КРЕАТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ.

Луговая Татьяна Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon DOKLAD_NA_KONFERENCIYu_LUGOVAYa_T._P..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРЕАТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ.

Луговая Татьяна Павловна

педагог дополнительного образования

  ЦДЮТТ  Кировского района

г. Санкт – Петербург 

  Творческая составляющая личности любого ребёнка очень важна для его гармоничного развития. Период становления личности это детство и сущность подхода к личности ребёнка в признании уникальности и неповторимости каждого, создания условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребёнка. Основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующиеся новизной.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Одаренность – это результат природных задатков и социальной среды (игровой, учебной, трудовой), в которой проявляется деятельность ребенка.  

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства, педагогов, родителей и детей. Существует проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Нужно поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

          Оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей позволяют предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить интерес в творческой деятельности, освоить разнообразные образовательные направления. Работа с одаренными и талантливыми детьми показывает, что наиболее важными проблемами являются  способы выявления, развития и социальной реализации.

Гибкая система организации обучения в системе дополнительного образования способствует сохранению высокого уровня образовательных стандартов, потребности в самообразовании, признании интересов ребёнка, его творчества, поддержки его успехов и в тоже время, включение  в социально полезную деятельность.

Образовательные программы для детей в дополнительном образовании имеют разные направления деятельности, они обязательно  предусматривают развитие творческих способностей, а также создают условия по выявлению и развитию одаренных детей.

Особенностью программы «Театрально-игровая сказкотерапия» является развивающа - терапевтическая функция, становление здоровосберегающего направления. Обучение  детей в малых группах и подгруппах  учит их общению друг с другом, помогает не только самим проявить себя творчески в общей практической деятельности, но и поддержать, помочь показать свою индивидуальную выдумку. Формирование творческого потенциала предполагает органическое единство стандартных, новаторских, креативных элементов.

Занятия строятся по принципам: систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода к каждому ребёнку, наглядности, развития творческой индивидуальности.  

Основными принципами образовательной программы являются: принцип культуросообразности, основанный на накопленном человеческом опыте,  преемственности,  дифферинцированности (анализа индивидуального подхода к ребёнку исходя из индивидуальных личностных  особенностей обучаемости, опыта творческой деятельности),  сотрудничества детей и взрослых в области творческой и образовательной деятельности, успешности (создание учащимся таких образовательных условий, при которых максимально проявляются личностные и творческие способности).

 Как определяется творчество? Рассмотрим различные подходы к характеристике творчества и особо остановимся на понимании креативности и связанных с этой категорией понятий. В научной литературе выделяются следующие основные критерии творчества:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся.

Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер типа деятельности по сравнению с ранним детством. Творческое начало проявляется  в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Воображение  детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.

Другой взгляд на творчество, утверждает, что центральным компонентом творчества является познавательная активность  и творчество обеспечивается развивающимся воображением.

     Центральным компонентом креативности детей является их способность к воображению, и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения. С развитием воображения, которое имеет особую форму, вид,  особую форму имеет и креативность ребенка, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

  Креативность – это  характеристика личности, свидетельствующая о способности  к творчеству. Чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Делая вывод, можно сказать, что креативность связанна  с развитием личности и интеллекта.

Игра может быть рассмотрена как средство развития творческих способностей, а ее организация для развития творчества – как необходимое условие креативности ребенка. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, которое и составляют игры.  Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Важнейший результат игры  - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом. Роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия.

Педагог должен руководить игрой детей только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такой педагог для детей советчик,  к нему дети обращаются  за советом и помощью. Для снятия эмоционального напряжения у детей педагогом используется: 1) метод мозгового штурма, который можно   провести  во время игры - занятия; 2) метод гирлянд.

В результате отмечаем, что дети действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Активные дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы деятельности, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей.    

Таким образом, делаем заключение, что развитие креативности в игре возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку.

Мы проследили влияние игры как особый вид деятельности на развитие творчества у детей. Но развитие креативности, как показал наш анализ игры, отнюдь не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и, прежде всего - определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка, возможности  развития в ребёнке  творческого потенциала, ориентация на успешность в совместной творческой деятельности.

Развитие игры и развитие творческих способностей ребенка находится в зависимости и в связи. Поэтому важно, развивая игру, обеспечить развитие креативности в ней. Развивая креативность у детей, мы способствуем развитию одаренной личности.

           Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место, и каждый был бы рад достойному вкладу другого.


 

Комментарии

спасибо за интересный материал, также работаю над этим вопросом.
Луговая Татьяна Павловна

Добрый день Елена Александровна. Если есть возможность, поделитесь наработками по этой теме. Хочется иметь единомышленников, чтобы можно было поделиться имеющейся информацией

Татьяна Павловна, здравствуйте! Огромное спасибо за то, что уделили внимание;очень сейчас напряженная пора, миллион бумаг.Немного буду свободнее-оформлю материал.Заходите на мою страничку, я думаю- у нас есть что обсудить.
Луговая Татьяна Павловна

Я вас поддерживаю Елена Александровна и немного сочувствую, на прошлой неделе сдала документы на аттестацию (рискнула на высшую, т. к. она у меня была)и сейчас чуть посвободнее стало. Главное верить в себя, в свои силы и дети наши радуют нас своими победами и талантами. Удачи.

Татьяна Павловна, срок"вышки" у меня заканчивается в следующем году(апрель), и уже состояние нервозности. Не знаю, как наберу баллы.Дети очень слабые, ничего не хотят.Какие достижения можно достичь...Опускаются руки..

