Социальный проект "Гражданин"
Социальное проектирование – современная социально-педагогическая технология, построенная на основе организации самодеятельности молодежи, направленной на изменение окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. В российской системе образования ощущается недостаток активных форм социальной практики. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел путем вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества. Предлагаемая разработка проекта предназначена для учащихся 10-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
SOCPROEKT.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
Социальный проект учащихся 10-х классов
«Гражданин»
Возраст детей: 15-16 лет
Срок реализации: 2009- 2010 гг.
Кураторы проекта:
зав. методическим кабинетом ЦРБ
В.Н. Каткова, классные руководители:
Викулова Е.В., Гордеева Н.А
п. Степное
Общие положения.
В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям.
Одним из интенсивных методов включения юных граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.
Социальное проектирование – современная социально-педагогическая технология, построенная на основе организации самодеятельности молодежи, направленной на изменение окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. В российской системе образования ощущается недостаток активных форм социальной практики. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел путем вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.
Цель проекта:
-формирования у молодых граждан активной гражданской позиции, социализации учащихся образовательных учреждений.
-привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам, близких и учащимся, и местному сообществу;
-включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих учащихся.
Задачи проекта:
Образовательные:
* освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
* развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
* развитие коммуникативных навыков;
* приобретение навыков групповой работы
Воспитательные:
* привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
* формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своих местностях;
* формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Участники проекта:
1.24 учащихся 10 «а» класса МОУ СОШ № 1. Классный руководитель – Гордеева Наталья Александровна.
2.21 учащийся 10 «б» класса МОУ СОШ № 1. Классный руководитель – Викулова Елена Владимировна.
3.Центральная библиотека р.п.Степное. Руководитель МУК «ЦБС Советского муниципального района» Павлушина Светлана Анатольевна. Заведующая методико-библиографическим отделом МУК «ЦБС Советского муниципального района» Каткова Валентина Николаевна.
Проект осуществляется в результате совместной деятельности Центральной библиотеки и МОУ СОШ № 1 на основании договора от ___ сентября 2009 г.
При обучении и закреплении навыков работы в команде необходимо учитывать:
-посильность задач для школьной команды;
-реалистичность практических действий;
-сроки, необходимые для поэтапного исполнения практической деятельности.
В проекте принимают участие группы обучающихся 10 а, б классов МОУ - СОШ №1, в возрасте 15-16 лет, лидеры детской общественной организации «ШТОРМ», заинтересованные в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в поселке, районе, регионе, стране.
Взрослые (администрация и педагоги МОУ – СОШ №1, работники ЦРБ) принимают участие в проекте на правах консультантов, экспертов, членов жюри.
Основные разделы проекта:
1)подготовка к работе над проектом;
2)выбор проблемы или проблем, значимых на территории района, поселка;
3)сбор информации по проблеме или проблемам;
4)разработка вариантов решения проблемы или проблем;
5)реализация плана действий в рамках социального проекта;
6)презентация проекта в его практической плоскости.
Реализация плана действий команд (групп обучающихся): сентябрь 2009 г. – апрель 2010 г.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1.В течение осуществления проекта добиться 90% охвата учащихся для участия в нем, организовать и обучить школьников работе в 4-х командах по тому или иному направлению проекта.
2.Обучит навыкам поиска необходимой информации по предложенным темам, умению общаться с разными категориями специалистов и взрослых людей для проведения анкетирования, приглашения на проводимые встречи, подготовки презентаций с помощью мультимедийной установки, анализу проводимых анкет, написанию заметок в школьную печать и районную газету «Заря» о промежуточных результатах реализации проекта.
По итогам реализации проекта в апреле 2010 г. провести большой круглый стол с приглашением руководства школы, администрации Степновского МО.
3.В течение срока реализации проекта способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, противодействующих проявлениям асоциального поведения, путем постоянных коллективных и индивидуальных бесед по различным примерам из местной газеты «Заря», 110 ситуаций обыденной жизни, путем выпуска буклетов, листовок, плакатов и т.д.
Порядок осуществления проекта:
Исследуя сущность проблемы, команды собирают различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио.
Портфолио включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команд по проблеме в логической и хронологической последовательности. Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы школьников по разработке и реализации проекта.
В качестве варианта визуальной презентации допускается мультимедийный показ материалов по проекту. Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах.
Устная презентация - это выступление команды из 4-6 человек в течение 10 минут, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников из других команд и жюри.
Критерии оценки проектов
Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям с учетом методики работы школьных команд над социальными проектами:
* актуальность и важность поставленных проблем;
* социальная значимость проблемы;
* самостоятельность разработки проекта;
* разноуровневость взаимодействия с властными структурами;
* реалистичность;
* перспективность;
* практические результаты.
Устойчивость проекта.
