Дрессировка и/или воспитание?

Танцующий на острие бритвы-6

Дрессировка с любовью

- К следующему уроку параграфы №25-26. - До конца урока осталось минуты три-четыре. Что-то рановато я сегодня заканчиваю. Нужно как-то протянуть время до звонка. Ну не повторять же ещё раз одно и то же якобы для пресловутого закрепления. И так уже семь раз проштудировали. - На этот раз нужно не просто выучить содержание параграфов, но и уметь рассказывать их с выражением.

- Вы издеваетесь? И вам нас не жалко? - Саша Гуттаперчев привычно забывает домашнее задание тут же после занесения его в дневник, который дома он принципиально не показывает ни кому.

- А что вас жалеть? Разве вы не знаете последний вывод наших зеленоградских философов: живые объекты нужно любить, но не жалеть, а неживые - наоборот.

- Что-то я не пойму... - А неудивительно, ведь Лёва Концевич никогда ничего с первого раза не понимает.

- Неужели это так сложно? Ещё пятнадцать лет назад один военачальник бросил крылатое высказывание: «Солдата не надо жалеть, его надо беречь». Так вот, если я люблю материальные ценности - это ужасно и неминуемо приведёт к катастрофе, когда я их стану превозносить над живыми людьми. Но если я буду жалеть людей, животных, растения, то никогда не решусь причинить им боль. А это тоже чревато тяжёлыми последствиями. Жизнь трудна и требует жёсткого подхода.

- А при чём здесь растения?

- А для чего обрезают ветви у яблони? Чтобы сформировать крону, которая позволит расположить нагрузку в виде яблок равномерно на весь организм, иначе яблоню может разорвать пополам. Если врач будет жалеть пациента, он никогда не решится вправить ему вывих, сделать разрез на коже, вычистить гнойную язву. Вон Женя Геркулёзов подтвердит, как тренер их на тренировках «жалеет».

- Да уж, жалеет! - Широкое мускулистое лицо Жени-боксёра расплывается в самодовольной улыбке. - Не будешь вкалывать как проклятый - никаких результатов не добьёшься. Его самого в юности гоняли до изнеможения. Мой друган в секции каратэ - так его вообще как последнего негра на плантациях мучили: заставляли отжиматься по двести раз наиздох, стоять полчаса на полусогнутых ногах или в шпагате. Тренер у них - зверь! Хотя и чёрный пояс третий дан.

И ведь это о наших выдающихся спортсменах! Спорт - насилие, точнее - самонасилие, мотивированное стремлением стать лучше всех. Иначе люди бы давно ушли из него. Этим он принципиально отличается от физкультуры. А если взять шире - любое воспитание есть насилие. Как говорила моя учительница, «культура должна быть насаждаема». Из истории мы же знаем, что любое завоевание встречало сопротивление не только потому, что требовалось платить дань, но и из-за введения новых правил, требований, насаждения новых, чуждых законов и норм поведения, этических норм. Если аборигены привыкли есть друг друга, а колонизаторы запрещают им, если народ традиционно поклонялся идолам, а его заставляют поверить в одного единого бога, если в стране запрещают (или разрешают) многожёнство только в угоду требованиям жителей соседней республики, разве это встретит единодушное одобрение у коренных жителей?