Советую обратиться также к дистанционным конкурсам, баллы за эти достижения тоже учитываются, а работать можно группами, прохожу аттестацию в этом году, уже сдала документы, ждем результат, обязательно поделюсь опытом, если нужно. Спасибо за Ваш материал, очень познавательный.
Луговая Татьяна Павловна

Елена Александровна, не унывать. Сечас это ваш девиз! Дети наши хороши, все будет ими выполненно, так как вы хотите, главное нащупать, найти нужный для них материал, способный их заинтерисовать. А вы будьте спокойны и начинайте готовить документы в соответствии требованиям. Хорошо то, что достаточно одного документа на ответ пункта. Это хороший плюс. У меня прошла аттестация успешно (подтвердила свою "высшую"), набрав 500 баллов. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!!!
Баталова Оксана Владимировна

Здравствуйте, Татьяна Павловна! Поздравляю Вас с успешным подтверждением аттестации. Хотелось бы понять, о каких 500 баллах идёт речь. Я аттестуюсь в следующем году на "высшую" (подтверждаю) - пишу инновационный проект, а о баллах узнала из Вашей переписки с коллегами. Подскажите, пожалуйста.
Луговая Татьяна Павловна

Уважаемая Оксана Владимировна. У нас в Петербурге были разработанны экспертные заключения, где в частности педагоги дополнительного образования на высшую категорию набирают 500 баллов по разным критериям, учитывая программу, проведение занятий, участие детей и вас как педагога вразных конкурсах, наставничество и многое другое. Все выложенно на сайте нашего АППО,в соответствии с новыми требованиями по аттестации.Посмотрите новый документ об аттестации педагогов, вступивший в силу с 01.01 2011г. Судя по тому, что вы готовите проект - это большой плюс к вашей аттестации. Даже в наших требованиях он есть и не у всех он имеется. Желаю удачи во всем, с уважением Татьяна Павловна.

Доброго времени суток! Спасибо за интересный материал. Полностью с вами согласна.
Луговая Татьяна Павловна

Елена Викторовна, рада, что материал вам понравился, я его готовила на конференцию, но к сожалению выступить не удалось по объективным причинам, а в сборнике он имеется.

Большое спасибо за материал, было очень интересно ознакомиться. Работаю в Ресурсном центре по работе с одарёнными детьми, недавно провели выездную интенсивную школу по художественно-эстетическому направлению (на неделю вывозили детей в загородный лагерь), так Ваш доклад ну очень в тему нам сейчас )))
Луговая Татьяна Павловна

Вера Петровна, вы только знакомы с материалом? Хотелось бы познакомиться и с вашими работами. Буду рада, Татьяна Павловна.

А у меня проблема, как и у Щербининой Елены Александровны. Ох, как я её понимаю!!! Впереди аттестация, набор детей очень слабый. Растормошить очень сложно, вместе работают неплохо, а как самостоятельно… На уроках и во внеурочной деятельности использую всё, что только возможно. Все интересные новинки стараюсь реализовать в своей работе. Да, они за четыре года (у меня сейчас 4 класс) очень изменились, «выросли», но… Ведь для аттестации нужны РЕЗУЛЬТАТЫ (срезов, контрольных работ, успеваемости) А где их взять? Тут не только руки опустятся.
Луговая Татьяна Павловна

Валентина Васильевна, не опускайте руки, у вас уже большой запас всего. Главное верьте в победу и она будет с вами. Я попала в первую волну аттестации, где все было по минимуму, теперь уже 3 раз все меняется в требованиях в лучшую сторону. А ведь подтвердила. И у вас все получится.

Полностью согласна с коллегой. и меня те же проблемы- аттестация в этом году, очень сложно пройти аттестацию по новым критериям. Большая проблема- подготовить призера олимпиады, а еще и результаты ЕГЭ и ГИА, справки, тут не знаешь за что браться в первую очередь- то ли за работу с одаренными, то ли за бумаги.
Онищук Светлана Владимировна

Здравствуйте уважаемые коллеги! Полностью с вами согласна. Погрязли мы в бумагах. А на поверку окажется , что одарённым должен быть педагог, чтобы оформить бумаги ( что является главным критерием для аттестации), а с детками заниматься порой и сил не остаётся.А как хочется заняться любимым делом -- педагогической работой, а не секретарской.
Луговая Татьяна Павловна

Светлана Владимировна я согласна с вами, бумаги, бумаги, бумаги....

Работать с одарёнными учениками очень интересно, но много времени отнимают бумаги... Согласна со Светланой Владимировной!
Болсунова Найля Назиповна

Спасибо за интересный материал.

Спасибо за интересный материал!

Мне повезло,что в моей вокальной студии "Ветер детства" много одарённых детей. Конечно, это большой труд и большая ответственность,но и большое счастье - видеть как ты шлифуешь этот алмаз и он начинает сверкать гранями необыкновенного бриллианта. Но и самому надо соответствовать таким детям!

Спасибо за интересный материал. Полность согласна с коллегами. Мы, педагоги, погрязли в бумагам. Ту же самую аттестацию с каждым разом все усложняют. Работать с детьми некогда.
Трефилова Елена Валерьевна

У меня есть одарённые воспитанники. С ними надо работать по-другому. Из моего опыта, эти детки ранимые, у них больше развита эмоциональная сторона восприятия. Действительно, таким детям надо соответствовать. Ты их обучаешь, а они тебя подпитывают. Одарённые дети в музыке (я педагог по синтезатору) необыкновенно светлые, открытые и позитивные.

Замечательны слова о том, что для воспитания одаренных детей нужны одаренные родители!