Кармическая педагогика

Кармическая педагогика

 

Часть первая: локальный аспект

Напротив меня сидит разодетая в пух и прах парочка подростков. Не поймешь, кто из них мальчик, а кто - девочка, сережки в ушах, продырявленные ноздри с бусинками, короткая стрижка-гребень. Из-под наушников плеера вырываются истошные вопли. Рядом со мной тихо матерится пожилой ветеран с иконостасом на груди: «...Совсем обнаглели!.. Как мартышки раскрашенные! В таком виде их бы в психушку, а лучше - лес валить, чтобы еле ноги волочили. Тогда бы меньше дури было бы в головах!». Я молчу. Я спокоен - теперь...

Спросите у любого пожилого человека, как он относится к современной молодежи. Ответ очевиден. Но вот в чем петрушка: то же самое мнение можно было слышать и сто лет назад, и тысячу. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...». И метр раньше был длиннее, и пуд тяжелее, и вода мокрее. С библейских позиций это очень просто объяснить: просто самыми совершенными людьми были Адам и Ева, а после их первородного греха все катится только под гору. Следовательно, предки всегда лучше, чище и умнее потомков. (Правда, непонятно, почему мир все-таки развивается от простого к сложному, неужели чем сложнее, тем хуже?). Конфликт поколений происходит всегда, отличаясь лишь степенью накала и остротой борьбы. Его трактуют по-разному. Вот что предлагают для объяснения этого - и не только этого - парапсихологи и экстрасенсы.

На протяжении всей своей жизни человек приобретает привязанность к чему бы то ни было: к материальным ценностям (любимые вещи, деньги), конкретным людям и обществу в целом (cупруги, родственники, национальные группы),к идеалам, духовным ценностям и т.д. Но все это мы теряем после смерти. Неизменным остается лишь одно: любовь к Создателю, Творцу. И эта любовь является первоосновой, альфой и омегой мира. Человек может горячо любить своих детей, Родину, произведения искусства, деньги, свой народ, но если что-либо из этого он ставит выше любви к Творцу, то возникает опасная привязанность. Этим самым нарушаются законы этики, которые действуют независимо от нашей воли. Чтобы восстановить нарушенное равновесие и вернуть человека на путь истинный включаются механизмы урегулирования. Если человек поставил во главу угла идею обогащения, забыв о более главном - о том, благодаря чему и кому существует он сам и все вокруг, - то сначала ему напоминают довольно деликатно: могут не заладиться финансовые дела, пропасть заказы. Если он не уловил намека, напоминание делается более жестким, возможен финансовый крах, деньги сгорят в неблагополучном банке, подставят компаньоны, ограбят воры. Но допустим и этого каким-то образом можно постараться избежать (поставить охрану, нанять армию юристов-экономистов, держать деньги в чулке). Дальше следует еще более жесткий отрыв от ложной привязанности. Обычно это болезни, несчастные случаи, причем, не только и не обязательно с конкретным человеком, но и с его родственниками и даже близкими знакомыми. Тяжесть болезни соизмерима с тяжестью греха. Если человек понял свою ошибку, смиренно принял наказание, раскаялся в содеянном и отрекся от ложных убеждений, то тут возможны самые замечательные исцеления, до сих пор вызывающие недоумение официальной медицины. Но если же все испытания не пошли впрок, то оказывается даже смерти для него бывает мало: в следующей жизни бывший скупец родится нищим, чревоугодник - голодающим, чрезмерно уверовавший в собственную красоту и ум - слабоумным уродом. И через страдания в последующей жизни человек будет искупать грехи предыдущей. Поразительно, но из этого следует, что болезнь сама по себе вовсе не однозначное зло, как принято считать. Перевоспитание с точки зрения этических законов мироздания возможно, если человек сам вовремя осознал свою ошибку. Если нет, то его попытаются вынудить раскаяться - через страдания в болезни. Поэтому даже за неудачи и болезни можно благодарить провидение, ибо это есть сигнал свыше и призыв одуматься, очистить душу, карму.

