Мышление

Основы мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление как познавательный процесс

Мышление — есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Средствами мышления выступают: во-первых, результаты чувственного отражения действительности; во-вторых — слово, речь; в-третьих — мыслительные операции; в-четвертых, — знания человека.

Содержательные компоненты мышления понятия и представления

Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем. Знания, полученные в ходе чувственного познания, существуют в виде образов (представлений) тех явлений, которые воспринимает человек. Знания, полученные в ходе логического познания, существуют в виде понятий. Отличительными особенностями понятия является то, что представление всегда есть образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки.

Понятия, суждения и умозаключения как содержательные компоненты мышления

Понятие мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.         Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами. Умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений получают другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Суждения утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса. Например: «Все водоросли зеленые». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. «Некоторые студенты — отличники», в единичных суждениях — только одному: «Этот ученик плохо выучил урок».

Суждения образуются двумя основными способами: А) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; Б) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений. Рассуждения — процесс, в ходе которого из одних суждений выводят, получают другие.

Операционные компоненты мышления

Анализ — разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого. Синтез — объединение отдельных элементов, которые были выделены в результате анализа, в единое целое.Сравнение — процесс установления сходства и различия отдельных объектов. Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Классификация — разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям, критериям. Систематизация — разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Мотивация и мышление

Различают мотивы мышления двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.) Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.

Процесс решения мыслительной задачи

Необходимость в мышлении возникает тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая цель, но старые средства и способы деятельности не достаточны для их достижения. Благодаря мышлению или умственной деятельности удается создать или найти новые способы и средства достижения целей.

Здесь различают — проблемную ситуацию, формулирование вопроса, определение задачи, выдвижение и анализ гипотез (каждую из гипотез необходимо соотнести с условием и вопросом задачи, убедиться в их соответствии), проверка гипотез.

Виды мышления

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии выделяют три вида мышления — наглядно-действенное (практически-действенное), наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – решение задачи непосредственно в процессе деятельности.

Наглядно-образное мышление предполагает решение задачи на образном материале. Материалом здесь являются образы предметов, явлений, событий.

Словесно-логическое мышление — решение задачи осуществляется в словесной форме.

Индивидуальные особенности мышления

Когнитивные стили – специфика отражения человеком окружающего мира, других людей, самого себя.

Индивидуальные особенности мышления могут проявляться в разных формах. Во-первых, по-разному может складываться соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического). Во-вторых, к индивидуальным особенностям мышления относят такие качества познавательной деятельности как самостоятельность, гибкость, быстрота мысли, глубина мысли, широта, критичность.

 Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Гибкость мышления — умение изменять намеченный ранее путь решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения, и которые не удалось учесть с самого начала. Быстрота – отрезок времени, необходимый для решения поставленной задачи (А. В. Петровский, 1995, с. 220).

 Глубина определяется степенью проникновения в сущность явлений. Широта измеряется возможностью привлечения для решения знаний из различных областей. Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки (В.В. Богословский, 1981, с. 256).