Функции эмоций

эмоции человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkcii_emociy.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Функции эмоций

Важнейшая характеристика эмоций – ее регулятивная функция. Переживания выступают в роли сигналов, которые информируют человека о том, как идет процесс удовлетворения потребностей. Субъективно чувства – показатель того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей: сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребностей.

Эмоциональные процессы, пишет С.Л. Рубинштейн (2000), приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. Отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

Чувства, по мысли А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, выполняют роль смыслоразличения: «эмоции – это глаза, видящие смыслы жизни» (по А.Д. Кошелевой, 2003).

Появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на котором сосредотачивается чувство, а в связи с этим изменение в оценке остальных предметов и, следовательно, ситуации в целом. Созревая и оформившись, чувства становятся могучим средством переориентировки в ситуации. Чувства представляют собой очень своеобразные и могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах. Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным решением, ни волевым усилием. А глубокие физиологические изменения (при остром возникновении чувств) и нервные механизмы, обеспечивающие эти изменения, сложились генетически и в нормальных условиях служат для сохранения этой ориентировки и успешного выполнения последующей деятельности (П.Я. Гальперин, 2000, с. 141).

Возможные подходы к классификации эмоций и чувств

1. Согласно одному из принятых подходов, различают негативные, позитивные и нейтральные эмоции. Например, такие эмоции как удивление, любознательность, интерес относят к разряду нейтральных эмоций.

2. Еще один подход – различают эмоции стенические и астенические.

Стенические – эмоции, отличающиеся действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил.

Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, расслабляют человека.

3. Называют низшие и высшие эмоции (чувства).

Низшие эмоции даны от рождения. Они более тесно связаны с успешностью удовлетворения потребностей. Высшие эмоции – результат социальной жизни человека. Высшими чувствами называют те чувства, которые включают все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Высшие чувства – это нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные (моральные) – выражают отношение человека к человеку и шире к обществу.

Интеллектуальные чувства – выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.

4. Согласно еще одному подходу можно вести речь еще одной группе эмоциональных состояний. В этой группе – аффекты, настроение, страсть. Интенсивность и продолжительность во времени – критерии выделения данных. Аффекты – интенсивное, но кратковременное эмоциональное переживание. Страсть – интенсивное и продолжительное эмоциональное переживание. Настроение – слабая интенсивность, но длительное по времени.

5. Еще одна группа эмоциональных состояний – стресс и фрустрация

Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 580).

6. Согласно подходу К. Изарда (2000) речь можно вести о ряде основных эмоций. Это – интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх.

Внешние выражения эмоциональных состояний

Эмоциональные состояния находят отражение в мимике, дыхании, позе, жестах, голосовых характеристиках (громкость, тон, интонация, темп) человека.

Эмоциональная компетентность

К категории «эмоциональная компетентность» обращается Г. Бреслав (2004) и описывает существующие подходы к анализу данного феномена. Так, К. Саарни рассматривает эмоциональную компетентность концептуально и эмпирически.

Концептуально эмоциональная компетентность – это  единство трех аспектов: «Я-идентичности», характера и истории развития.

Эмпирически эмоциональная компетентность, по Г. Бреславу, – это набор из восьми видов способностей и умений:

а) осознание собственных эмоциональных состояний;

б) способность различать эмоции других людей;

в) способность использовать словарь способностей и формы выражения, принятые в данной культуре (или субкультуре), а на более зрелых стадиях – способность усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями;

г) способность симпатического и эмпатического включения в переживания других людей;

д) способность отдавать себе отчет в том, что внутреннее эмоциональное состояние не обязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других людей, а на более зрелых стадиях – способность понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других, и учитывать это в собственном поведении;

е) способность справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»);

ж) осознание того, что структура или характер взаимоотношений в значительной степени определяется тем, как эмоции выражаются во взаимоотношениях, а именно как степенью непосредственности, подлинности проявления, так и степенью эмоциональной взаимности или симметрии во взаимоотношениях; так например, зрелая интимность характеризуется взаимностью и симметрией в эмоциональных проявлениях, в то время как для взаимоотношений матери и ребенка выражение подлинных эмоций носит ассиметричный характер;

з) способность быть эмоционально адекватным, то есть принимать собственные эмоции, какими бы уникальными или культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о желательном эмоциональном «балансе» (по Г. Бреславу, 2004, с. 276-277).

Определение понятия «воля»

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий.

Функции воли

Называют две взаимосвязанные функции воли: побудительную и тормозную. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (локус контроля).

Внешняя (экстернальная) локализация контроля – причины собственного поведения субъект объясняет внешними факторами.

Внутренняя (интернальная) локализация контроля – субъект принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняет их, исходя из своих способностей, характера и т.д.

Важнейшие звенья волевого акта – принятие решения и исполнение – нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, переживаемого как состояние значительного напряжения (А.В. Петровский, 1995, с. 276-278).

Определение понятия «характер»

Характер – своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и, в первую очередь, в отношениях к людям, делу, к самой себе (В.В. Богословский, 1981, с. 344).

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения (А.В. Петровский, 1995, с. 451).

Характер в узком смысле слова – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1996, с. 267).

Структура характера

В характере могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые.

Характер проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям. В ряду черт характера данной группы – устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость.

Во-вторых, показателем характера человека является отношение человека к себе. В данной группе черт характера – самолюбие, чувство собственного достоинства, неуверенность в своих силах.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Здесь имеют место добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам. Одно из проявлений черт характера данной группы – аккуратность.

Акцентуации черт характера

Количественная выраженность той или иной черты характера, которая достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы – акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

По А.Е. Личко могут быть названы следующие типы акцентуаций – гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный. психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

А.В. Петровский учитывая специфику деятельности педагога видит целесообразным иметь в виду следующие типы акцентуации характера:

– интровертный тип характера (замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя);

– экстравертный         тип (эмоциональная отзывчивость, жажда общения, и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность);

– неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;

неврастеническая акцентуация проявляется в преобладающем дурном самочувствии, раздражительности, повышенной утомляемости, мнительности, кратковременных вспышках гнева, быстрой истощаемости нервной системы: гнев скоро гаснет и способствует умиротворению, раскаянию и слезам (А.В. Петровский 1995, с. 457);

– сензитивному типу характера свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;

– демонстративному типу присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. (А.В. Петровский, 1995 с. 451-457).

Способности

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условных быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, являющимися существенно важными для данной деятельности (А.В. Петровский, 1995, с. 468-470).

Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней (В.В. Богословский, 1981, с. 361).

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1996, с. 246).

Структура способностей

Способности – совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

1. Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности.

2. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые вспомогательное.

3. Можно говорить о более общих способностях, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и – о специальных качествах, отвечающих более узкому кругу требований данной деятельности.

4. Общие способности или общие качества личности – вполне конкретные психологические проявления. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух типов людей – художественному или мыслительному.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логичность построений, теоретизирования.

5. Некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность – внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к напряженной работе у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности (А.В. Петровский, 1995).

Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов.

Структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности.

Уровни способностей

Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Репродуктивный уровень – высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

Творческий уровень – способность создавать новое, оригинальное (В.В. Богословский, 1981, с. 362).

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант в совокупности его общих и специальных качеств – это лишь возможность творческих успехов, лишь предпосылки мастерства, но еще не мастерство. Талант – это возможность, мастерство – это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности. Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи (А.В. Петровский, 1995, с. 480).

Талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования (В.В. Богословский,1981).