Как уже можно догадаться, смирение необходимо для обуздания гордыни. А гордыня не позволяет признать свои ошибки и искренне раскаяться.

А теперь перейдем к педагогическим аспектам темы, собственно для чего и был начат весь этот разговор.

Люди в годах считают, что опыт прожитых лет позволяет им категорически судить всех, кто моложе. Мол, мы прожили жизнь, узнали, что к чему, поэтому лучше слушайтесь нас. Но оказывается, что если чересчур уверовать в непогрешимость собственного жизненного опыта, приобретенных вкусов и интересов, то можно слишком сильно привязаться к ним, поставив их в основе всего. Для того, чтобы оторвать таких людей от ложных привязанностей им даются дети и внуки отрицающие и опровергающие все жизненные устои своих предков.

(Здесь важно понять: убеждения предков вовсе не обязательно ошибочные по сути, это действительно может быть ценнейший жизненный опыт. Но отрицание всего этого потомками - всего лишь воспитательная акция природы по напоминанию, что на самом деле в жизни главное.)

Отец очень любит джаз, он не понимает, как можно с наслаждением слушать тяжелый рок. Если этим непониманием дело ограничивается, еще полбеды. Беда, когда отец начинает убеждать всех, что джаз - самое главное направление в музыке и все должны слушать именно его. У образованных и устроенных в жизни именитых родителей ребенок инфантильный, безвольный ничем не интересуется. Этим он отрицает принципы родителей, которые помогли им выбиться в люди. И сколько бы его не частили, убеждая, что именно воля, целеустремленность, знания - самое главное в жизни, он будет всячески сопротивляться. И беда здесь начинается тогда, когда родители его все-таки убедят, так и не изменившись сами.

Очень часто бывает, что дети педагогов - отнюдь не образец для подражания как по уму, так и по поведению. Обычно принято списывать это на отсутствие времени для занятия собственными детьми. Ой ли? Не потому ли, что педагоги уж слишком часто грешат чрезмерной уверенностью в собственной правоте, что именно они несут самое главное в жизни (!) - знания и образцы поведения? Интересно, что у священнослужителей очень редко дети стремятся к отрицанию устоев родителей. Может быть потому, что последние знают, кого в первую очередь благодарить за все?

«Мы на него молились, пылинки сдували, а он такую гадость выкинул!». Это по отношению к любимому ребенку, ученику, зятю, коллеге и пр. Так ведь потому и выкинул гадость, что молились. Значит, поставили отношения между людьми превыше всего. Вот он сам и был вынужден охладить ваш пыл. «Я всегда верила в людей, а они отплатили черной неблагодарностью, обманули, обокрали!». А не следовало бы уж так безоглядно верить, ведь тогда эта вера становится выше веры в Бога. Когда мы слишком уверовали в непогрешимость коммунистических идеалов, в то, что благодаря им мы такие сильные и умные, нас пришлось макнуть лицом в грязь. И очень основательно, ведь очень многие так до сих пор ничего и не поняли. Похожим образом наказывают и наших идейных антиподов, американцев, которые также чересчур привязались к своему образу жизни, к Золотому тельцу. Отсюда и волна немотивированной преступности, всколыхнувшая последнее время Штаты.

Когда нас воспитывали в духе «жить ради идеи и умереть во имя нее», это была ориентировка на идейную привязанность. А ведь именно отсюда берет начало тот раскол в умах, который привел к репрессиям и расстрелам, страшной трагедии, когда сын продавал отца, жена предавала мужа только потому, что они «идейно неблагонадежные». Религиозный фанатизм имеет те же корни, на его счету кровь инквизиции и терроризм так называемых фундаменталистов. Гитлер уничтожил миллионы людей только потому, что они принадлежали к другой нации. Опять же, вполне сформированная идея позволяет расистам не считать полноценными людей с другим цветом кожи. Как видите, привязанность к идеям как к ложным богам имеет весьма плачевные последствия. Гораздо более тяжкие, чем всепоглощающая страсть к наживе. Когда нам капали на мозги рекламой типа «вложил средства и ничего не делай, только богатей», полстраны уверовало в это. И было наказано различными «МММ», «Чарой», «Властелиной», «Гермесом» и т.д. Это чтоб знали, чем чревата любовь к Золотому тельцу.

