Правильно ли воспитывать собственным примером?

Право сильного

Проблемная ситуация: всё время ругаюсь, когда ученики своей болтовнёй мешают другим, а тут ездили как-то в театр, так моя напарница полспектакля бубнила что-то, комментируя детям всё, происходящее на сцене. И сказать при них ничего нельзя - уронишь достоинство учителя. А промолчать - значит, показать, что ей можно, а вам - нет. И становится так плохо на душе...

Недавно возвращались с работы на электричке с одним учителем. Приятно было поговорить на возвышенные темы с интеллигентным человеком, литератором. До того момента, пока он, широко зевнув во весь рот, не принялся лузгать семечки, чавкая и аккуратно бросая шелуху под ноги. И всё это не прерывая разговора о выдающейся роли России в международной культурной жизни.

Может быть, я максималист. И оперирую возвышенными категориями. Но мне не понятно, как можно обучать и воспитывать подрастающее поколение, постоянно проповедуя светлые идеи - и тут же своим поведением разрушая их. Это как прокурор, ездящий «зайцем», священник, попавший в вытрезвитель, психоаналитик, стегающий сына ремнём, леди, сморкающаяся в занавеску...

Когда директор издал приказ, запрещающий курение в школе, мне было интересно: а как же мои коллеги к этому отнесутся? И как заядлые курильщики из 7 - 11 классов будут выходить из положения? Всё разрешилось само собой - учителя тайком уходили в самую дальнюю комнатку-закуток с форточкой, а детям разрешали «выйти подышать свежим воздухом на улицу». И педагоги, и администрация, и ученики делали вид, будто ничего такого не происходит. И вроде всё гладко!

А я-то, наивный, стараюсь собственным поведением показать, как нужно себя вести и чего нельзя делать. Оказывается, существует давным-давно укоренившаяся логика (вот только не могу сказать, кому она больше свойственна): для того, чтобы учить и воспитывать других вовсе не обязательно самому быть безукоризненно чистым и непогрешимым. Эту теорию мне поведал всё тот же коллега-литератор. «Вообрази, - сказал он, - что если начальник ругается, ворует, изменяет жене, пьёт горькую и всё такое, но не ставит это себе в заслугу, не афиширует, а при всём при том категорически не разрешает своим подчинённым делать то же самое, разве он хуже другого, который сам грешен и позволяет грешить другим? Пойми, что нет людей безупречных, чистых во всём - у каждого человека есть свой набор чёрных делишек. Так разве нужно тыкать ему этим всем при каждом удобном случае, как только он что-нибудь пытается сказать против тебя? Библейскую фразу «Кто без греха, пусть первым бросит в меня камень» не следует понимать буквально. Это скорее внутреннее стремление, чем внешнее проявление. Ведь если я не разрешаю другим воровать, а сам украду немного, то общий ущерб стране будет несоизмеримо ниже. Когда я не разрешаю своим ученикам курить, материться, выпивать, хотя сам и позволяю себе всё это - изредка, то для них же самих это на пользу, чем если бы мы вмести глушили самогон и смолили косяки».

Надо же, не подкопаешься! Не нужно стремиться стать лучше самому, нужно просто не давать стать хуже другим. Это уже лучше, благороднее предыдущего подхода - тянуть остальных вниз, на дно. И по полному праву может быть обоснованием поведению руководителей самого разного ранга - от педагога до губернатора и выше.

Это ещё один тупик этики. Если нам предстоит выбор между очень хорошо себя зарекомендовавшим хозяйственником с криминальным подозрением и кристально чистым белоручкой, мы, желая показаться цивилизованными, выбираем последнее. И проигрываем. В противном же случае, идём на компромисс со своей совестью. На вопрос, кто из правителей страны, по-вашему, принёс ей больше всего пользы, называют отнюдь не гуманистов, а жёстких и даже жестоких руководителей. Были ли они без греха, являлись ли образцом для поведения? Вздор! Но то, что не давали грешить другим, сурово карая за это, ставится им в главную заслугу.

Считается, что это недемократичный и нецивилизованный подход.. Но сколько раз стоящему у власти человеку, в котором заинтересованы миллионы других, прощали то, что никогда бы не сошло с рук любому из рядовых граждан? А если вы слышите, что какой-то руководитель находится под следствием по делу о хищении, разве не вспоминаете вы все его заслуги и добрые дела перед родиной? И не кажется ли иногда, что уж ему-то можно было бы простить что-либо? Знаменитому бизнесмену - связь с мафией, удачливому сыщику - наезд на пешехода, милиционеру при исполнении - рукоприкладство, танкисту - разрушение домов мирных граждан и так далее. Поверьте, мысли о том, что цель оправдывает средства, деньги не пахнут, а грязные руки могут строить даже храмы, блуждают в умах миллионов людей тысячи лет.

...А я всё-таки продолжаю жить по-старинке. И считаю, что могу служить примером только тогда, когда сам выполняю требуемое. Говорю детям, что надо делать зарядку, обливаться холодной водой - и делаю, обливаюсь. Прошу не сидеть на партах - и не сижу. Советую прочитать, посмотреть, посетить - сам впереди, на лихом коне. Стремлюсь привить уважение к старшим - и уступаю им место, показывая пример детям. Ругая тех, кто мусорит, никогда сам не позволю бросить под ноги хотя бы спичку. Более того. Если мой ученик подтягивается и отжимает гирю больше, чем я, садится в шпагат, плавает, поёт лучше меня, хотя специально этим не занимается, разве мне это не вызов? И я ставлю задачу: в следующий раз переплюнуть его по этим показателям. Если и он примет вызов - прекрасно! Но только я должен быть универсалом, чтобы не посещая специальных секций, кружков, курсов, добиться того, чтобы дети пошли туда - стать сильнее, умнее и сноровистее своего учителя.

Впрочем, и у моего коллеги-литератора тоже есть успехи. Недавно один его ученик стал победителем всероссийской олимпиады. А две дюжины других поступили в престижные ВУЗы. Так что его и мой подход могут оказаться вполне конкурентоспособными - в нашей существующей действительности. Боюсь только, что последователей у меня может не оказаться. Ведь так трудно во всём быть примером. И так заманчиво стремиться стать руководителем, чтобы самому делать то, что запрещаешь своим подчинённым.

Вадим МЕЛЕШКО

 

Комментарии

Леонова Елена Ивановна

Считаю,что вы правильно воспитываете подрастающее поколение. Престижные вузы, конечно, хорошо, но главное - воспитать порядочного и доброго человека.