Воспитывая – воспитываем примером

 

Воспитывая – воспитываем примером

  Наконец-то пришло долгожданное тепло, время сильных морозов осталось позади. С каждым днем всё больше солнечного света,  по которому истосковались все за долгую и суровую зиму. Я тоже, как и все, рада теплу, свету, пению птиц, глубоко вдыхаю запах весеннего воздуха, с нетерпением жду, когда сойдет снег и появится первая зелень. Но есть одно но, которое всегда маячит перед глазами и портит весеннее настроение - это вид наших улиц и приусадебных участков, это отношение к территории за оградой своего дома  как детей, так и взрослых.

 В любом селе или городе существует проблема утилизации бытовых отходов, уличного мусора. На селе эту проблему приходится решать каждому самостоятельно, и каждый с этим справляется, как может. Вот именно, как может,  и как позволяет ему его совесть и  воспитание. Я очень редко бываю в лесу и в противоположном конце села, но когда я там оказываюсь, то внутри всё «горит» болью и возмущением, в голове звенит лишь одна мысль «до чего мы дошли. Почему, почему?» В памятных и любимых местах детства мусор, огромное количество свалок и больших и маленьких.

 Люди заботливо убирают свой дом, радуются уюту и красоте, и также «заботливо» вывозят мусор, но куда? В специально отведенное для этого место, а кто-то в ближайший лесок, за кустик, который прикроет от постороннего взгляда, который послужит своеобразной ширмой, и человек вернётся домой с чувством выполненного долга. Но это лишь вершина проблемы, а где же её суть? Где то с чего она начинается, где то с чего можно её попытаться решить?

  В силу своей профессии я постоянно общаюсь с детьми, раскрываю им секреты человеческой психики, секреты общения и взаимопонимания, часто затрагиваем вопросы нравственности, где пытаемся разобрать, что такое хорошо и что такое плохо, а еще лучше красиво ли это? Родители же часто озабочены вопросом, как воспитывать своих чад и почему они такие, и так не похожи на нас?

 Так как же воспитывать детей? Сколько раз в магазине я с умилением наблюдала за мамочкой с ребенком заботливо выбирающей ему сок, шоколадку и т.п., она внимательно изучала состав и срок годности, а дитё с нетерпением ждало, когда же наконец это попадет ему в руки и на зуб. На улице он требовал полагающийся ему презент, который тут же был ему вручён, а оберточная бумага уже лежала рядом, на земле. Все мое расположение к этой семье «сдувало ветром», как  сдует ветром это фантик.

  Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером».

К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других.

Самое главное – подавать хороший пример ребёнку. Думаю, все знают эту истину, не требующую доказательства. Когда ребёнок воспитывается в благополучной семье, где родители правильно себя ведут, уделяют должное внимание малышу, он тоже будет следовать этому примеру в будущем.

 Очень многие психологи подчёркивают, что самый лучший способ обучить ребёнка чему-то – показать, как нужно делать. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребёнку легче что-то сделать, если он видел, как делают это другие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, брат или сестра, сверстники.

Практика подтверждает то, что дети не станут копировать поведение тех людей, которые им по каким-то причинам не нравятся или кого они вовсе опасаются. Поэтому очень важно заинтересовать ребёнка, «войти» к нему в доверие, чтобы он научился чему-то и следовал именно Вашему примеру.

  Пройдет месяц, может чуть больше, мы начнём убирать свой дом, свои кладовые, свой небольшой, но любимый участок. На помощь мы позовём своих детей, ведь надо же приучать их к труду, да и вместе скорее справимся, а потом с удовольствием окинем взглядом свой дом, мысленно похвалим себя. Но останется ещё один вопрос: куда и как вывозить мусор? Может, вместе с чадом свозим всё в канавку недалеко от дома, авось испарится, да и со временем перестанешь замечать. Еще можно все в тот же лесок, где кто-то уже показал пример, добавим рядом. Конечно,  хорошо соседу у него телега и транспорт имеется, а может подойти к нему и он не откажет в помощи,  отвезет все туда, где этому самое место. А, сосед? Самое главное не забыть сказать искреннее спасибо соседу, тем, кто участвовал в уборке и вывозе мусора. Ведь как не странно это слово ещё работает и вызывает в душе приятное тепло.

 И потом, проходя или проезжая по этой улице, удивишься тому как чисто и уютно здесь, как каждая хозяйка стремится украсить свой палисадник. Спустя время захочется снова посетить это место, просто так, просто посмотреть, как всё цветет и благоухает, как возится ребятня. Запечатлеть в памяти эту картину, не прикрывая «старательно» глаза на брошенный кем-то случайно фантик. Хочется верить, что это случайный фантик уберёт кто-то, вспомнив, как это делает его мама, папа, просто знакомый; вспомнит как приводил в порядок свой дом, ограду, улицу.

  Я знаю достаточное количество семей, где это является непреложной истиной, им нет необходимости читать мою статью, я хочу, чтоб над этим задумались те, другие. Хочется, чтобы они вспомнили, что Дом  это не только  территория ограниченная забором, и что детей воспитывают не в строго отведённое для этого время, а постоянно без выходных и «тайм аутов». Что для этого не надо изучать специальную литературу, постигать секретов воспитания, нужно лишь помнить, что рядом растёт Он, и он очень похож на тебя. И еще, а кто воспитывает нас, Взрослых и как? Может быть своим примером Сосед…