Реализация проекта «Гражданин» зависит от многих факторов. Из-за проводимых в школе и Центральной библиотеке общерайонных мероприятий, сбоев в отоплении и освещении, болезни библиотекарей, классных руководителей мероприятия могут быть перенесены на другие сроки, но не отменены.
Проект может быть продолжен еще на год при условии желания учащихся, родителей, финансовой помощи спонсоров проекта, при других мероприятиях практического плана той же тематики.
Финансирование проекта.
1.Приобретение канцтоваров: ватман, гуашь, кисточки, маркеры для изготовления буклетов, плакатов, листовок, стенных школьных и классных газет, ксероксная бумага. Средства на приобретение канцтоваров МОУ СОШ № 1 – 500 руб.
2.Приобретение фотопленки для изготовления фотографий по реализации проекта. Средства школы – 2 пленки х 130 руб. = 260 руб.
3.Приобретение памятных сувениров для поощрения учащихся, принявших наиболее активное участие в реализации проекта по итогам года.
Средства школы – 30 чел. х 50 руб. = 1500 руб.
Всего: 2260 рублей.
Этапы и сроки проведения проекта
1.Классный час «Мы – будущее России», посвященный Дню знаний с представлением Книги «Почетные граждане Советского района» и обсуждением плана действий в ходе реализации проекта.
Дата: 01 сентября 2009 г.
Место: холл Центральной библиотеки.
Ответственные: Каткова В.Н., заведующая МБО,
Гордеева Н.А., кл.руководитель 10 «а» кл.,
Викулова Е.В., кл.руководитель 10 «б» кл.
2.Урок-репортаж «Настоящие герои России», посвященный 6-ой годовщине гибели экипажа стратегического бомбардировщика ТУ-160 на территории Советского района.
Дата: 15 сентября 2009 г.
Время: 13.50-14.30
Место: холл ЦБ
Ответственные: Каткова В.Н., заведующая МБО,
Закопайло Л.В., библиотекарь внестационарного обслуживания,
Гордеева Н.А., кл.руководитель 10 «а» кл.,
Викулова Е.В., кл.руководитель 10 «б» кл.
3.Классный час «Командный старт», посвященный началу работы 4 команд учащихся 10-х классов по темам:
-1 команда: сбор информации и подготовка презентаций по теме «Законодательные и исполнительные органы власти в России, Саратовской области, Советском муниципальном районе» (10 чел.).
Ответственные за работу команды:
-2 команда: сбор информации по теме: «История Великой Отечественной войны в жизни моей семьи» - к 65ой годовщине Победы - 15 чел. (проведение анкетирования в своих семьях «Война! Печальней нету слова…». Разработка анкет для родителей и других членов семьи, запись воспоминаний представителей старшего поколения о войне. Итоговое изготовление брошюры команды по данной теме. Подготовка не менее 4-х наиболее интересных публикаций в местную газету «Заря».
Ответственные за работу команды:
-3 команда: подготовка Дня дублера в администрации Степновского МО. Разработка плана проведения, распределение ролей в ходе Дня дублера, переговоры с администрацией Степновского МО о практической реализации Дня дублера (10 чел.).
Ответственные за работу команды:
-4 команда: Подготовка встречи с главой администрации Советского МР Стрельниковым А.В. Работа по теме «Наш ящик предложений» (10 чел.).
Ответственные за работу команды:
4.Час права «Законодательные и исполнительные органы России» (информация о 2-х ветвях власти в стране. Подготовка видеоматериалов и буклета).
Дата: 23 октября 2009 г.
Время: 13.50-14.30
Место: холл ЦБ
Ответственные: Павлушина С.А., руководитель МУК «ЦБС Советского МР», Каткова В.Н., заведующая МБО, группа ребят из МОУ СОШ № 1.
5.Час права «Саратовская областная Дума и Правительство Саратовской области. Функции Губернатора» (подготовка видеоматериалов и буклета).
Дата: 20 ноября 2009 г.
Время: 13.50-14.30
Место: холл ЦБ
Ответственные: Павлушина С.А., руководитель МУК «ЦБС Советского МР», Каткова В.Н., заведующая МБО, группа ребят из команды № 1.
6.Час правовой информации «Реализация 131-го Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления. Местная власть сегодня» (подготовка видеоматериалов, буклета. Организация встречи с представителями депутатского корпуса района и р.п.Степное).
Дата: 11 декабря 2009 г.
Время: 13.40-14.30
Место: холл ЦБ
Ответственные: Павлушина С.А., руководитель МУК «ЦБС Советского МР», Каткова В.Н., заведующая МБО, Гордеева Н.А., Викулова С.В., группа ребят из команды № 1.
7.Урок исторической памяти «Война! Печальней нету слова…» (по материалам «История войны в жизни моей семьи».
Дата: 27 января 2010 г.
