Что такое "культура"?

Танцующий на острие бритвы

 

- ...А назовём мы эту тему - «проблемы культуры» или «что такое культура». Что для вас означает это слово - культура?

- Ну, искусство там всякое, скульптура, литература, правила хорошего тона, этикет, традиции, - наперебой предлагают свои версии ученики. Если бы я попросил дать точное определение этому слову, было бы молчание. А тут - скорее ассоциации.

- Прекрасно! А теперь скажите мне: кто-нибудь из животных - кроме человека - имеет ли свою культуру? - Вообще-то, вопрос щекотливый. Будь они более подкованными, тотчас же преподнесли бы кучу парапсихологических и эзотерических версий относительно множественности разума на планете и в космосе, возможной узости антропоцентрического мышления Homo sapiens, возомнившего себя венцом творения, о вероятной скрытой культуре наиболее развитых групп животных - дельфинов, человекообразных обезьян, кальмаров и так далее, и тому подобное. Но я знаю свою аудиторию.

- Наверное нет. А может быть гигантские гнёзда орла, муравейники, бобровые хатки, которые строились несколькими поколениями, - всё это своего рода «материальные традиции», передающиеся от отцов к детям?

- Речь идёт о нематериальных ценностях. Например, за кусок мяса могут драться на смерть и собака, и человек - если его довести до такого состояния. Но вот умирать за абстрактные ценности - например, за идею, может только человек. К примеру, для любого животного любая статуя Микеланджело и Родена - не более, чем глыба камня, а любое полотно Васнецова, Рубенса - кусок ткани. И отдавать за него деньги (по сути - эквивалент материальных благ), немыслимо и глупо. Как если бы голодный лев отдал всю свою добычу за одно яйцо Фаберже.

Получается, что абстрактные ценности интересуют именно человека. Но и в этом человек решил проявить свою особенность, доказать, что он не похож на все остальные гениальные творения природы. Он решил использовать культуру для подчёркивания различия между собой и животными. Заметьте, это проявляется на каждом шагу. И сравнения используются соответствующие. О том, кто ест, громко чавкая, говорят...

-... Как свинья!

- А о громко, во всё горло хохочущем...

- ...Ржёт, как лошадь!

- О ведущем беспорядочную половую жизнь...

- ...Кошка! Кот мартовский! Кобель! - Ребятам уже нравится искать аналогии.

- Так вот, обратите внимание, самый простой способ наесться - это, увидев еду, наброситься, и как можно быстрее пожрать её, разрывая руками и рыча от наслаждения. Нет же, человек придумал сложнейший комплекс правил поведения за столом. Достаточно только вспомнить, сколько существует разнообразных вилок, ножей, ложек. И это всё для того, чтобы как можно дальше уйти от традиционного, принятого в природе способа поглощения еды. Если помните, в «Приключениях Гекльберри Финна» главный герой поражался: как это неудобно, когда все блюда едят по отдельности - нет чтобы смешать всё в одно.

Или же взять хотя бы одежду. Что может быть разнообразнее костюмов, всяческих бантиков, пуговичек, швов, крючочков... А ведь начиналось всё с простого - звериной шкуры, подпоясанной лианой. Короче, все эти сложности должны ещё раз доказать, насколько мы отошли от дикого животного мира.

Но бывают в жизни моменты, когда звериные инстинкты просыпаются в человеке и пытаются подавить нравственные принципы, культурные столпы которых закладывались в нём с детства. Характерный пример - в фильме «Титаник». Надеюсь, все смотрели.

- Ну, ещё бы! - Да уж, нашёл о чём спрашивать! Покажите мне того молодого человека, кто в столице не посмотрел бы эту картину хотя бы на пиратской видеокассете.

- Помните, как кичились своей воспитанностью многие из действующих лиц - до трагедии. А когда корабль тонул, они же всеми силами, правдами и неправдами, обрекая других на верную гибель, стремились занять места в шлюпках.

