Внимание

Основы внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание как психический процесс

Внимание – сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Физиологические основы внимания

Коротко этот вопрос можно изложить так: физиологический механизм внимания рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы.

Виды внимания

1. По участию волевых процессов:

Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Некоторые качества объекта, которые превращают его в объект внимания – более сильный раздражитель на фоне; новизна раздражителя; начало и прекращение действия.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение: сосредоточение на умственной деятельности облегчается, если познание включено в практическое действие; организация рабочего места; психическое состояние человека; словесное напоминание самому себе.

Послепроизвольное внимание – внимание, возникающее после того, как было вызвано произвольное внимание. Послепроизвольное внимание – сосредоточенность на объекте в силу его ценности для личности.

2. По тому, где находится объект внимания: во внешнем мире (внешненаправленное внимание) или это внутренние процессы личности (внутреннее внимание) ( В.В. Богословский, 1981, с. 160).

Свойства внимания

Объем внимания – количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени.

 Распределение внимания – способность человека удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

Концентрация внимания – степень сосредоточения внимания на объекте. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Внимательность как свойство личности

Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Основу внимательности составляет произвольное внимание.

Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте.

Невнимательность – неумение сосредоточиться на предмете.

Память как психический процесс

Память – запоминание, сохранение (забывание) и воспроизведение (узнавание) обстоятельств жизни и деятельности личности.

Запоминание протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в оперативной, кратковременной, долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному материалу различают заучивание дословное (точное запоминание и воспроизведение всего текста в словах и предложениях), близкое к тексту (воспроизводится логика, аргументация, основной словарный фонд, синтаксис), смысловое (основные положения текста и связи между ними).

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Прочному сохранению материала способствует включение изученного материала в деятельность.

Забывание – один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 161).

Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Узнавание – воспроизведение при опоре на восприятие объекта.

Воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Эйдетическая память – способность памяти некоторых индивидов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.

Виды памяти

1. По тому, что запоминается, различают образную (слуховую, зрительную, двигательную и т.д.), словесно-логическую, эмоциональную память. Образная память – это память на представления. Словесно-логическая память – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Эмоциональная память – это память на чувства.

2. По времени, на которое сохраняется информация, – долговременную, кратковременную, оперативную.

3. По участию или неучастию в запоминании волевых процессов – непроизвольную, произвольную.

4. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи.

5. По использованию или неиспользованию средств запоминания: опосредованное и непосредственное.

Закономерности процесса запоминания

1. Эффективность запоминания зависит от цели. Цель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию.

2. С эффективностью запоминания связан мотив запоминания (надо ли запоминать, зачем?).

3. Установка на запоминание (как долго я хочу помнить этот материал).

4. Эффективность запоминания зависит от средства предъявления (репрезентации) материала.

5. Эффективность запоминания зависит от логической структуры материала.

6. эффективность запоминания зависит от организации процесса заучивания.

7. В запоминание следует включать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную). Чем больше анализаторов включено в процесс запоминания, тем запоминание выше.

8. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух.

Индивидуальные различия памяти человека

Личностные особенности памяти включают в себя – индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.

Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения как индивидуальные особенности мнемической функции.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины) равен числу Миллера 7+2 единицы. Точность – способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в данный момент.

Определение понятий «чувства» и «эмоции»

Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает (А.В. Перовский, 1995, с. 239 – 258).

Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направлении его личности. Чувства имеют предметных характер, их вызывают факты, события, люди и события, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно мотивирован.

Эмоции – непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В переводе эмоции – душевное волнение, душевное движение.

Эмоциональное состояние – особое психическое состояние, в котором восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. В этом случае говорят об особом эмоциональном состоянии (А.В. Перовский, 1995, с. 239 – 258).