Муки творчества

Муки творчества

Согласно одной интересной методике заикание можно успешно лечить при помощи написания красивыми печатными буквами больших фрагментов текста. Оказывается, когда человек медленно выводит слова, он внутренне тщательно проговаривает их. А это снимает спазмы и психическое речевое напряжение.

Я же сижу сейчас перед печатной машинкой и не могу заставить себя хоть одну мысль перенести на бумагу. А печатать, писать - значит говорить про себя. Позади семь напряженных насыщенных уроков. Кто знает, тот поймёт, что это за состояние, когда уже не только не хочется говорить, но боль в горле вызывает даже одна только мысль о том, что надо что-то сказать. Ужас!

Да собственно и говорить-то нечего, даже поделиться нечем. Не переходить же на классическую учительскую тему «а у меня сегодня Сергеева отмочила...», «а вчера на уроке проходили то-то, Галкин получил единицу...». Эти разговоры можно услышать в любой компании педагогов. Банально. Хочется чего-нибудь возвышенного, глубокого, одухотворенно-глобального. И чтоб с рефлексией.

Да нет их, мыслей-то возвышенных. И откуда им взяться при нагрузке в две ставки да в конце рабочего дня. Точнее сказать, идеи есть, но вот довести их до ума, сформулировать, оформить и... написать уже нет сил. Неужели пишущие и регулярно печатающиеся педагоги тоже загружены до предела? С трудом верится. Я сам, к примеру, два года назад барствовал на восемнадцати часах нагрузки. Думаете, умер с голода? Дудки! Вот где творчество и полёт мысли! (Как ни ругают школу застоя, а ведь не дураки определили нормальную ставку в 18 часов. Дураки лишь назначили оплату за эту ставку). Между прочем, в то время творческий подъём подпитывался ещё и мыслью о необходимости дополнительного заработка гонорарами.

Но самое главное - чувство собственной значимости, моральное удовлетворение от сознания важности своего труда - не только учительского, это и последнему кретину известно, но и писательского. Ведь это такая возможность раскрыть себя, показать товар лицом со всех сторон. А как приятно увидеть свою статью в весомой газете, подарить ее коллегам! Едва ли не так же, как получать за них достойное вознаграждение. Публикации позволили познакомиться с многими интересными людьми, услышать их мнения и советы из самых разных уголков страны, обменяться с ними адресами.

И вот теперь второй год жёсткое и основательное «погружение в прелести профессии». Но кому от этого лучше? Обидно, что большинство моих коллег дают слишком категоричные советы типа «хочешь печататься - иди работать в газету, а в школе нужно работать с полной отдачей (читай: с утра до вечера)». Или же: «Вам что, разве не нравится работать с детьми, если вы так усердно стремитесь избежать дополнительной нагрузки?». Эх, плох тот солдат, который не мечтаем стать генералом лишь потому, что ему просто нравится стрелять. Да в том-то и дело, что я педагог и не хочу терять опыта преподавания, если уж собираюсь писать на школьно-научную и методическую тематику.

Можно расти в стороны, набирая часы до опупения, как некоторые (по 45 - 50 часов в неделю плюс джентльменский набор из классного руководства, кабинета, тетрадей и пр.). Так ведь всех денег не заработаешь, очень быстро достигаешь того потолка зарплаты, выше которого не прыгнешь физически. «На одну ставку есть нечего, на две - некогда». И потом после нескольких часов в день плодотворной работы педагог выдыхается, а дальше уже идёт халтура. Так разве всё это ученикам на пользу? Отнюдь. А вам - нет?

Но можно расти и вверх, повышая свою квалификацию, разрабатывая авторские программы и учебники, учась в аспирантуре, защищаясь и выходя на всё новые рубежи. Так что же лучше?

Вадим МЕЛЕШКО