- Да, но разве вы забыли, что старенький джентльмен и капитан корабля предпочли остаться на судне, даже не попытавшись спастись, хотя им наверняка помогли бы. А помощник капитана даже застрелился, когда вынужден был убить неповинного человека! - Голос у Нади взволнованно дрожит, ведь этот пример искренне вызывает бурю чувств и преклонение перед геройским поступком пусть даже вымышленных героев.
- Совершенно верно! Именно здесь, в таких ситуациях и проверяется, насколько сильны и важны для человека его абстрактные ценности. Ведь если люди смиренно рассуждают о морали, о нормах поведения, даже осуждают кого-то со стороны, а потом как стадо баранов кидаются в вагон электрички или автобус, расталкивая стариков и детей, занимают самые удобные места и держат их, пока товарищи курят в тамбуре, несмотря на то, что рядом стоит беременная женщина, то грош цена их декларированная культура.

Можете со мною не соглашаться, но культура в моём понимании - это своего рода набор программ поведения человека в определённых ситуациях, составляющий некий стержень его психологической сущности. Разрушить его - значит, лишить человека внутренней опоры. Когда несколько лет назад рушиться коммунистические идеалы, стала наступать западная культура, появились новые ценности, для многих это было тяжелейшим ударом. Ведь заменить свою систему программ, свой внутренний стержень очень непросто. А некоторым - даже не под силу. Выход - пытаться реагировать по-старому. Или строить новую систему. И то, и другое очень и очень непросто. Легко адаптироваться смогли люди, имеющие ранее более гибкую систему программ поведения. Или вовсе не имевшие ранее таких программ - например, дети, а так же нищие духом, способные выжить где угодно любой ценой, продав и купив кого угодно.

Угрызения совести возникают у человека тогда, когда его поведение входит в противоречие с той системой культурных ценностей, которые и составляют его «культурный скелет». Совесть не беспокоит «беспозвоночного» в этом смысле человека. А может быть и того, кто сумел свою систему ценностей подогнать под свой поступок - «перепрограммироваться». Для этого существует благословение священнослужителя или очень уважаемого человека. Получив его, человек с чистой совестью делает то, на что никогда не решился бы раньше - убивает неверных, репрессирует и предаёт сотни тысяч сограждан.

Поэтому всё, что касается культуры человека, его воспитания, психологической зрелости и устойчивости внутренних идеалов, представляется крайне сложной материей, которую невозможно оценить одним словом «хорошо» и «плохо». Нужно трезво оценивать свои силы. А ещё лучше - не кичиться громкими фразами типа «вот если бы меня схватили бы враги, я бы никого не выдал!», или «разве не могли они там на Титанике трезво рассудить, кому нужно в первую очередь предоставить место в шлюпке?». Ларошфуко сказал: «Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы». С этим можно спорить, но масса примеров вокруг свидетельствует, что искушение может быть слишком сильным, чтобы с ним бороться, и ломаются даже те, на кого бы никогда не подумали. Поэтому с точки зрения морали можно осуждать того или иного человека, но часто мораль противоречит нашей животной природе. Если человека не кормить много дней, пытать, психологически подавлять его, то биологические механизмы самосохранения (тот самый биологический эгоизм) могут взять верх над альтруистическим началом. И чтобы не сломаться, нужна или очень сильная физическая природа человека (например, малая чувствительность к боли, а так же наоборот, сверхчувствительность, чтобы чуть что - и сразу в обморок), или очень мощная психологическая доминанта, система ценностей, нарушив которые человек просто сам не захочет жить. Иуда предал Иисуса. Первый потом повесился. Второй умер мученической смертью, хотя мог бы избежать этого.

- Константин Фёдорович, а вы смогли бы - если не как Иисус, то хотя бы как Зоя Космодемьянская? - Ага, Дарья Разведкина решила поиграть с огнём. Ведь такие вопросы из числа запрещённых приёмов, так как не оставляют пути для благородного отступления и предполагают однозначный ответ. Как вопрос педагогам, любят ли они детей.

- Я не знаю. - Что ж, посмотрим, понравится ли тебе то, чего ты хочешь.

- ?!

- Я бы мог сказать, что да, конечно же, а как же ещё. Но я могу быть стопроцентно (да и то это я хватил лишнего) уверен в себе только здесь и сейчас. И неизвестно, хватило бы меня на всё, что пережила Зоя. В фильме «Проверка на дорогах» главный герой, полицай, взятый в плен партизанами, говорит доверительно: «Раньше я считал себя сильным, думал, что не способен на предательство. Но когда встал вопрос, умереть или перейти на сторону врага, не хватило духу выбрать первое». Я бы сказал так: я бы очень хотел быть сильным, чтобы перебороть все искушения и пересилить страх и боль, следуя моральным принципам. Но тут снова тупик: могу ли я быть уверен на все100%, что мои принципы идеальны, истинны? И действительно ли они стоят того, чтобы умирать за них?