Особь, выросшая в изоляции от общества, лишена признаков культуры этого общества. Более того, она будет всячески сопротивляться собственному «окультуриванию», ведь это противоречит её устоявшейся норме поведения. Если дикарь не привык ходить в тесной одежде, не сморкаться и не рыгать в обществе, пользоваться носовым платком и ещё сотнями всяческих ухищрений цивилизации, его очень трудно научить этому путём убеждения. Но ведь то же самое происходит при воспитании. Как вы знаете, онтогенез есть краткое повторение филогенеза. А ведь от рождения до смерти человек по сути проживает те эпохи, на которые всему обществу понадобились целые эпохи. Сначала он подобен дикой обезьянке: ничего не понимает, всё хватает, тянет в рот, кричит. Потом наблюдается некий аналог первобытнообщинного строя: дети совместно играют, пользуются общими игрушками. Рабовладельческий и феодальный строи в развитии ребёнка рудиментарно проявляются в стремлении подавить другого, подчинить его, поработить - заставить носить портфель, решать домашнее задание. А когда дети начинают решать простейшие бытовые задачи по экономике общения («хочешь, я всего за полтинник запишу тебе «Титаник» на CD-rom?»), это уже зачатки капиталистического строя. Очевидно, что дальше должен идти развитой социализм и коммунизм. Тогда люди будут действовать, исходя из общественной пользы, бескорыстно. Вот только на сегодняшний момент даже в вашем классе кто-то застрял на рабовладельческом, а кто - первобытнообщинном уровне.

- По вашему получается, что воспитание и дрессировка - одно и то же!

- Разница здесь есть, хотя и не такая, чтобы так вот кровно обижаться. Всё дело в том, что у человека появляется вторая сигнальная система - способность реагировать не на звук, а на смысл. Вот, к примеру, я подойду к собаке и очень ласково, с любовью буду говорить ей такие слова: «Собачка моя паршивая, сейчас я с тебя шкуру спущу, оборву уши и заткну в мясорубку!». (Заметьте, я описал то, что делают некоторые мультипликационные персонажи). И собака... начинает вилять хвостом, радостно прыгать. А другому псу я рычащим голосом с угрожающими нотками начну объясняться в любви. Думаете, поймёт? Нет, заворчит, насторожится, оскалится. Так вот, воспитание начинается с понимания смысла. И очень обидно, когда даже современные люди покупаются на ласковые слова, улыбки, обаятельную внешность и попадаются в сети мошенников и аферистов. А если учесть вышеуказанный тезис о близости молодых особей к дикой природе и удалении их от ней по мере взросления, то тогда тем более понятно, почему учитель в начальных классах должен много улыбаться и не кричать.

А вот тут снова острый шип воспитания. Если вы помните, в самом начале книги Гавриила Троепольского «Белый Бим чёрное ухо» есть момент, когда хозяин сурово кричит на щенка и треплет его за ухо, наказывая за изгрызенную книгу. Если бы он просто стал доказывать Биму нецелесообразность и глупость собачьего поступка, получилось бы как в басне Ивана Крылова: «А Васька слушает да ест». То есть когда взрослые реагируют только ласковыми словами на шалости детишек, это кнут без верёвки и рукоятки.

И вот тут главное отличие воспитания от дрессировки. Человеку природа дала возможность мыслить абстрактно, анализировать свои поступки, а так же предвидеть их последствия. Сказать просто, что всё дело в словах - не совсем правильно. Ведь и кошка реагирует на слова «брысь!» и «кис-кис!», а собака - на более сложные команды. Допустим, сидите вы в школьном туалете и курите. Вдруг - директор! Как говорится, с поличным. Думается, с точки зрения здравой дрессировки вас надо было бы высечь...

- Только попробуйте! Я тогда всю школу подзорву! - Вова Бычков тотчас обижается, приняв всё на свой счёт.

- Не обольщайся. Ведь если действовать в рамках указанного метода, тогда и наказание будет соответствующим. В некоторых странах за одни поступки можно получить сто ударов палкой по пяткам, а за другие - лишиться руки. Или головы. Почитайте историю, и вы убедитесь, что наказания в современном обществе стали гораздо более мягкие. Вот в странах Германии в Средние века фальшивомонетчиков медленно (!) опускали в чан с кипящей смолой. А сейчас они всего лишь сидят в комфортной тюрьме. А ведь это свидетельствует о чём?

- О том, что человек стал более гуманным. А значит - более цивилизованным.

- Хотелось бы верить в то, что эволюционируют не только законы, но и самосознание человека. Но вернёмся к ситуации с курением в туалете. Так вот, директор пальцем никого не трогает, но вызывает на ковёр и полчаса промывает вам мозги.

