Мысли из прошлого

Отойдите, жарко!

Греться хорошо у небольшого костра. Это вам скажет любой турист. Огромный «пионерский» костёр обжигает, да и к нему близко не подойдёшь. Ни тебе полежать нормально у огонька, ни ужин приготовить - сгоришь к чёртовой матери! Но его зато хорошо видно за много километров. И даже с орбиты. Это сигнал, указатель, маяк.

Так же и с учителями. Я ни за что не хотел бы, чтобы в одной школе собрались одни только выдающиеся учителя. Или - как мечтают некоторые дауны - сплошь одни победители конкурса «Учитель года». Ведь иного педагога слишком много не только в школе, но и в районе. Как говорил один старый опытный инспектор охраны природы: «Не гони! Дай человеку глотнуть воздуха». Конечно же, «зажигает только тот, кто сам горит». Но если горят все разом, то это уже неуправляемая цепная реакция. Можно и перегореть. А о детях вы подумали? Кто выдержит такого нестерпимого блеска, напора, натиска инициативы и интеллекта?

 

Идеалы паритета

Собрались опытные учителя и дают советы молодому перед открытым уроком. «Помни, что должна быть рефлексия! А кстати, каково процентное активностное соотношение работы учителя и ученика?». Молодо-зелено, запинаясь, выдавливает: «Кажется, 50 на 50». Аксакалы от педагогики снисходительно улыбаются: «Это обычный рабочий режим среднего учителя. Хороший оставляет за собой 40 процентов, предоставляя 60 своим детям». Тут в разговор включается ещё более уважаемый старец. «Эх, вот в наши времена были педагоги! Каждый - Сухомлинский и Макаренко вместе взятые! Они работали вообще 30 на 70!».

...Через некоторое время из учительской доносится реплика: «...А вот гениальный учитель так строит урок, что он даёт максимум активности детям, а сам лишь слегка корректирует и подправляет их познавательную деятельность! Это почти 15 на 85%».

...Ещё час спустя выясняется, что Учитель от бога вообще может только зайти в класс - и любые дети сразу начинают самостоятельно тянуться к знаниям, копаться в учебниках, помогать друг другу овладевать новой информацией.
А ещё через минуту доносится выстрел.

Нет, всё-таки разучились мы нынче стремиться к звёздам. Да и идеалов у нас нет! Потому и работаем как последние практиканты - «фифти-фифти, 50 на 50».

 

Я вас люблю до смерти

Разговаривал недавно с одним коллегой, мизантропом по специальности. Лицо профессионально напряжённое, уголки губ опущены, глаза с прищуром. Жалуется, что последнее время почему-то участились конфликты с сослуживцами и родителями. Говорю ему: «Если вдруг появляется желание нагрубить кому-нибудь, устроить скандал, представь себя на его месте». Он отвечает: «Пробовал. Ещё хуже, только распаляюсь, словно вхожу в резонанс - так и тянет поскандалить». «Ну ладно, а ты пытался представить, что разговариваешь с маленьким мальчиком, который просто по своему возрасту тебя не понимает? Ведь ты же педагог!».

 

«Дело в том, что и это не приносит результата: как только подумаю, что этот старый хрыч Маркел Симонович вдруг сбросил лет девяносто и стал школьником, сразу кажется, что он и в то время был таким же дебилом, да ещё тупым футболистом, которого вытягивали из двоек и прощали все хамства только потому, что он - будущая надежда советского спорта и нашей школы. И завожусь ещё сильнее. Ору, как на последнего болвана Жмурикова - он тоже мускулистый баран из девятого «Ж» класса».

«Ладно, последний аргумент. Вообрази, что твой скандальный партнёр - совсем маленький, грудной ребёнок. Как он беззащитен, крохотен, слаб...». Лицо моего коллеги наливается кровью, дыхание становится прерывистым. Кажется, он набросится сейчас на меня с кулаками. «Ты думаешь, что советуешь?!! Да я его тогда сразу замочу!» «???» «У моей соседки маленький ребёнок. Так я из-за его каприз и истошных воплей спать не могу вот уже третий месяц!»

...Через несколько дней моему коллеге стало лучше - он пошёл на повышение.

 

Вадим МЕЛЕШКО