Исследовательская работа по выявлению и формированию толерантности.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rezultativnost_vospitanija1.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследовательская  работа по выявлению и  формированию  толерантности.

       Проблема  воспитания  толерантности становятся особенно актуальной   в  наши

дни, т.к. резко возросла напряженность  в  человеческих  отношениях.  Нельзя обойтись  без  тщательного   анализа   причин   ментальной   несовместимости человеческих  сообществ.  Именно  на  этой   основе   могут   быть   найдены эффективные   средства   предупреждения   конфронтационных    процессов    с  использованием  возможности  сферы  образования  одним  из  высших   целевых приоритетов должно стать воспитание толерантности.    Изначально в человеке заложены  как  добрые,  так  и  злые  начала  и  их

проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой  он  живет

и развивается, от менталитета, которые непосредственным  образом  влияют  на

индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

         Наша     исследовательская  работа по выявлению и  формированию  толерантности

проводилась в  Судогодской средней школе № 2  9 Б  класса.  ( 20  человек).

       В  ходе  исследовательской  работы  использовались   различные  методы

тестирование, исследовательская беседа, анкетирование, математический метод .

         Нами были разработаны тестовые задания,  которые  состояли  из  13  вопросов

(Приложение 1).

       

         Проведённый  опрос  позволил  определить  отношения  детей   с   людьми,

направленность   их  деятельности,  способность  отстаивать  свои   интересы,

заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность,  склонность

к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям.

   Результаты теста подводились по определенному ключу (Приложение 2).

   

     Проведенный опрос выявил следующие результаты (Таблица 1).

     №

  Я

   О

Д

    Я

О

Д

1

7

9

4

35%

45%

20%

2

4

11

5

20%

 55%

25%

3

4

10

6

20%

50%

30%

4

5

10

5

25%

50%

25%

5

9

4

7

 45%

20%

35%

6

5

11

4

25%

55%

20%

7

7

6

7

35%

30%

35%

8

10

7

3

50%

35%

15%

9

2

11

7

10%

55%

35%

10

4

11

5

20%

55%

25%

11

3

9

8

15%

45%

40%

12

8

8

4

40%

40%

20%

13

4

7

9

 20%

 35%

45%

Ср%

27,5%

 43,8%

 28,4%

                 

Таблица 1.

Ср. (Я)=1(я)+2(я)+3(я)+4(я)+5(я)+6(я)+7(я)+8(я)+9(я)+10(я)+11(я)+12(я)+13(я)

                    13

Ср.(О)= 1(о)+2(о)+3(о)+4(о)+5(о)+6(о)+7(о)+8(о)+9(о)+10(о)+11(о)+12(о)+13(о)

                    13

Ср.(Д)=1(д)+2(д)+3(д)+4(д)+5(д)+6(д)+7(д)+8(д)+9(д)+10(д)+11(д)+12(д)+13(д)

                   13

   По итогам  опроса  было  выявлено,  что  27,5  %  как  видно  из  таблицы  ориентируются   при   выполнении   какой-либо   деятельности    на    прямое вознаграждение, они проявляют агрессивность  в  поведении  и  поступках,  им  присуща склонность  к  соперничеству,  в  определенных  ситуациях  проявляют раздражительность.  

       43,8 % проявляют  стремление  в  любых  условиях  поддерживать  дружеские отношения с людьми, ориентируются  на  совместную  деятельность,  в  сложных ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения,  они чувствуют привязанность в отношениях людей.

       28,4 % учащихся проявляют заинтересованность в выполнении работы как  можно

лучше, с интересом вступают в  деловые  отношения,  проявляют  активность  в решении  проблем,  ориентация  на  сотрудничество,  в  возникших   ситуациях

проявляют  способность  и  заинтересованность  в  отстаивании   собственного

мнения, которое в свою очередь влияет на достижение общей цели.

          28,4 % - ср.уровень проявления толерантности

          43,8 % - проявляют высокий уровень толерантности

          27,5 % высокий уровень проявления агрессивности

 

 Рис.   1.   Результаты   опроса   по   выявлению   уровня   сформированности

толерантности у учащихся 43,8 %

 

        

 

 

     Итак,  можно  сделать  вывод,  что  работу  по  формированию  и  развитию

толерантности  у  учащихся   МОУ  Судогодской средней общеобразовательной  школы № 2  необходимо продолжать.

     

        Работа по  развитию  и  совершенствованию  знаний  учащихся  о  принципе

толерантности.

 

         Школа один из важнейших институтов воспитания, представляет ребятам  мало

возможностей для развития такого качества, как  толерантность  (терпимость).

