе не обязательно совпадающие с коллективными. Например - якобы приобщить коллег к написанию нового учебника, который выйдет под другой фамилией. Порою это очень добрые и отзывчивые люди, искренне желающие, чтобы всем стало работать лучше. Но любовь в данном случае губит, и они скоро уходят по состоянию здоровья, отчаявшиеся и разбитые. Часто это нормальные педагоги, которые дают всем понять, что им тоже вовсе не улыбается сидеть допоздна, что-то обсуждая. Поэтому заседания у них проходят молниеносно: быстренько собрались, скоренько услышали последние установки и ценные указания, которые методист вынужден (он не виноват, его самого обязали!) донести до своих коллег, и «если вопросов больше нет, до свидания». Такие нам приятны, мы с трудом вспоминаем, как их зовут, но ведь «счастлив тот народ, который не знает своего правителя». Вот только меня теперь на эту удочку не поймать. Ведь в плане профессионального роста, методическая работа в городе и районе - как правило профессиональный тупик: всем не угодишь, требуют со всех сторон, везде крайний и времени на свои нужды вообще не остаётся. А будешь заботиться о себе - наживёшь врагов как сверху, так и снизу.

Короче, не обижайтесь, дорогие методисты, однако не ждите от нас ни любви, ни уважения. Ведь авторитеты для нас - те, кто уже умер, или кто старше всех нас. Сами мы не настолько созрели, чтобы понять вашу пусть даже очень широкую натуру и могучий интеллект. И не надо трогать нас, мы и так задавлены нагрузкой, у нас и в школе свои проблемы, чтобы заниматься всякими там повышениями нашего уровня.

Вадим МЕЛЕШКО