Школа может и должна быть вне политики, но не может развиваться вне идеи. Она же несет ответ, если предлагаемая идея порочная. Если мы сведем образование только к получению прагматических знаний, необходимых для обогащения, то сами же станем заложниками этой ситуации. Можно поставить в расписании по восемь физик и по десять математик в ущерб гуманитарным дисциплинам, но к чему это приведет? Мало кто знает. Однако попытка навязать пусть даже самые гуманитарные предметы исходя из положения о непреложности истин не менее вредны.

Если ученик упорно не воспринимает ваш предмет, учится из рук вон плохо, это может быть защитной реакцией на наше стремление всучить ему знания, «авось пригодятся». Когда мы слишком надеемся на себя, на класс или отдельных «звездочек», обязательно нас поставят на место, как говорится, «подставят». Интересно, что принцип «доверяй, но проверяй» в педагогике позволяет избежать таких конфузов.

Другой принцип, «прими меня таким, такой я есть», относится не только к супружеским парам и семьям. Ведь наше неприятие той или иной педагогической ситуации может стимулировать обратные процессы. Стремление всеми силами добиться стопроцентной успеваемости, идеальной дисциплины может стоить слишком дорого. К сожалению, мы не улавливаем здесь связь между причиной и следствием. Разве кто-нибудь из педагогов согласится с тем, что причины жизненных неудач многих отличников могут скрываться в их неправильной установке, заложенной еще в школе и семье - что знания открывают все двери. Нет, не все, равно как и деньги, что уже поняли другие выпускники, обеспеченные, но семейно неудовлетворенные.

Коллеги, вообразите одну простую вещь: все наши невзгоды, тяготы и лишения суть испытания, посланные нам за наши внутренние неправильные установки, наше мировоззрение, не по чьему-нибудь капризу, а как следствие определенных законов этики, неизбежность.

Если мой выпускник проходит на улице мимо, не здороваясь, наверное дело не только в его воспитании - возможно, я сам слишком уж возгордился своим великим званием Педагога и жду от него благодарности как само собой разумеющееся. Если в обществе к учителям сейчас относятся мягко говоря с жалостью и авторитет наш пал как никогда, не потому ли, что мы чересчур возгордились? «Учитель, перед именем твоим позволь послушно преклонить колени». Согласитесь, специфика нашей работы делает нас по мере приближения к пенсии все более и более самоуверенными, все менее воспринимающими новое, опровергающее установленные истины. Удивляюсь: нынешние коммунисты очень легкомысленно отнеслись к учительскому электорату, а ведь консервативное учительство при его ностальгии по стабильности и светлым спокойным временам могло бы дать им очень много голосов.

И если в нашей же среде возникают диссиденты типа Доктора Фрауса, которые выставляют на посмешище все наши идеалы, значит, очевидно, это не те идеалы, чтобы на них молиться. На то и сатира, шутки, сарказм, чтобы показывать, что нет незыблемых истин кроме одной единой веры для всех - веры в Мудрость Творца.

 

Часть вторая: глобальный аспект

Один американский психолог недавно сказал нам: «Нас весьма беспокоит такой факт: почему наши учителя, которые довольно неплохо зарабатывают, все же уходят из школы». Мы искренне поразились западной наивности этого вопроса. Ведь самих нас много лет волнует прямо противоположное: почему всё ещё работают наши педагоги, получающие гроши, да и то далеко не всегда вовремя.

Давайте попытаемся объяснить этот феномен с точки зрения кармического равновесия. Представьте себе мир как гармонию баланса, единства и борьбы противоположностей. Если в где-то повышается уровень положительного заряда, то для его компенсации неизменно должен возрасти уровень отрицательного заряда. Добро уравновешивает зло, смирение - гордыню, мягкость компенсирует жесткость, религиозный фанатизм - бескомпромиссный атеизм и т.д. И наоборот. Существует самоуравновешивание на уровне межличностных взаимоотношений. Молчаливому мужу дается болтливая жена, спокойным родителям - шумные непоседливые дети. Пушкинскому Скупому рыцарю просто сам бог велел иметь сына-транжиру. А распутному Зевсу - Геру, ревностную хранительницу супружеской верности.