Учителя в последние  десятилетия  дают  очень  низкую оценку,  состоянию интернационального воспитания в школах России.    Многие    взрослые  предполагают,  что  ребенок  –  это  неравный  субъект, которому недостаёт понимания и уважения со стороны  взрослых.  Ещё  Я.Корчак писал,  что  власть  принадлежит  взрослым,  которые  считают  детей   своей собственностью  и  не  способны  встать  на  их  место,  а  дети  –  главная страдающая сторона, лишенная прав и признания.

      Воспитание толерантности  –  это  моральный  долг,  а  также  правовая  и  политическая

потребность. Толерантность –  это  активное  отношение  к  действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и  свобод  человека,  это то, что делает возможным  достижения  мира  и  ведёт  от  культуры  войны  к  культуре мира.

    Очень важно найти  правильное  решение  данной  социально-образовательной  проблемы, указывая  возможные  направления  исследовательско-образовательной проблемы,  указывая  возможные   направления   исследовательско-практической деятельности в этой области.

    Решение  данной  проблемы  невозможно  без  преобразований   в   учебно -воспитательном  процессе   детей  средней   школы.   Именно   в   учебно-воспитательном  процессе  можно  формировать  ментальные  качества  ребёнка, формировать менталитет толерантности.   В содержании обучения и воспитания  детей  должен  прослеживаться  диалог культур с ориентацией на детализацию взаимодействующих компонентов  культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве цивилизации.

         Необходимо обращаться к  общепризнанным  классическим  образам  культуры,

вошедшим  в сокровищницу культурного наследия человечества  и  представляющие

собой  универсальные общечеловеческие ценности для разных народов.

         Разработаны внеклассные занятия  по  таким  темам,    как:  «Урок

толерантности» - Классный час «Все мы разные»,    «Культура разных  народов».  

       В  ходе  проведения  уроков,  внеклассных   мероприятий,   мы   пытались воспитывать в детях чувства интернационализма, терпимости в  обществе  людей  населяющих нашу планету; подводили к тому,  что  люди  любой  национальности  имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к  любому народу, воспитывать бережное отношение  к  людям,  любовь  к  малой  родине; давали  представления  о  стереотипах  поведения,  о  культурных  различиях; пробуждали творческие способности детей, воспитывали умение  видеть  красоту родного   края,   республики,   природы;   формировали   умение    проводить  сравнительный анализ поэтических произведений и другие.

     Учащиеся  с  большим  интересом  участвовали  в  предлагаемых  заданиях,

проявляли активность, интерес к данной проблеме.

      Много рассказывали о своем родине,  о  красоте  и  богатстве  родного

края; читали стихи местных поэтов.

      Было видно, что дети проявляют интерес к  искусству,  культуре,  обычаям,

традициям своего народа.

    Любое  мероприятие,  проводимое  нами,  было  успешным,  были  реализованы

поставленные цели.

      Тем не менее, нужно сказать, что на  этом  этапе  работа  по  формированию

толерантности не завершена и эту работу необходимо продолжить,  так  как  за

такой короткий срок невозможно воспитать толерантность.

                                         

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В заключение нашей исследовательской  работы  мы  пришли  к  выводу,  что

толерантность – это не уступка, а активное отношение, формируемое на  основе

признания прав и свобод человека.

    Самым  важным  источником  формирования  толерантности  является  школа.

Воспитание в духе толерантности является главной её задачей.

   Необходимо строить  свою  работу,  критически  осмысливая  и  вырабатывая

суждения о моральных ценностях, принципов толерантности.

     

 

Приложение № 1

          Тестовые задания.

1.   Наибольшее удовлетворение я получаю  от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

    2. Мне нравится, когда люди:

    А. Радуются выполненной работе;

    Б. С удовольствием работают в коллективе;

    В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

    3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

    А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого

       представляются возможности;

    Б. Были верны и преданы мне;

    В. Были умными и интересными людьми.

   4. Лучшими друзьями я считаю тех:

     А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

     Б. На кого всегда можно положиться;

     В. Кто может многого достичь в жизни.

    5. В детстве мне больше всего нравилось:

      А. Проводить время с друзьями;

     Б. Ощущение выполненных дел;

     В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

    6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее

      всего я использовал бы его:

      А. Для общения с друзьями;

     Б. Для отдыха и развлечений;

     В. Для своих любимых дел и самообразования.

    7. Я люблю, когда:

     А. Другие люди меня ценят;

     Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

     В. Приятно провожу время с друзьями.

   8. Для меня нет ничего хуже, чем:

     А. Оскорбление личного достоинства;

     Б. Неудача при выполнении важного дела;

     В. Потеря друзей.

   9. Я не люблю людей, которые:

     А. Считают себя хуже других;

     Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

     В. Возражают против всего нового.

    10. Приятно, когда:

     А. Работаешь над важным для всех делом;

     Б. Имеешь много друзей;

     В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

    11. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

     А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие

      отношения с людьми;

     Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

     В. О последних достижениях науки и техники.

