Темперамент

Темперамент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент

Темперамент – природные особенности поведения,   типичные для данного человека   и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия (В.В. Богословский, 1981, с. 333).

Общая активность, особенности моторной сферы, свойства эмоциональности – сферы проявления темперамента.

Общая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной.

Особенности моторной сферы – частные выражения общей активности (темп, быстрота, ритм, общее количество движений).

Свойства эмоциональности – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д. (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1996, с. 256).

Типы темпераментов

Холерический темперамент происходит от слова chole – желчь. Характерны повышенная возбудимость, неуравновешенность поведения, вспыльчивость, энергичность в действиях, прямолинейность в отношениях.

Сангвинический от sanguis (кровь). Сангвинику присущи большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, не чувствует скованности в новой обстановке, эмоции легко возникают и легко сменяются.

Флегматический от phlegma (слизь). Флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания, терпения).

Меланхолический – от melan (черная желчь). Меланхолику присущи высокая эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение). Всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика (запредельное торможение). Слабое раздражение переживается как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу.

Основные свойства нервных процессов

Сила – показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку. Слабая – нет.

Уравновешенность – определенный баланс процессов возбуждения и торможения.

Подвижность – быстрота смены одного процесса другим.

Типы высшей нервной деятельности

Сильный неуравновешенный (безудержный) характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением. 

Сильный уравновешенный, подвижный -- процессы торможения и возбуждения уравновешены,

Сильный уравновешенный, инертный – более спокойный, «солидный».

Слабый – слабость процессов возбуждения и торможения, малая подвижность (инертность) нервных процессов.

Определение понятий: «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект»

Индивид – человек, как результат биологической эволюции, как результат эволюции животного мира.

Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов (восприятии, памяти, мышлении, воображении) в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990, с. 389).

Критерии сформировавшейся личности – в мотивах существует иерархия, благодаря чему человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; способность к сознательному руководству собственным поведением (сознательное соподчинение мотивов) (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1996, с. 293).

Стихийные механизмы формирования личности – сдвиг мотива на цель, «специальные механизмы идентификации», освоение социальных ролей.

Психологическая структура личности

Изучение психического облика личности включает, по словам С.Л. Рубинштейна (2000, с. 514), три основных вопроса: «первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере».

Направленность личности – избирательное отношение человека к действительности: различные свойства, система взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни из них могут доминировать, а другие выполняют опорную роль (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 519).

Проблема направленности, по словам (С.Л. Рубинштейна, 2000, с. 519), – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. По мере того, как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека.

Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 520).

Потребности – форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности) (Б. Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, 402).

Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 526).

Идеал – а) совокупность норм поведения; б) образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты; образ, который служит образцом (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 531).