Правильно ли воспитывать собственным примером?
Право сильного
Проблемная ситуация: всё время ругаюсь, когда ученики своей болтовнёй мешают другим, а тут ездили как-то в театр, так моя напарница полспектакля бубнила что-то, комментируя детям всё, происходящее на сцене. И сказать при них ничего нельзя - уронишь достоинство учителя. А промолчать - значит, показать, что ей можно, а вам - нет. И становится так плохо на душе...
Недавно возвращались с работы на электричке с одним учителем. Приятно было поговорить на возвышенные темы с интеллигентным человеком, литератором. До того момента, пока он, широко зевнув во весь рот, не принялся лузгать семечки, чавкая и аккуратно бросая шелуху под ноги. И всё это не прерывая разговора о выдающейся роли России в международной культурной жизни.
Может быть, я максималист. И оперирую возвышенными категориями. Но мне не понятно, как можно обучать и воспитывать подрастающее поколение, постоянно проповедуя светлые идеи - и тут же своим поведением разрушая их. Это как прокурор, ездящий «зайцем», священник, попавший в вытрезвитель, психоаналитик, стегающий сына ремнём, леди, сморкающаяся в занавеску...
Когда директор издал приказ, запрещающий курение в школе, мне было интересно: а как же мои коллеги к этому отнесутся? И как заядлые курильщики из 7 - 11 классов будут выходить из положения? Всё разрешилось само собой - учителя тайком уходили в самую дальнюю комнатку-закуток с форточкой, а детям разрешали «выйти подышать свежим воздухом на улицу». И педагоги, и администрация, и ученики делали вид, будто ничего такого не происходит. И вроде всё гладко!
А я-то, наивный, стараюсь собственным поведением показать, как нужно себя вести и чего нельзя делать. Оказывается, существует давным-давно укоренившаяся логика (вот только не могу сказать, кому она больше свойственна): для того, чтобы учить и воспитывать других вовсе не обязательно самому быть безукоризненно чистым и непогрешимым. Эту теорию мне поведал всё тот же коллега-литератор. «Вообрази, - сказал он, - что если начальник ругается, ворует, изменяет жене, пьёт горькую и всё такое, но не ставит это себе в заслугу, не афиширует, а при всём при том категорически не разрешает своим подчинённым делать то же самое, разве он хуже другого, который сам грешен и позволяет грешить другим? Пойми, что нет людей безупречных, чистых во всём - у каждого человека есть свой набор чёрных делишек. Так разве нужно тыкать ему этим всем при каждом удобном случае, как только он что-нибудь пытается сказать против тебя? Библейскую фразу «Кто без греха, пусть первым бросит в меня камень» не следует понимать буквально. Это скорее внутреннее стремление, чем внешнее проявление. Ведь если я не разрешаю другим воровать, а сам украду немного, то общий ущерб стране будет несоизмеримо ниже. Когда я не разрешаю своим ученикам курить, материться, выпивать, хотя сам и позволяю себе всё это - изредка, то для них же самих это на пользу, чем если бы мы вмести глушили самогон и смолили косяки».
Надо же, не подкопаешься! Не нужно стремиться стать лучше самому, нужно просто не давать стать хуже другим. Это уже лучше, благороднее предыдущего подхода - тянуть остальных вниз, на дно. И по полному праву может быть обоснованием поведению руководителей самого разного ранга - от педагога до губернатора и выше.
Это ещё один тупик этики. Если нам предстоит выбор между очень хорошо себя зарекомендовавшим хозяйственником с криминальным подозрением и кристально чистым белоручкой, мы, желая показаться цивилизованными, выбираем последнее. И проигрываем. В противном же случае, идём на компромисс со своей совестью. На вопрос, кто из правителей страны, по-вашему, принёс ей больше всего пользы, называют отнюдь не гуманистов, а жёстких и даже жестоких руководителей. Были ли они без греха, являлись ли образцом для поведения? Вздор! Но то, что не давали грешить другим, сурово карая за это, ставится им в главную заслугу.
Считается, что это недемократичный и нецивилизованный подход.. Но сколько раз стоящему у власти человеку, в котором заинтересованы миллионы других, прощали то, что никогда бы не сошло с рук любому из рядовых граждан? А если вы слышите, что какой-то руководитель находится под следствием по делу о хищении, разве не вспоминаете вы все его заслуги и добрые дела перед родиной? И не кажется ли иногда, что уж ему-то можно было бы простить что-либо? Знаменитому бизнесмену - связь с мафией, удачливому сыщику - наезд на пешехода, милиционеру при исполнении - рукоприкладство, танкисту - разрушение домов мирных граждан и так далее. Поверьте, мысли о том, что цель оправдывает средства, деньги не пахнут, а грязные руки могут строить даже храмы, блуждают в умах миллионов людей тысячи лет.
...А я всё-таки продолжаю жить по-старинке. И считаю, что могу служить примером только тогда, когда сам выполняю требуемое. Говорю детям, что надо делать зарядку, обливаться холодной водой - и делаю, обливаюсь. Прошу не сидеть на партах - и не сижу. Советую прочитать, посмотреть, посетить - сам впереди, на лихом коне. Стремлюсь привить уважение к старшим - и уступаю им место, показывая пример детям. Ругая тех, кто мусорит, никогда сам не позволю бросить под ноги хотя бы спичку. Более того. Если мой ученик подтягивается и отжимает гирю больше, чем я, садится в шпагат, плавает, поёт лучше меня, хотя специально этим не занимается, разве мне это не вызов? И я ставлю задачу: в следующий раз переплюнуть его по этим показателям. Если и он примет вызов - прекрасно! Но только я должен быть универсалом, чтобы не посещая специальных секций, кружков, курсов, добиться того, чтобы дети пошли туда - стать сильнее, умнее и сноровистее своего учителя.
Впрочем, и у моего коллеги-литератора тоже есть успехи. Недавно один его ученик стал победителем всероссийской олимпиады. А две дюжины других поступили в престижные ВУЗы. Так что его и мой подход могут оказаться вполне конкурентоспособными - в нашей существующей действительности. Боюсь только, что последователей у меня может не оказаться. Ведь так трудно во всём быть примером. И так заманчиво стремиться стать руководителем, чтобы самому делать то, что запрещаешь своим подчинённым.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии
Право сильного
Считаю,что вы правильно воспитываете подрастающее поколение. Престижные вузы, конечно, хорошо, но главное - воспитать порядочного и доброго человека.