Русский святой Иосиф Волоцкий

Гаврилова Людмила Михайловна

         Естественное для каждого человека чувство любви к родине глубокими корнями уходит  в историю.

   Внимательно вглядываясь в ход отечественной  истории с середины  14 до середины 16 века, убеждаешься, что свершившееся тогда поистине поражающее «превращение» было немыслимым, невозможным без подвижнической деятельности целого сонма людей, обладавших высшей духовной энергией, во главе  с величайшим из них – преподобным Сергием Радонежским, игуменом основанного им Троицкого монастыря – признанного «главы» русских монастырей. В продолжение этой эпохи на всем тогдашнем пространстве Руси  было основано более 200 монастырей, излучавших и сеявших окрест себя духовность, благочестие, культуру.

   Многие основатели и подвижники этих монастырей – соратники, ученики и, даже ученики учеников преподобного Сергия. Они зажгли огоньки святой христианской жизни по всей Руси.

   Одним из таких  людей был и преподобный  Иосиф Волоцкий. И я считаю, что при изучении на уроках литературы  в 8 классе жития преподобного Сергия Радонежского, невозможно не обратить внимание учащихся  на деяния нашего земляка, основателя монастыря, последователя прп. Сергия,– Иосифа Волоцкого.

   В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного поборника  Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями. Преподобный Иосиф – один из вдохновителей  учения о святой Руси как преемнице и хранительнице древнего Вселенского благочестия.  «И как в древности Русская земля всех превзошла своим нечестием, так сейчас …она всех превзошла благочестием» -, пишет он в открывающем «Просветитель»   «Сказании»

   Церковь наша, тревожимая и ныне еретиками, раздираемая раскольниками, сектами, нуждается  в твердом против них оружии. Таким оружием и  является  слово преподобного Иосифа Волоцкого, который в своем «Просветителе» не только разоблачал конкретную ересь 15 века, но, защищая  Православие, дал образец подхода к любому неправославному учению, - будь то латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление «нового религиозного сознания»

   «Толика многа учения сей преподобный в книзе сей предложи, яко источник поистине благодатей духовных  наполнися  даже до излития и яко пища потом напояет нас от своих учений…И аще кто со вниманием прочтет, много имать  пользоватися ,зело бо приятны суть, понеже  в них изъявится истина от божественных писаний пророческих и евангельских и изобличится вся прелесть жидовская и всех безбожных еретик суесловия» -,  так писано  в отрывке из рукописного предисловия к «Просветителю» 17 века.

 Уже  в конце 18 века в российском обществе усиливается  интерес к отечественной  истории. В этой связи рукописное собрание Иосифо-Волоцкого монастыря начинает привлекать внимание светских историков. С материалами монастырского архива работают Н.М.Карамзин, Н.Н.Бантыш-Каменский, П.М.Строев, Н.К.Невостуев и др.

 В связи с особой ценностью рукописного собрания  часть наиболее древних рукописей монастыря передается в библиотеку  Московской Духовной  Академии. Другая часть рукописного собрания  оказывается в Московской Епархиальной библиотеке, где становится  основой рукописного собрания. Особо ценные монастырские реликвии – синодики и рукописи, связанные с именем прп. Иосифа – оставались в монастыре до его закрытия.  

    В 1989 году Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской православной церкви. До 2003 года его возглавлял митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, с именем которого связана особая страница новейшей истории – возрождение обители при настоятельстве приснопамятного митрополита Волоколамского Питирима  открывает удивительный мир православного монашества, его жертвенного служения Богу и земному отечеству. 

      Как он был ярок! В этой сверкающей личности каждый, знавший его, выделит своё. Для одних владыка Питирим - прежде всего яркий талант, образец всесторонне талантливого человека: философ и музыкант, публицист и историк, богослов и проповедник.. И немало есть людей, которым прежде всего вспомнится не великолепный ум и интеллигентность владыки Питирима, а поток тепла, исходящий от него, - веяние Христовой любви, память о котором сохранится в сердце на долгие земные годы...

  Владыка Питирим глубоко ценил основателя  обители Иосифа Волоцкого как величайшего святого, усердного молитвенника, просветителя, непреклонного борца за чистоту Православия, считая, что его значение также велико для  России, как и деяния  Сергия Радонежского.

  Усилиями владыки Питирима были обретены  и перенесены  святые мощи  преподобного Иосифа.

Сравнительно недолгое время  отец Иннокентий, соратник и единомышленник владыки Питирима, состоял в братстве Успенского ставропигиального монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный центр – «Музей Библии», при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его миссионерского и просветительского служения стало Международное Волоколамское краеведческое общество, основанное им на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры,  с апреля 1991 года по август 1993 года являлся директором Музея Библии, уникальнейшего собрания ранних книг Святого Писания.

Нынешний наместник Иосифо-Волоцкой обители игумен Сергий - продолжатель лучших ее традиций. Скоро откроется  утраченный Музей Библии. Музей представляет собой три небольших экспозиционных зала, в которых в данный момент завершается внутренняя отделка. В фондах временного хранения насчитывается около 400 редчайших экспонатов: это и факсимильные издания самых ранних и знаменитых книг Святого Писания, и его первое полное славяно-русское издание, напечатанное еще Иваном Федоровым в 1581 году, и тексты, изданные в Киево-Печерской лавре..