Время: 13.50-14.30
Место: холл ЦБ
Ответственные: Павлушина С.А., руководитель МУК «ЦБС Советского МР», Каткова В.Н., заведующая МБО, группа ребят из команды 2.
8.Встреча с главой администрации Советского МР Стрельниковым А.В. «Наш разговор с исполнительной властью».
Дата: 15 февраля 2010 г.
Время: 13.50-14.30
Место: холл ЦБ
Ответственные: Павлушина С.А., руководитель МУК «ЦБС Советского МР», Каткова В.Н., заведующая МБО, классные руководители, группа ребят из команды 4.
9.День дублера в Степновской администрации «Учимся быть у власти».
Дата: 25 марта 2010 г.
Время: 10.00-16.00
Место: администрация Степновского МО
Ответственные: Гордеева Н.А., Викулова Е.В., учащиеся команды № 2.
10.Итоговое мероприятие «Мы закончили проект?» (с награждением наиболее активных участников его реализации с приглашением администрации школы).
Дата: 15 апреля 2010 г.
Время: 13.50-15.00
Место: актовый зал школы
Ответственные: Павлушина С.А., руководитель МУК «ЦБС Советского МР», Каткова В.Н., заведующая МБО, классные руководители, учащиеся 4-х команд.
Подведение итогов проекта и награждение победителей.
По итогам проекта все команды (группы обучающихся) награждаются сертификатами участников и грамотами.
Рефлексия
Первый этап «Подготовка учащихся к работе над проектом»
На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике проекта "Гражданин", его возможностях в решении важных проблем своей местности. Стоит выяснить желание учащейся молодежи участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).
Данный этап предполагает диагностику знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области,
В ходе беседы, организованной учителем на первом занятии, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации (СМИ) на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
Как показывает практика, в проекте достигаются более высокие результаты, когда над ним работает весь класс. Возраст участников может колебаться от 15 до 16 лет. Чтобы сохранить динамизм работы над проектом, его сроки не должны превышать трех месяцев.
В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми местного сообщества, экспертами.
Однако взрослые добровольцы не должны писать за них письма, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации по существу проекта. Школьный педагог также выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтернативных решений.
Следует объяснить обучающимся, что в государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами. Для того чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан, необходима целенаправленная "общественная политика", которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.
Второй этап «Выбор проблемы»
Учащимся предлагается детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Условно этот этап можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальными проблемами села, района, города, региона, и школьники, перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.), обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира.
Целесообразно организовать игру - "Ящик предложений". Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того чтобы каждый из участников в любой удобный момент мог написать и положить в ящик свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике (форма «1).
После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают, о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним. (Для индивидуального интервью можно использовать ту же матрицу вопросов, которые применялись для выявления и анализа проблемы малой группой.)
Можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой с фиксированием примеров неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Другой формой выявления насущных проблем общества может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, что до сих пор пока не решается на данной территории.
Педагогу следует обращать внимание на такие существенные аспекты проблемы, как:
• посильность для школьной команды;
• соответствие возрасту и возможностям учеников;
• реалистичность;
• сумма затрат и сроки, необходимые для реализации проекта.
В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников. Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, изменив уже существующие на данной территории программы?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит применить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этом - этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно и в то же время твердо направлять деятельность учащихся в нужном направлении для решения данной задачи.
Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую с уровнем их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории. Учащимися большинством голосов выбирается наиболее актуальная проблема для дальнейшей работы над проектом.
Третий этил «Сбор информации»
После того, как коллектив класса выбрал проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию.
В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы.
Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Другая занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как эта тема на протяжении определенного времени обсуждались, какова была реакция властей и населения.
Третья прорабатывает массив законодательных материалов государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблеме.
Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно, при помощи администрации школы, родителей) для получения объективной информации о состоянии дел на территории по конкретному вопросу.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация но проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Для получения сведений вы можете обратиться как к источнику информации, так и к специалисту, готовому поделиться своими знаниями с окружающими:
средства массовой информация (изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов к документов по определенной проблематике);
книги, журналы, газеты (на их основе нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов);
сеть Интернет (можно ознакомиться с сайтами органов государственной власти и местного самоуправления, получить информацию о структуре управления, режиме работы, направлениях деятельности должностных лиц, номерах контактных телефонов. Кроме того, сеть Интернет представляет широкие возможности для поиска правовых актов по выбранной проблеме, а также публикациях в электронных СМИ по интересующей тематике);
научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя (эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами);
юристы (контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем);
административные органы власти (специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию);
законодательные органы (представители законодательной власти в областном центре, городе или районе достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории).
Некоторые рекомендации по сбору документальной информации
Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности. В силу того что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.
После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать в классе редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку и анализ всего массива данных по проблеме (форма №2).
