Сквернословию - boy!

Мать-мать-мать

Двое студентов какого-то навороченного института, похожие на Бивиса и Баттхеда, делятся в тамбуре последними новостями. «Слышь, прикинь, такая лажа! Чувак говорит: у них на факультете кому-то сверху моча ударила всунуть русский язык обязательным предметом!». - «Ну в натуре, они там уже совсем о...и, дальше некуда. На...я юристам русский язык?»

Начало обычного трудового дня. До звонка на первый урок несколько минут. Я сижу в кабинете, подготавливаю материал и слушаю разговоры, доносящиеся из-за двери. «Ты домашнюю по химии сделал?» - «Домашнюю? Б...ь!!! Забыл!» - «Колян, отвали! Не мешай! Не видишь, я отдыхаю! Пошёл на.., падла! ...Ну ты чё, п...с, что ли?!!» - «Сам ты п...с!». - «Иди ты в ...».

И так далее, как обычно. Я подхожу к двери и сильно ударяю в неё ладонью. Кто-то тоненьким голоском говорит: «Войдите!». Жуткий хохот.

Психологи советуют: «Если вы вдруг услышали, как кто-то из детей ругнулся, сделайте вид, что не слышали». Но это так же плохо, как и попытаться сделать вид, будто ты всё слышал. Я уже несколько раз вот так пытался призвать ребят к совести, воззвать к их культурным рудиментам, пристыдить в конце концов. «И как же не стыдно? И кто же вы после этого? Зная, что я сижу здесь же, в трёх метрах за стенкой, всё равно материтесь, как последние уркаганы!». Тщетно! Только гыгыканья и дурацкие отговорки типа «а чё я-то сразу?», «я вааще молчу!».

Вообразите, что вы поймали человека с поличным, за руку, при попытке своровать у вас кошелёк. И он нагло, в лицо, с возмущением кричит, что первый раз вас видит и совсем не при чём, а если вы психованные, то это ваши проблемы - лечиться надо. Надо ли описывать ваше смирение и покорность в этой тупиковой ситуации? Приблизительно то же самое я испытал, когда попытался поговорить об этом с родителями матершинников. Странное дело, этот факт произвёл на многих из них совсем не такое впечатление, как я ожидал. Другие же не поверили, что их чадо способно на сквернословие. Третьи потребовали очной ставки, на которой дети, естественно, всё отрицали. Что делать?

Пытался разговаривать с администрацией. Говорят, составляйте докладную. И - что из этого? Ведь чтобы делу дать ход, доведя его до административного наказания, нужны свидетели. А кто в них пойдёт? Не одноклассники же! Да и куда их, эти докладные - квасить? И потом, как доказать, что он ругался? Каким словами? Сами коллеги советуют не принимать всё это близко к сердцу, вспомнить себя молодым. «Ведь если бы он тебя лично обматерил, в лицо, тогда - да, оскорбление нужно наказывать. А так - ну ляпнул по глупости не то...».

Приходится вновь и вновь капать на молодые, но уже плесневеющие мозги. «Вы находитесь в общественном месте. И ведите себя соответствующим образом. Я не говорю о том, что мат не имеет право на существование как таковой. Его можно сравнить с отходами словесной жизнедеятельности, отбросами, навозом, которым можно удобрить почву и это пойдёт ей на пользу. Но для этих целей цивилизованные люди уже давно используют более качественные удобрения. Да и из традиционного применение навоза вовсе не следует, что им нужно натирать листья, стволы, дорожки участка, вываляться в нём самому и так пойти в театр или на дискотеку. Вы же свой словесный навоз выставляете напоказ, причём, делаете это с бравадой, с удовольствием - вот, посмотрите, какой я взрослый! Возможно, мат в имеет своё место в жизни, как и многие другие крепкие выражения. Но во-первых, школа - по крайней мере не то место, где его даже теоретически можно было бы использовать. Я даже не могу себе представить такую ситуацию. Во-вторых, матерные слова засоряют речь, в результате чего вы за единицу времени излагаете меньше информации, чем без этих самых «проставок для связки слов». В третьих, в психопатологии есть такой термин - копролалия (kopros - испражнения, кал + lalia - болтовня) - болезненная склонность говорить неприличные слова прилюдно. Это считают одной из форм садизма, так как таким людям зачастую доставляет удовольст¬вие видеть смятение других при звуках нецензурщины. Хотя копролалия - как правило следствие психических заболеваний, именно об этом и следует напо¬мнить любителям "блеснуть" словцом перед классной аудиторией. И какие же выводы я могу сделать, после того, как одним и тем же людям делаю десятое замечание?