Но оказывается существует балансировка на более глобальном уровне - международном и межгосударственном. Здесь можно рассмотреть классическое противостояние Востока и Запада, не как разных сторон света, а как диаметральных жизненных концепций.

Мы привыкли считать, что западное общество потребителей во главу угла ставит материальные интересы. Лозунг «Все во имя человека, все на благо человека» на самом деле наиболее полно реализован именно там. Неискушенному россиянину иногда кажется курьезным огромное изобилие довольно специфических товаров - от машинка для выбривания волос из носа и надувных жён до лимузинов с туалетом и крема против облезания носа на солнце. Не говоря уже о самых невероятных деликатесах. Уж слишком все это шикарно, чересчур балует и нежит плоть. Восток же традиционно относился к телу как к бренной оболочке, временной одежде для души. Идти на поводу капризов и страстей нашей бренной плоти, беречь ее от травм и бояться смерти - что может быть глупее, если в страданиях тела укрепляется вечный дух - самое главное. Похоже, религиозный аскетизм уходит корнями в восточное мировоззрение.

Если Запад начинает чрезмерно акцентировать внимание на материальных, плотских интересах, это неизбежно вызывает нарушение предполагаемой гармонии, нарушение кармического равновесия. Результат - усиление активности исламских фундаменталистов (вахаббитов, талибов), проповедующих очищение от скверны, грязи и разврата, привнесенного западной моралью. Заметьте, современный образ террориста-смертника, подрывающего или сжигающего себя во имя идеи, как правило азиатской внешности. И это не случайно.

Особое место занимают, на мой взгляд, Япония и Россия. Казалось бы, Япония должна явить собой ту самую крайность духовных приоритетов, если судить по расположению страны на карте. И действительно, это заметно из истории. Взять хотя бы такие понятия как «самурай», «харакири», «камикадзе». Тут присутствует классическое пренебрежение самым дорогим (как нам всё время твердили) - жизнью. Однако страна восходящего солнца, похоже, находится там, «где Восток переходит в Запад», поэтому неизбежно испытала на себе влияние культа материального. Экономическому взлету, подъему жизненного уровня Япония первоначально обязана Америке, ее мощному влиянию. Правда, страна свято хранит свои традиции, поэтому даже имея все возможности всячески услаждать тело японцы до сих пор проповедуют умеренность во всем.

Другой феномен - Россия, занявшая большую часть Евразии (Азиопы, по Задорнову), а потому впитавшая восточное и западное начало, материальное и духовное. Честно говоря, последнего все-таки заметно больше, что подтверждается не только по карте. Мы ближе к Востоку духовно, чем к Западу. Ведь нас издревле отличало ярое стремление следовать какой-либо духовно объединяющей идее. Может быть поэтому нас назвали «богоносным» народом. И поэтому мы православные ортодоксы. Запад - колыбель демократии, Восток - основа диктатуры, жесткой и жестокой власти. Сами понимаете, что нам свойственно исторически. Россия воевала большой кровью, жизнь человека у нас испокон века имела низкую цену. До сих пор мы удивляемся: как это так, где-то похитили одного американца и вся страна следит за его судьбой; задействованы спецназ, ООН, СМИ, ФСБ, ЦРУ. И понимаем с горечью, что у нас этого нет, не было и неизвестно, когда будет. Наше пренебрежение жизнью во имя идеи всегда восхищало врагов. На их взгляд абсурдно бросаться на амбразуру, подрывать себя последней гранатой, отвергая предложение сдаться. Но мало ли чего у нас непонятного?