Четвертый этап «Разработка собственного варианта решения проблемы»
Главной задачей этого этапа является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:
• актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;
• информация о различных подходах к решению данной проблемы;
• юридическая база решения проблемы;
• анализ разнообразной информации;
• программа действий, которую выбрал класс;
• разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой.
Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны просчитать, каким образом можно сдвинуть с мертвой точки нерешенную пока проблему.
На этой стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодоления трудного вопроса.
Пятый этап «Реализация плана действий команды учащихся»
Данный этап предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы.
В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организацию фестивалей и др.
Практика реализации проектов "Гражданин" даст немало примеров, когда учащиеся стали инициаторами и проводниками целого ряда интересных дел: организация районной молодежной биржи труда, оказание помощи в реконструкции детского зоопарка, обеспечение спортивной формой школьников из малообеспеченных семей, благоустройство районного парка, установка светофора на оживленном транспортном перекрестке и др.
Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества.
Работа по реализации проектов позволяет объединять в конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
Шестой этап «Подготовка к защите проекта»
Для того чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов, следует проработать документальную базу.
По какому принципу распределяется материал? Четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над проектом:
1 раздел содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта;
2 раздел включает наиболее выразительные данные разных источников информации, материалы социологических исследований, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов проблемы;
3 раздел поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками;
4 раздел представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.
Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демонстрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложений и выводов. Учитель по ходу обсуждения предлагает остальной аудитории активно включиться в обсуждение и делать предложения по улучшению разделов.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 4-5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.
На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступления учащихся, их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
Седьмой этап «Презентация проекта»
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных, законодательных органов, общественных организаций.
На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов (портфолио), так и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее существенные критерии:
1) убедительность:
- Пакет документов действительно убеждает в том, что выбранная обучающимися проблема актуальна?
- Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
- Объясняется ли в представленном портфолио, почему общественность может поддержать этот проект?
2) практичность:
- Насколько предлагаемая программа реалистична?
- Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?
3) логичность:
- Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
- Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа?
Для детальной оценки представленных на защиту проектов можно предложить для членов жюри (форма №3).
Восьмой этап «Рефлексия»
Главная цель этого этапа - анализ учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога осуществляется анализ проделанной работы: отмечаются вС1ретившиеся трудности, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта (форма №4).
Визуальная и устная презентации проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.
Форма №1
«Анализ широкого спектра вопросов, значимых для нашего района, региона, страны».
Фамилии членов группы_____________________________
Дата______________________________________________
Проблема__________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? Почему?_________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?______________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?___________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
- какова ее эффективность?_____________________________________
- каковы ее недостатки/
Каким образом ее можно совершенствовать?___________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_______________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?________________
Петиция
Петиция от ---------------------------------------
Адресована ----------------------------------------------
Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме_______________________________________________
с рекомендацией:__________________________________________
Согласны следующие граждане города, района, села:
№ п/п | Ф. И.О. | Адрес | Социальное положение |
1 | |||
2 | |||
Форма №2
Лист оценки конкурса проектов «Гражданин»
Команда №1 | Команда №2 | Команда №...... | ||||
Актуальность избранной проблемы | ||||||
1. Аргументированность проблемы. | ||||||
2. Значимость данной темы для участников проекта. | ||||||
3. Созвучность проблемы интересам социума. | ||||||
Сбор и анализ информации | ||||||
1. Изучение нормативной базы. | ||||||
2. Анализ СМИ. | ||||||
3. Использование материалов социологических исследований. | ||||||
Программа действий команды | ||||||
1. Юридическая правомерность действий и предложений. | ||||||
2. Экономическое обоснование, реалистичность. | ||||||
3. Завершенность, полнота. | ||||||
Практические шаги по реализации программы | ||||||
1. Социальная переписка, | ||||||
2. Личное участие школьников. | ||||||
3. Разноуровневоеть взаимодействия с властными структурами. | ||||||
4. Практические результаты. | ||||||
Презентация | ||||||
I. Компетентность, свободное владение материалом. | ||||||
2. Глубина и четкость ответов на вопросы. | ||||||
З.Эмоционалъность выступ ления. | ||||||
4. Использование материалов стенда. | ||||||
Оценка портфелио | ||||||
1. Отражение основных этапов работы. | ||||||
2. Логика материалов. | ||||||
3. Эстетическое оформление. | ||||||
Оценка стенда | ||||||
1. Соответствие материалов стенда разделам проекта. | ||||||
2. Широта спектра материалов. | ||||||
3. Красочность, наглядность. | ||||||
ИТОГ: |
Форма №4
Анкета
1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта?
3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по реализации проекта?
4. Какова эффективность работы конкретной команды?
5. Что вами сделано хорошо?
6. В чем вы видите недоработки команды?
7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
Комментарии
социальный проек