Наконец, найдите мне интеллигентного человека, которому ставили бы в заслугу умение сквернословить».

Внушаю всё это, а у самого в голове вертятся противоречивые мысли бесовские. Ведь ещё несколько лет назад в прессе кто-то с восхищением рассказывал, как ловко Фаина Раневская покрыла матом каких-то нерадивых грузчиков. И как Курчатов на ужасные ругательства Берии в адрес физиков-ядерщиков достойно ответил ему теми же глаголами в той же форме. И как способностью «поминать матушку» обладали самые высокие военачальники нашей великой армии. О, как это пикантно - в их устах. Выходит, кому-то можно, потому что это - ого-го, а для остальных мораль писана по-другому. Да нет, просто это очередное ведро помоев, вылитое средствами массовой информации как руководство к действию и «правильному» пониманию ситуации.

Я говорю ребятам: «Вот я, к примеру, тоже могу выругаться, да ещё как смачно. Не верите? Просите доказать?!! Понимаете, доказать это гораздо проще, чем то, что я не ругаюсь вообще. Но хоть кто-нибудь из вас или моих коллег слышал хоть слово от меня? Нет, потому что достойных причин для этого просто нет. И я могу обойтись другими словами и иными формами общения. А если вы не просто без повода, а на каждом слове сыплете гадостями, это говорит о скудности словарного запаса или об отсутствии элементарного приличия».

Но что делать? Всё равно ругаются. Не в глаза, конечно, а из-за стены, когда никто не видит, когда вокруг все свои. Ругаются чёрно, при девочках, которые не только не осуждают ребят, но иногда могут вывернуть ещё похлеще их.

Уже появилась даже такая мысль: установить в коридоре скрытую камеру (или хотя бы микрофон) и записать всю эту гадость. А потом пригласить побольше родителей и на классном собрании показать. Пусть провалятся от стыда. Может, тогда научат своих любимых отпрысков, как и что можно и нужно говорить в обществе. Но я и сам понимаю, что ни один педагог не решится на такой шаг. Ведь это означало бы ввести слежку за своими питомцами, капитулировать перед проблемой, фактически шантажировать детей перед родителями. « Шурик! Это не наши методы!»

Предвижу, что этот крик души тут же пойдёт в корзину. Это не та проблема, о которой следует писать в газетах. Ну как же, разве можно о таких гадостях! Если дети и ругаются, то это не у нас. И не дети. И не ругаются. И вообще, у хорошего педагога, который сумел завоевать своим мастерством доверие детских душ, матерщины под дверью не услышишь!!! Сами виноваты!

А ведь помнится, когда у нас педвузе (ныне педуниверситете) в своё время проводили областную олимпиаду школьников, очень долго искали для этого аудиторию попристойнее, где столы и стулья не были бы расписаны откровенной пошлятиной. И, не найдя, срочно покрыли всё это бумагой. Об этом тоже не стоило бы говорить. Ведь это ни кто иной, как будущие отличные педагоги. У которых такие же прекрасные ученики.

Так может это я действительно хватил через край? И вааще, вся проблема надумана человеком, которому почему-то не нравится некоторые незначительные мелочи в святом образе нашего величайшего Российского Педагога и его Одарённейшего Ученика?

Вадим МЕЛЕШКО