Урок как ШОУ

Пшик

Сижу на открытом конкурсном уроке. У доски - шоу. Тщательно отрепетированный текст, роли вызубрены, дети стараются, рассказывают с выражением. Педагог - словно бог, парит над всем этим и лишь едва заметным движением перст направляет бурный поток детского энтузиазма в нужном направлении. Красота! Стены увешаны красочными плакатами и таблицами, слишком красивыми, чтобы не на задержать на них взор, но в меру скромные, чтобы показать их самодельную природу.

Но это ещё не всё. Ученики показали, на что они способны. Теперь слово за ТСО. С точностью до секунды, как по мановению волшебной палочки, в нужный момент, словно из прекрасного далёко ручейком пробивается музыкальная фонограмма. Теперь звучит ария учителя. Мощные аккорды педагогического мастерства будоражат душу, заставляют работать мозги всех сидящих в классе - даже мои. И, словно послушавшись лёгкого поворота головы маэстро, будто отреагировав на его мысленный приказ, включается видеомагнитофон. Широкоэкранный телевизор показывает отрывок как нельзя кстати подходящего научно-популярного фильма. Все заворожёно смотрят видеофрагмент, после чего следует ненавязчивое предложение доказать или опровергнуть услышанное и увиденное с помощью стоящих на каждой парте приборов. Закипает работа в группах...

А я как дурак сижу и думаю, думаю, думаю... В прошлый раз было покруче. Тогда другой учитель провёл урок биологии в компьютерном классе. С помощью проектора всё, что педагог считал нужным, тут же с системного блока попадало на огромный экран. А когда вдруг, неожиданно для всех, он включил специальное приспособление, передающее изображение какого-то микроба с микроскопа прямо на монитор ко всем - это было что-то! Да и дети показали, что современные программы могут помочь учителю гораздо легче преподносить, а ученикам - получать новые знания. Причём, в духе времени.

И что же получается? С каждым разом всё больше и больше убеждаюсь: роль учителя на такого типа уроках всё больше и больше отходит на второй план, заслоняясь мощными средствами наглядности, достижениями современной техники, а также подготовленными группами поддержки из числа самих же учеников. Наверное, современный урок таким и должен быть. И всем надо бы желать такого уровня уроков. Только можно ли после этого спектакля сравнивать мастерство учителей? Ведь на них и за них работает кто-то и что-то.

Как говорил мой первый директор: «Была бы курочка, а приготовит и дурочка». В советской армии его слова немного переиначивали: «Кисточкой забор может покрасить любой идиот. Ты вот попробуй покрасить кусочком ваты!». Много ли надо учителю, чтобы при помощи коллег-методистов скроить великолепный сценарий урока, с помощью техников-профессионалов оформить декорации и напичкать его теле-видео-радио- и компьютерными диковинками. А при участии подготовленной публики - показать всё это.

А вот если бы вас, дорогие испытуемые, невзирая на возраст, предмет, былые заслуги и пол, поместить один на один с классом, причём, у которого на партах - одни тетради, а у вас - доска, мел и тряпка? И - всё!!! Как бы вы тогда запели? Небось, возмущались бы, что совершенно нет условий для работы? А ведь именно тогда бы вы и были перед детьми - и комиссией - как на ладони. И нельзя было бы спрятаться за написанную маслом периодическую таблицу кисти Кандинского . Или переждать часть урока под фонограмму Вивальди. И видно было бы буквально с первых же минут, кто чего стоит. Ведь если уж брать быка за рога, то хороший педагог - тот, который может научить даже на пальцах, хоть в тамбуре электрички, вызвать интерес безо всяких там прибамбасов, закрепить знания без специальных карточек и дидактических чудо-программ.

Я ничуть не призываю сделать шаг назад, в глубокое средневековье, вернуться к сохе, огниву и каменному топору. Но согласитесь, если уж приводить соответствующие аналогии, то извольте. В конкурсе охотников лучше всем дать по одинаковой двустволке, чем разрешать каждому привозить с собой от зенитной до самонаводящейся ракетной установки. А при отборе разных мисс и миссис желательно поставить всех в равные условия, не одинаково плохие или одинаково хорошие, а лишь так, чтобы они не зависели от материальных возможностей городов и стран, их представляющих.

Потому что не каждая школа и не каждый учитель может достойно обставить декорации и оснастить материальную базу для проведения урока международного уровня.

Скажете, хороший педагог сразу виден, независимо от всего этого обрамления? Или что истинное мастерство так же невозможно скрыть, как и махровую серость?

А теперь подумайте, что вы сказали.

Вадим МЕЛЕШКО