Моменты, о которых мы вспоминаем со стыдом

Мгновенная скорость

Едет поезд из пункта А в пункт В. Где-то приостановится, где-то поднажмёт. В конце пути можно подсчитать его среднюю скорость. Но меня интересует не средняя, а мгновенная. Потому что здесь я усматриваю прямую аналогию с движением педагогического человека по жизненному пути.

Если бы была возможность измерить мгновенную популярность отдельного педагога, его отношение к своей профессии, а также отношение детей к нему, в некоторый моменты жизни мир бы содрогнулся. Ибо трудно, практически невозможно представить себе такого человека, который долгое время (я уже не говорю - всегда) выдерживал ровное отношение к чему бы и к кому бы то ни было.

Как сказал классик, на фотографии даже Эйнштейн может предстать перед нами с глупым лицом и Бисмарк - с испуганным. Всё дело лишь в том, в какой момент жизни сделать эти снимки. Так и во всём остальном: стоит только в определённое мгновение выхватить из урока цитату, даже реплику или даже восклицание, а потом представить всё это в виде отдельного фрагмента, кадра, штриха - и в равной степени можно любого гениального педагога показать как последнего дауна, а в полной посредственности - увидеть лицо современного спасителя отечественной школы. Этим в равной степени успешно пользуются фотографы-профессионалы и акулы пера, падкие да сенсаций.

Невозможно не попасться в подобную ловушку. Иначе бы надо было всю жизнь провести в позе лотоса, с блаженной улыбкой на лице, как Будда. Но на то она и жизнь, чтобы постоянно меняться, да вот не всегда получается плавный рост по экспоненте. Часто это график колебаний со всё возрастающей амплитудой. И если вы сегодня побывали на прекрасном школьном мероприятии, не следует думать, что остальные сто двадцать девять мероприятий подряд этого же педагога будут такими же успешными. Или хотя бы такими же хорошими. Скорее всего, дальше последует спад.

Об этом во весь голос говорят и школьные психологи. По их мнению, если ребёнок примерно ведёт себя на уроках и переменах, накопившаяся энергия, запас эмоций (далеко не всегда положительных) будут искать выход где-нибудь в другом месте - на улице, дома или даже во сне. В этом смысле те, кто бурно реагирует на тот или иной раздражитель, не ограничивая себя теми или иными рамками поведения и приличия, имеют гораздо меньше шансов быть подверженным различным неврозам и комплексам. То же самое касается и самих педагогов. Поэтому если учитель постоянно сдерживается, подавляет отрицательные эмоции, он всего-навсего загоняет их вглубь. А так и до стресса недалеко. И до срыва. И инфаркта.

...Это я всё потому здесь говорю, что буквально десять минут назад, в конце урока не смог удержаться и наорал на одну девочку. Она на последней парте мирно грызла семечки все сорок минут, в то время как другое в поте лица своего выполняли работу. Кажется, наговорил много лишнего. И это в классе, который я так люблю и где мне всегда рады (хочется верить, не только потому, что можно под шумок что-нибудь погрызть). Эх, если бы кто слышал меня в тот момент! И если бы тут же опросил детей, что они обо мне думают. И я о них. Вот вам и мгновенная скорость, то бишь популярность. И суди потом только по этим опросам - многое насудишь!

Одно утешение: та же, как и в долгой поездке из пункта А в пункт В нас не слишком беспокоит минутная остановка у какого-то семафора, и об этом инциденте дети потом вряд ли будут помнить всю жизнь, как самое главное из наших с ними отношений. Вот только...

Остановки-то иногда бывают вызваны катастрофами.

Вадим МЕЛЕШКО