Размышления над классным журналом

Размышления над классным журналом

....Вот сижу как дурак после уроков и переписываю журнал десятого класса за прошлый год. Спрашивается, во имя чего? Всё потому, что там исправления. А в классе намечается медалист. И, как утверждает завуч, там, наверху, такой документ с помарками у нас никто не примет, могут придраться к любой погрешности и зарубить выдачу вожделенного (презренного?) металла.. Поэтому приходится расхлёбывать чужие грехи. Надо же, из-за отдельных нерадивых личностей, допустивших всяческие помарки и подтирки, страдают остальные, заново начисто заполняя страницы, фактически ушедшие в небытие. Вот так мы переписываем историю...

Вот интересно, неужели там наверху такие глупые люди, не увидят, что мой или любой другой предмет за весь год записан одной пастой, ровным одинаковым почерком? И это явное и наглое доказательства нашего аврального переписывания задним числом. Если и вправду не заметят, то можно было бы оставить и с помарками. А если иначе, то ради кого стараемся? Это в надежде на то, что проверяющие сделают доброе лицо и похвалят за очевидную подделку - лишь бы красиво и без помарок? Стоит ли столько рвения вкладывать в этот так называемый «чистый» документ?

И о чём только думали мои коллеги, когда портили журнал! Хотя, помнится, в первый год работы я сам попал в подобную неприятность. Тогда мне очень нравилось сначала вести записи в тетради, выставлять туда оценки, а затем переносить всё это в журнал - ближе к концу четверти. (Между прочим, куча очевидных плюсов). И только проработав два месяца я вдруг узнал, что оказывается нельзя для этих целей использовать ручку с чёрным стержнем! Чёрт возьми, да ведь сколько милицейских и ВООПовских протоколов (ещё в лихую студенческую общественно-инспекторскую годину) было лично заполнено именно этим цветом! Неужели эти документы менее юридически значимы, чем какие-то школьные оценки и записи пройденных тем? Оказывается, как мне объяснили, всё остальное - тьфу по сравнению с требованиями, предъявляемыми к заполнению школьных журналов. Вот только вопрос - кем? И почему?

...Так вот, заполняю журнал с ненавистью, ввиду полной никчемности этого труда. Лучше проверил бы письменные работы. Или составил вопросы к завтрашней письменной. Всё хоть творчество какое-то. Эх, как поразвлечься? Вот что будет, если в графу «тема урока» я напишу «Научные основы копрологии и проктографии»? Ведь всё равно никто это уже не будет читать, проверят лишь соответствие оценок - да и то лишь у подозреваемого медалиста. Верно, а здесь можно извернуть тему по-иному: «Гоминиды и гоминьдановцы, сравнение анатомического строения». Нет, длинно. Напишу просто и кратко: «Врпоаирне ткгн джвущкшчью».

А ведь не смешно на самом деле. Вот до чего доводят человека бюрократы проклятые! С этим может сравниться лишь фиктивная отчётность в конце четверти и года. У нас вот ввели доброе начинание: каждый педагог должен за четверть посетить хотя бы четыре урока своих коллег, в порядке самообразования, самоконтроля и взаимопомощи. Посетить и законспектировать их в отдельной тетрадке, которую потом нужно предоставить завучу по учебно-методической работе. Разумеется, учителя нормальные люди. Поэтому в конце четверти нормально услышать такие разговоры: «Слушай, у тебя какие-нибудь конспекты уроков есть? Дай пожалуйста списать! А я тебе дам». Это для отчётности. Или ещё интересней смотреть, как задним числом заполняет план работы руководитель ШМО (школьного методического объединения): «Ну подскажи, что ещё написать? Провели олимпиаду по предмету - хорошо. Создали банк реферативного материала? Как это? А, просто-напросто собрали с двоечников письменные работы в виде сообщений по отдельным темам. Говоришь, разработали оригинальную коллекцию слайдов? А где же она? А вдруг спросят? Скажем, что на руках у школьников. Нормально, всё равно смотрят на объём и отметку о проведении!».

...И чего только не сделаешь ради любимых учеников! Чтоб им пусто было! Что журнал переписать - раз плюнуть. Во имя их серебряно-золотого будущего мы готовы прощать недоученные уроки (дитё и так пашет за медаль, ну не успело чего-то), ставить им точки вместо двоек, а другим - наоборот, давать возможность переписать по несколько раз контрольные работы и сочинения, даже экзаменационные (ведь если у него не пятёрка, то это же нам с вами двойка, мы не научили). Выражение «его тянут на медаль» - не признание ли нашей деградации как профессионалов? Или же это наоборот, высшая степень самопожертвования, поступиться собственными принципами ради блага детей и нашего общешкольного триумфа - мол, воспитали медалиста? Что может быть гадостнее фразы: «Вот у соседей каждый год по два-три золота и серебра. Давайте и мы сделаем, например, из Брускова, Стружкиной и Рубанкина. И никаких отговорок: все дети талантливы одинаково! Это наша с вами вина, что мы не можем развить их таланты.».
Разве этот пресловутый журнал несёт самое главное, раде чего человек десять лет учился в школе? А получается так! И особенно обидно, что он воплощает в себе культ поклонения бумаге. Мало того, отождествляет не уважение к ней как документу, а раболепие и страх перед любым гипотетическим начальником, способным по собственному усмотрению решать: наказать за малейшую помарку или похвалить за отсутствие таковых.

...А что я возмущаюсь? У меня здесь лишь несколько страниц. Можно посочувствовать классному руководителю, которому принадлежит этот журнал. Ему-то вообще работы воз, одних только списков класса на семидесяти с лишним листах. С него требует завуч. Её тоже можно пожалеть, ведь проверка ударит по ней больнее всего. Да и проверяющего можно пожалеть. Не думаю, что ему больно хочется копаться в прошлогодних журналах, не для себя же это он делает. Но для кого тогда?!! Для «проверяющего проверяющего»? Круг замыкается.

Всё-таки какие странные люди эти взрослые, подумал Маленький Принц.
Ну надо же! Стоит только отвлечься и - на тебе: опечатка! Вместо пятёрок начал ставить шестёрки. Ладно, бог с ними. Лишь бы не у нашей «звёздочки», а остальным можно хоть девятки, никто внимание не обратит. Да, от судьбы не уйдёшь. Как и от помарки в самом главном документе. Но ни «классный», ни завуч об этом не должны знать.

Вадим МЕЛЕШКО