Вредные советы молодому учителю

Вредные советы молодому учителю

Когда Григорий Остер впервые опубликовал свои "Вредные советы", я вдруг ощутил, что подобная форма подачи информации "от противного" может быть пригодна не только для маленьких детей, но и для маленьких учителей. Негативизм молодых характеров заключается в отвержении предложенных норм поведения, истин, догм, в отрицании советов, в том числе и "вредных". Считаю, что молодых можно лечить шоковой терапией - официально напечатанными образцами поведения, которые у всех на слуху, но мало кто решается признаться в их сообразности. Ханжество малоприятно во всех его проявлениях.

1. Ты закончил ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ. Хватит учиться, теперь ТЫ будешь учить других, и пусть они попрыгают, повкалывают, как ты когда-то. По крайней мере, еще несколько лет можно не повышать уровень своих знаний - пока и этого хватит с головой. Очень важно также показать всем, что ты знаешь гораздо больше, чем на самом деле. Выучи побольше умных слов (желательно таких, чтобы не смогли поймать на неправильном их применении), несколько крылатых фраз, почаще перемежай разговор репликами типа "Помнится, Ларошфуко сказал...", "А Кеннеди по этому поводу писал, что..." "То же самое можно найти и у одного малоизвестного китайского философа..."

2. Никогда не пиши планов - ни поурочных, ни тем более четвертных и годовых. Все равно обстоятельства изменятся, ученики не дадут провести урок так, как ты хочешь, к тому же можно заболеть, и все планы пойдут прахом. А как жалко времени, потраченного на эту писанину! Желательно также не готовиться к урокам. Во-первых, по соображениям экономии сил и времени. Во-вторых, тебе платят за часы работы в школе, а не за подготовку к урокам. В-третьих, когда не готов, тут же, на уроке, мозг начинает выдавать иногда очень нестандартные решения, которые со стороны могут сойти за новаторство.

3. Не слушай педагогов, отвергающих повышенные тона в общении с учениками. В большинстве своем это люди в летах, им легко - у таких-то не очень побалуешься, язык не поворачивается сказать гадость, какую спокойно преподносят молодому учителю. Да и хорошо судить других, если самому дано природой что-то, не позволяющее распускаться ученикам. Кричите, когда выводят из себя, выплескивайте эмоции вместе с отрицательной энергией на тех, кто их вызвал! Если они привыкли реагировать только на крик, тихим голосом от них ничего не добьешься. Кричи, избавляйся от стресса!

4. О, великий и могучий русский язык! Он на то и дан, чтобы выражать все тонкости настроения и оттенки бытия. А ты на то и учитель, чтобы пользоваться этим. Поэтому и думай, что учителя - ущербные люди и чего-то не могут, не стесняйся в выражениях, когда это нужно и когда накипело. Важно лишь не переборщить с эпитетами, за которые штрафуют.

5. Бессмысленно утверждать, будто все дети одинаково талантливы и одарены, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя. Так обычно заявляют те, кому что-то удалось, и они на радостях готовы простить всем все плохое и гадкое. Или те, кто по-мазохистски винит только себя в том, что ничего не выходит на педагогическом поприще. Или тот, кто получил возможность критиковать других, не показывая личного примера. Запомни: ты "прекрасный педагог", у тебя "отличные ученики", а школа лишь корректирует то, что продуцирует семья. Вали все на родителей и на улицу, ведь ты видишь ребенка несколько часов в неделю - в десятки раз меньше, чем они.

6. Ни в коем случае не позволяй себе рукоприкладства, даже не прикасайся к ученику. При людях. Сейчас могут и в суд подать, грамотные стали и родители, и дети. Лучше останься с ним наедине, желательно в тесном помещении, встряхни хорошенько, пообещай придушить в следующий раз, но только без разорванных рубашек и царапин. В любом случае отрицай потом все. Что ты теряешь, чем ты рискуешь? Через это прошли 2/3 всех твоих предшественников, остальные не прошли по здоровью или религиозным мотивам. А уволив тебя, школа потеряет ценного работника.

7. Не пытайся заставить себя полюбить детей. Во-первых, насильно мил не будешь. Во-вторых, они сразу распознают фальшь и отличат настоящую любовь от натянутости и сюсюканья "под любовь". В-третьих, нет чувства – и не надо, ты даже не подозреваешь, сколько таких работало, работает и будет работать в школах. А ты, по крайней мере, не врешь. Твое дело - давать знания: обязательна ли для этого любовь?

8. Не делай сегодня то, что можно сделать завтра, если не хочется. Будешь заставлять себя силой - получится плохо, как и все, сделанное подневольно. А завтра может прийти вдохновение.

9. Директору ты нужен как работник, коллегам - как товарищ по нелегкому труду, ученикам - как поставщик бесплатных знаний, их родителям - как человек, который что-то должен их детям. Больше всего в школе ты нужен сам себе и своему делу, если оно у тебя есть. И не обижайся, когда в день рождения никто не поздравит тебя, а то и нахамит от незнания. Прости их. Они все ущербные люди именно потому, что они делают или не делают...

Вадим МЕЛЕШКО