Речь

Основное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Определение понятия «речь»

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством язык (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 474).

Язык – система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 636).

Виды речи

 В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь – речевая деятельность, выявляемая вовне. 

Внешняя речь – письменная и устная.

Письменная речь – речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста; способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается с помощью графических символов (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 71).

Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь – это диалог и монолог.

Диалог – разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов собеседников, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

Монолог – речь, которую произносит один человек, обращаясь к одному или многим лицам, слушающим его.

Внутренняя речь – беззвучная речь, речь со скрытой вербализацией. 

Эгоцентрическая речь – определенный этап в развитии речи; речь вслух для себя. Характерна дошкольному периоду развития ребенка. Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990, с. 343)

Речь в структуре общения

Вербальное общение – последовательность включения обеспечивающих его механизмов.

Первый этап – программирование речи – построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной и отсеивается ненужная, второстепенная.

Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Определяется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих.

Третий этап – проговаривание, реальное звучание речи (А.В. Петровский, 1995, с. 286-287).