    12. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

     А. Другие были им довольны;

     Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

    В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;

   13. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

     А. В общении с друзьями;

     Б. Просматривая развлекательные фильмы;

     В. Занимаясь своим любимым делом.

 

 

                               Приложение № 2

            Ключ к приложению № 1

 

  №

  Я

  О

  Д

  1

   А

   В

   Б

  2

   В

   Б

   А

  3

   Б

   А

   В

  4

   В

   А

   Б

  5

   В

   А

   Б

  6

   А

   Б

   В

  7

   А

   Б

   В

  8

   А

   В

   Б

  9

   А

   Б

   В

   10

   В

   Б

   А

   11

   Б

   А

   В

   12

   В

   А

   Б

   13

   Б

   А

   В

 

Я – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

О – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Д – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

                             Приложение № 3

 Классный час
«Все мы разные»: урок толерантности.

Цели:
• познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;
• развивать стремление к самовоспитанию;
• способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
• обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
• сформулировать принципы толерантности.

Предварительная подготовка:

Начать работу над «Книгой моего Я» (индивидуальная тетрадь обучающегося), заполнить страницы: «Моё имя», «Кто Я?», «Какой Я?»

Оборудование: листы бумаги для работы в группах, коллаж из имён, жетоны трёх цветов по количеству участников занятия, листы бумаги в форме листьев дерева, аудиозаписи, презентация по ходу урока, на которой – названия разделов занятия, портрет Талейрана (Приложение1).

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, что такое доброта, взаимопонимание, терпение, какую роль эти человеческие качества играют во взаимоотношениях между людьми.
Если каждый попробует задать себе вопросы: «Кто Я? Какой Я? Что делает МЕНЯ частью НАС?», то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.
1.Уникальный мир личности: «Кто Я? Какой Я?»
1-й ученик:
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
(А.Блок)
Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По- своему на этот вопрос отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?
2-й ученик: С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:
Между живущих людей безыменным никто
не бывает
Вовсе, в минуту рождения каждый –
и низкий, и знатный –
Имя своё от родителей в сладостный дар
получает.
1-й ученик: Статья 7 Конвенции ООН о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого ребёнка на имя с момента своего рождения.
Учитель: Имя – это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.
Ваши «Книги моего Я» тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера, поступки.

Проводится самопрезентация. Обучающиеся представляют себя: подходят к коллажу, называют своё имя и дают себе краткую характеристику. Затем, по итогам сомопрезентации проводится беседа.

Вопросы для беседы:
• Что вы узнали о себе нового, занимаясь самопрезентацией?
• Какое из утверждений вам ближе и почему: «Имя «делает» человека» или «Человек наполняет определённым смыслом своё имя»?
• Можно ли считать, что имя – это уникальное качество человека?
• Что ты чувствуешь, знакомясь с человеком, у которого такое же имя, как у тебя?

Упражнение «Сходства и различия»

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?
3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
6. Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?
Ученики приходят к выводу: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Задание «Давайте пофантазируем…»
Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)
• Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
• Хорошо или плохо, что мы все разные?
• Как жить в мире, где столько разных людей?
Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить , решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Учитель: Сейчас, когда вы рассказывали об уникальности каждого человека, я выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Звучит тихая мелодия.

Но мир каждой личности очень хрупкий. Это мир нашей души, такой нежной и прекрасной, такой ранимой и чувствительной. Как вы думаете, на что похожа ваша душа? Какие ассоциации у вас рождаются, когда звучит это слово?

Учащиеся рассказывают об ассоциациях, которые у них возникают в связи со словом «душа».

2. «Что делает МЕНЯ частью НАС?»

Учитель: А какие мы с вами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Задание «Учимся ценить индивидуальность»

Учащиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.
Ученики ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «толерантность»?

Учащиеся формулируют принципы толерантности:
• терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
• стремление к полноценной реализации своих способностей;
• умение понимать и познавать других людей;
• устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Учитель: Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.
Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Сейчас настало время ответить на наш главный вопрос: «Что делает МЕНЯ частью НАС?». На эту встречу все пришли по желанию. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные. Давайте подумаем, какие качества могут объединять людей. Для этого мы образуем три группы по цвету жетонов, которые вы выберете.

Творческая работа «Дерево толерантности».

Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Учитель: мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас  живём  мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

                               Приложение № 4

Тема: Культура разных народов.

Оборудование. Рабочие тетради, необходимый для выполнения домашнего задания реквизит (приносят сами ребята), тема урока и эпиграфа к нему (определение понятия «культура»)- все это написано на доске.

Основные понятия. Культура, культурные различия, этнос, нация, национальность.

Ход урока. Предварительный этап.