Зачем далеко ходить: разве наша самая лучшая в мире система образования не зиждется на махровом авторитаризме, не является его детищем? На алтарь этому Молоху - идее всеобуча - приносим здоровье наших детей и свое собственное, ведь мало еще где в мире знания даются ценой здоровья. Мы удивляемся на американских педагогов: так работать нельзя, как они, это же черт знает что, а не среднее образование. Они же ужасаются нам: мол, так жить нельзя! Можно, дорогие мои, мы всю жизнь так живем. Восток - дело тонкое, а его гибрид с Западом - причудливое.

Здесь присутствует некий иррационализм, который мы противопоставляем западному рационализму. И это ещё раз доказывает философский принцип единства и борьбы противоположностей.

Те, кто были в развитых капиталистических странах - США, ФРГ, Англии - наверняка отмечали то, чего у нас до боли не хватает: нет, не товаров народного потребления и машин, а всеобщей, всепроникающей продуманности, прагматизму и логике буквально на каждом шагу. Если возникает необходимость в чем бы то ни было, будь это рабочий инструмент, книги, транспорт, даже простая туалетная бумага, значит это будет создано и доставлено 1)в кратчайшие сроки; 2)максимально удобно, красиво, в нужном месте и в нужное время; 3)весьма экономно. А теперь поменяем + на - и получим родной вариант. Если нам что-то необходимо, то во-первых, этого никогда не найдёшь на месте и не дождёшься, пока сделают, во-вторых, сделают топорно, уродливо и неудобно, а в-третьих, затраты потребуются огромные и неоправданные. И так на каждом шагу. Вспомните, сколько раз мы сами поражались нелогичности, непоследовательности и иногда полной абсурдности действий наших сограждан, от рядовых до самых-самых. Когда наши люди возмущаются непредсказуемостью экономики, тупостью своих руководителей, которые совершенно не пойми на что потратили огромные народные средства, то как объяснить всё это? Все понимают, что наш народ ничуть не хуже других, умный и добрый. Но почему же имея огромные пространства земли мы импортируем сельхозпродукты, сидя на нефти, угле, золоте и древесине доводим соответствующие области до состояния убыточности?

Конечно, не всё абсолютно плохо здесь, равно как не всё хорошо и благополучно там. И у них хватает тупости и у нас есть много не имеющих мировых аналогов творений. Но как же жить дальше? Неужели это наш крест - нести на себе бремя иррационализма? В какой-то степени да, как это ни прискорбно, поскольку это результат уравновешивания. Так что прикажете, чтобы Запад начал издавать идиотские указы и постановления, выбирал руководителями дураков, дабы им всем тоже жизнь мёдом не казалась? Конечно же нет. Но так как мы все зависим друг от друга, для достижения всеобщей гармонии необходимо и нам и им пересмотреть наши позиции в отношении между материальным и духовным миром. Преобладание одного ущемляет другое. Наша страна всегда отличалась высоким уровнем духовности. Идейная одухотворенность была весьма присуща и социалистическому обществу, как бы его сейчас ни ругали. Во многом благодаря этому мы победили в Великой Отечественной Войне, в короткие сроки восстановили разрушенное. И до сих пор продолжаем работать за гроши, во имя идеи. До сих пор у большинства народа заметно явно пренебрежительное отношение к материальному аспекту жизни не в пример моральному. Перестройка в сознании была задумана как попытка гармонизировать эти понятия. Увы, любовь к крайностям снова сыграла с нами злую шутку. «Уж лучше быть голым, но одухотворенным, чем одетым, но нищим духом».

Да почему же опять «или - или»?

На Западе многие всерьёз обеспокоены духовным обеднением народа при постоянном повышении его благосостояния. Нам это хорошо видно со стороны. У нас заметна та же тенденция, но при устойчивом снижении уровня жизни. Размежевание между Западом и Востоком еще более усугубляет ситуацию. Выход следует искать в воспитании нового человека с новой моралью, не взаимоисключающей материальное и духовное. Если противоположности уравновешивают друг друга, то зачем их обязательно разносить по разным частям света? Или даже создавать крайностные противоречия внутри семьи? Разве нельзя попытаться гармонизировать личность внутри самого себя?

Вадим МЕЛЕШКО