На могиле Тихо Браге, знаменитого астронома, одно время появилась эпитафия: «Здесь покоится прах человека, который жил, как мудрец, а умер, как дурак». А всё потому, что он решил сдержать весьма деликатный мучительный позыв, не показав вида перед императором Рудольфом II, с которым они ехали в карете. А сколько человек застрелилось, выбросилось из окна, порезало себе вены из-за обид, цена которых просто несоизмерима с ценой жизни! Ведь и капризная девчонка может насмерть отравиться просто из принципа, потому что ей не купили на выпускной вечер красивое платье. И вообще, мораль и принципы меняются со временем. Раньше, в Древней Спарте мать могла с чистой совестью убить своего сына, если он не только позорно бежал с поля боя, но даже хотя бы был ранен в спину, что могло бы свидетельствовать о бегстве и трусости. Всего двадцать лет назад некоторые могли броситься в огонь, спасая знамя пионерской организации - и погибнуть.

- Я бы никогда не пошла замуж за того, - ехидно, с мстительными нотками говорит Дарья, - кто сразу мне прямо заявил бы: «Знаешь, дорогая, ты не обижайся, но если я встречу красивую девушку, то, возможно, изменю тебе с ней. А если на тебя нападут хулиганы, то может статься, я спасусь бегством».

- Ну, потому-то людям милее сладкая ложь, даже если они лгут самим себе. - А ведь молодец, поддела здорово! - Разумеется, никто не захочет признаваться в собственных слабостях. Возможно, именно потому многие участники различных конкурсов (например, красоты или конкурс «Учитель года») не любят встречаться, что в экстремальных ситуациях - а конкурс ещё какой экстремум - показали себя не с лучшей стороны, проявили свои глубоко скрытые в нормальных условиях слабости. Отсюда и народная мудрость: друзья познаются в беде. Или в трудностях. Если хотите узнать человека, сходите с ним в поход, дней на 15 в глушь. Или в горы. Лучше зимой. Там сразу станет видно, что у человека за душой. Как пел Владимир Высоцкий,

Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой.
Там поймёшь, кто такой.

И далее по тексту.

- Давайте вернёмся к теме культуры, - Вадику Зайкину второстепенно, о чём там считает высокомерная Дарья. Он - натура художественная. - Вы сказали, что только человек может умереть за абстрактные ценности. А как же собака, умершая с голоду на могиле хозяина? Или голубь, околевший после смерти любимой?

Чёрт возьми! Нечем крыть, придётся мудрить и изворачиваться.

- Наверное, тут идёт речь не о идеологической подоплеке, а о потере мощного доминирующего фактора, определявшего дальнейшую жизнь. А вообще-то существует много теорий, согласно которых на уровне полевых структур мы все едины - и люди, и их домашние животные. Но это отдельный вопрос, который лежит далеко за пределами нашего предмета. Тут есть над чём пораскинуть мозгами и зоопсихологам.

- И ещё: вы говорите, будто человек всячески обособляется от животных, защищаясь от них выдуманной культурой. Но ведь есть же культуры, где он наоборот, пытается подчеркнуть своё родство и схожесть с ними. Например, у индейцев на Диком Западе давались имена в честь какого-нибудь животного - Белый орёл (смех!), Великий змей, Быстроногий олень. Или в стилях школ восточных единоборств, названных по подражанию движений и повадок обезьяны, тигра, журавля, змеи.

- Ты абсолютно прав! - Ну, я горжусь своими учениками. - Только и здесь, и там человек берёт в подражание те качества, которые ему нужны - благородство, стремительность, гибкость. Вряд ли он с достоинством будет носить имя Грязная Свинья или Вонючий Скунс. - Вот и разрешилось! Теперь можно и передохнуть. Довольно философии на сегодня.

Вадим МЕЛЕШКО

 

Комментарии

Ковалева Ирина Александровна

Философская тема!