За неделю до занятия школьникам предлагается разделиться, образовать три группы (команды) и подготовить следующее задание: Необходимо собрать материал об образе жизни, формах поведения, стилях общения, ценностных ориентациях какой-либо социокультурной группы. Это могут быть этнические общности, возрастные, профессиональные, имущественные группы. Подготовить краткий рассказ о них и в интересной форме (игры, театрализации, видеофильма, фотовыставки и т.д.) представить его классу. Во время подготовки дети могут консультироваться у учителя по поводу темы исследования, источников информации, формы презентации собранного материала.

   Постановка проблемы.

В начале урока педагог предлагает ребятам рассказать об их понимании культуры. Очень важно, чтобы уже здесь класс вышел на проблему зависимости межличностных, межгрупповых отношений от культурных различий.

   Презентация.

Учитель предлагает школьникам познакомить друг друга с образом жизни представителей той или иной социокультурной группы. «Презентующей команде отводится на работу несколько минут. А зрителям дается задание отметить, что в образе жизни данной общности может.

После презентации каждой из трех субкультур «зрители» высказывают свои суждения. После чего учитель подводит итог, отмечая, что отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры- весьма распространенное явление в обществе.

   Работа в группах.

На этом этапе занятия педагог предлагает ребятам ещё раз поработать в группах. Их цель – найти причины негативного отношения к представителям какой-либо культуры, а также попытаться встать на их место и убедить окружающих ( в данном случае другие команды и педагога) изменить свое отношение на более позитивное (оно должно стать толерантным). После работы в группах следуют выступления представителей команд. Задача учителя – организовать эти выступления в дискуссию, инициируя дополнения и возражения со стороны других групп (единодушие – враг подлинного решения проблем). В процессе выявления причин межкультурной враждебности учитель помогает трансформировать мысли и высказывания школьников в более ёмкие и удобные для записи формулировки.

   Подведение итогов.

В завершение урока предлагает каждому по очереди высказаться по сегодняшней тете, закончив фразу: «Культурные различия – это …»

   Домашнее задание.

Придумать и описать (или описать реальную ) ситуацию, когда игнорирование культурных особенностей и культурный эгоизм приводили к трагическим последствиям.

Погружение в проблему: «встречи с представителями маргинальных слоев населения.

Представители микрогрупп кратко знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном дне. Особое внимание педагог просит обратить на отношение общества к этим людям (как выясняется весьма негативное).

  Приложение №5

Анкета

1. ФИО____________________________________________________________

2. Ваш возраст_______________________

3.  Кем по национальности являются Ваши родители?

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

4. Кем по национальности Вы себя считаете?

_________________________________________________________________

5. Имеете ли Вы российское гражданство? да нет

6. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»?   да

нет

мне все равно

7. Поддерживаете ли Вы практику милиции проверять документы у лиц неславянской внешности?

да, это нужно делать обязательно

да, это необходимо в некоторых случаях

нет, это неприемлемо

8. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)? Почему?

это плохо _______________________________________________________

это хорошо_______________________________________________________

мне все равно ______________________________________________________

9. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?

никогда

такое случалось

это происходит регулярно

10. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для русских»?

полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации

в принципе согласен, но вступать не хочу

не поддерживаю такую позицию

11. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?

да, они борются с неофашизмом

да, они дают молодежи выразить свою точку зрения

нет, не считаю

12. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?

да, конечно

пока нет, но такое может случиться

для меня это неприемлемо

13. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности?

да, конечно

нет

в зависимости от ситуации

14. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?

да, потому что моя позиция верна

нет, он имеет право выбора

в зависимости от ситуации

15. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?

да, конечно

ни за что

как себя поведет большинство

16. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или девушка) другой национальности?

соглашусь

конечно, не соглашусь

в зависимости от ситуации

Приложение № 6

 Ключ для оценки результатов анкетирования.

№ ответа

№ вопроса

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

баллы

0

2

2

0

2

0

0

2

2

0

0

2

2

1

0

1

1

1

1

0

0

2

2

3

1

0

1

2

0

2

2

1

1

1

1

17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям.

11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае - национальных). К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.

5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется   признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.

   

  

 

 

                              


 

Комментарии

Абызова Ирина Владимировна

Здравствуйте, Наталья Владимировна!Ваша исследовательская работа по выявлению формирования толерантности мне понравилась. Я ее скачала, потому что наша школа уже на протяжении 5-ти лет работает по теме "Воспитание толерантности и профилактика экстримизма". Стало традицией - каждый год проводить фестиваль "Все мы разные" и давать на город и округ открытые внеклассные мероприятия. Одно из своих мероприятий я размещу на своем сайте. Заходите!

Здравствуйте Ирина Владимировна, спасибо за комментарии.