Воображение

Основы воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воображение как познавательный процесс

Воображение – это психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание (В.В. Богословский, 1981, с. 271).

Виды воображения: воссоздающее и творческое

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и т.д. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа идеи. При этом различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает.

Непроизвольное воображение – воображение, характеризующееся неучастием в процессе создания образов целеполагания и волевого усилия.

Произвольное воображение – воображение, которому присуще наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.

Приемы творческого воображения

Агглютинация (в переводе с греческого – склеивание) состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета (например, кентавр в греческой мифологии – пример реализации такого приема).

Аналогия – строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Результаты такого приема можно найти в существующих ныне инженерных сооружениях (например, локатор, самолет).

Акцентирование – процесс особого выделения в создаваемом образе какой-либо части, детали (примером могут служить карикатура, шарж).

Преувеличение (преуменьшение) – увеличение всего объекта в целом (Примеры реализации такого приема находим в ряде художественных произведений «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов», в народных сказках, былинах, в которых герои изображаются могучего телосложения, со сверхчеловеческой силой и т.д.).

Типизация – выделение в образе типичного, много раз повторяющейся особенности, присущей модели (активно этот прием используется писателями, художниками, скульпторами).

Некоторые компоненты в структуре воображения

Мечта  особая форма воображения, обращенная к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагающая немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с.82).

Творчество – 1). в узком смысле слова – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность; 2). в более широком смысле – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 536).