- А нам наплевать! - Вова не унимается. Видно, уже промывали да не домыли.

- Вот в том-то и вся беда! Культура общества не только декларирует, но и диктует определённые нормы поведения каждого, кто хочет жить в этом обществе. Она как бы заявляет: «Пожалуйста, придерживайтесь указанных норм, тогда всем будет лучше!». И к тем, кто идёт вразрез с этими требованиями, могут быть применены различные санкции. Но чем более развита культура (то есть чем больше она рассчитана на развитых людей), тем больший упор делается на создание «доминанты совести» - наказание сознанием неправильности поступка, муками совести. Ведь если человек совершил преступление, проступок и совершенно не чувствует себя виноватым, даже винит других в этом, тогда чтобы он всё-таки имел возможность подумать над своим поведением в обществе ему дают время - согласно статье Уголовного кодекса. И тем больше, чем выше его вера в собственную непогрешимость. Но если он искренне (!) раскаялся, в чём, кстати, довольно трудно убедиться, наказание смягчают.

- А зачем же наказывать, если он раскаялся?

- А для создание другой мощной доминанты - осознания неотвратимости наказания. Вообразите себе, человек всё время оскорбляет других, лезет в драку. Словом, у него отсутствуют всяческие тормоза, ограничивающие рамки. Первый раз его официально предупреждают - вроде бы понял. Потом снова. Значит, недостаточно сильно развито условное торможение. Чтобы помочь, наказывают. И в следующий раз он десять раз подумает, вспоминая суровость предыдущего возмездия, следует ли поступать по-старому.

- Но неужели кроме наказания никаких других методов воздействия не существует?

- Наказание - это кнут. Но ведь есть ещё и пряник. Веди себя согласно требованиям общества, его культуры, и будет поощрение.

- Как же так, поощрение - за нормальное, то есть обычное, стандартное поведение, которое и должно быть именно таким? Это всё равно, что награждать человека за каждодневный выход на работу.

- А разве для карьеры, политической репутации, общественного мнения отсутствие проблем с законом, или наоборот, плохая рекомендация, ничего не значат? Поощрение здесь именно в создании твоего положительного образа в глазах общества. И здесь должна осуществляться обратная связь, так называемая рефлексия: человек не должен курить в школьном туалете именно из-за внутреннего убеждения, что во-первых данный поступок сам по себе нехороший, во-вторых, если поймают, это будет явным минусом в твоём виртуальном послужном списке, в третьих, если родители узнают, дело может закончиться охлаждением отношений, что приведёт к снижению карманного финансирования, ограничением свободы и другими формами родительского гнева. И эти мысли должны доминировать над низменными помыслами вдохнуть дым за компанию в прозаическом месте.

Что касается других воспитательных моментов, то кроме традиционного кнута и пряника есть и другие. Сильное психологическое потрясение, например, пребывание в экстремальной ситуации, любовь, вызывает пересмотр жизненных ценностей, а следовательно и оценку действий. То, что люди, вернувшиеся из «горячих точек» зачастую нетерпимы к несправедливости, так же верно, как и то, что любовь может превратить грешника в праведника.

Но учтите главное: учителя, родители и общественность, воспитывая вас, делают это из-за любви, а не из-за жалости. Потому что если пожалеть курящего в туалете один, два, три раза, мотивируя нежеланием причинить ему неудобства (ведь очень хочется!), это потом трижды выйдет ему же боком. И если у самого спортсмена не хватает стимула продолжать тренировку на пределе возможностей, то жалость не позволит перейти через границу этих возможностей. Жалеть больного и откладывать операцию, жалеть садиста и подчиняться ему, жалеть лентяя и не давать ему работать - значит, не любить их. Жалеть двоечника и ставить ему пятёрки - значит, не желать ему добра.

Поэтому почувствуйте разницу между воспитанием и дрессировкой, особенно когда встаёт вопрос о наказании.

Вадим МЕЛЕШКО