   Ныне Иосифо-Волоцкий  монастырь – это соединение монашеских традиций, религиозного опыта душеспасения и душепопечения, и в то же время – живое свидетельство  исторических событий, ансамбль самобытных и во многом неповторимых памятников архитектуры и искусства. Здесь сама природа пробуждает в душе чуткого путника особую духовную гармонию, чего не встретишь в монастырях столицы и ближнего Подмосковья

 

 

 

 

 

 

Русский  святой Иосиф  Волоцкий:

                             церковный  теоретик  и  практик,  богослов, писатель,  философ

 

Урок  проводится  22 сентября  в день памяти преподобного Иосифа  Волоцкого.

 

Цель  урока. 1. Воспитание  исторической  памяти  школьников  на примере  русского  святого Иосифа Волоцкого.

  2. Формировать  духовный  мир учащегося,  его нравственность,  эстетические  вкусы  силой  воздействия  различных видов  искусства.

  3. Совершенствовать   устную  речь   детей, умение  четко формулировать  свои  мысли.

Оборудование  урока :  Преподобный  Иосиф  Волоцкий  (икона),  фильм Р.Волкова «Волок  на  Ламе. Судьба одного  города», альбом  «Иосифо-Волоцкий  ставропигиальный  мужской  монастырь»

 

Ход  урока.

Слово учителя.

Богата Волоколамская  земля талантливыми людьми, верой и правдой  служившими ей  на  разных ее поприщах. За  каждым  периодом времени, за каждой  сферой деятельности  встают  имена, которые  мы  чтим и о которых хотим  знать больше

 22  сентября мы  чтим  память преподобного Иосифа  Волоцкого, нашего  земляка, уникального  человека  в истории Руси, выдающегося  деятеля Русской  православной  церкви, теоретика и практика, яркого богослова и церковного  писателя, философа,  мецената, основателя  Иосифо-Волоцкого монастыря,  являющегося одной из  жемчужин России. Монастырю  принадлежит  исключительное место  в  истории Русской православной  церкви, а также истории, культуре, литературе, искусстве, архитектуре  нашей  страны. Своей  историей, деятельной  позицией, влиянием в церковной  жизни и благотворительности, духовной  мощью  наш монастырь  сравним только с Троице-Сергиевой  лаврой.

 

Вопрос учителя. Что вы знаете  о  святом  Иосифе  Волоцком?

 

Сообщение   1 ученика.

Иосиф Волоцкий ( Иван Иванович  Санин,  1439-1515) происходил  из  семьи волоколамских  дворян. Он  родился в селе  Язвище  около Волоколамска, принадлежавшем  его родителям  Ивану и Марине  Саниным. У  них  долго  не было детей,  они  молились  и просили Бога даровать  им  ребенка. Когда  долгожданный  младенец родился, его назвали  в  честь отца Иваном. Родители  заботились  о  достойном  воспитании  и  образовании  сына. В 15 в. на  Руси  единственными  центрами распространения  знаний, образованности,  культуры  были монастыри. Семилетнего Ивана для обучения  грамоте  и  постижения азов духовной  мудрости отдали  в Крестовоздвиженскую обитель в г. Волоколамске к почтенному  иноку Арсению. Иван выучил Псалтырь, а в 8 лет уже  читал разные  божественные  книги, потом  стал чтецом  и певцом  в церкви. С детства и юности  питал  Иван  Санин  интерес к  божественной  учености, духовным знаниям, книгам, его влекло к монашеской жизни. А в роду  Саниных 18 членов  были  монахами  и монахинями, двое – архиепископами. В  возрасте  20 лет пришел  Иван  в Боровской  монастырь, где  постригся  в  монахи и получил имя  Иосиф. Настоятелем  Боровского  монастыря был  знаменитый  и уважаемый  игумен Пафнутий, который по  достоинству  оценил  духовную  зрелость своего  ученика  Иосифа. 18 долгих лет провел он  здесь.  Начинал  монах Иосиф с самых  трудных  послушаний,  долгое  время  трудился  в пекарне:  все исполнял быстро и хорошо. А когда  поставили  руководить монастырским  хозяйством, распоряжался  твердо и толково. Начитанный, обладающий прекрасной памятью, сильным  духом, Иосиф быстро  выделился  из своей  братии, и игумен  Пафнутий  при своей  жизни  назвал его  преемником. А после смерти  учителя 37-летний Иосиф, став  игуменом  Боровского  монастыря, решил ввести  строгое  общежитие, суровую дисциплину, обязательный  труд для  всех,  выполнение обетов. Братия  возроптала. Иосиф  оставил  обитель, искал  те монастыри, где уставы  соблюдаются. Обошел 9 монастырей, изучал их уставы, интересовался  хозяйством и богослужением, учился, как монастырская  власть организует  дело.

Сообщение  2  ученика

Идея служения родной земле  была для  Иосифа естественным продолжением традиций его рода, как и традиция благочестия. Он  вернулся  в родные  места, где  решил  основать  новый  монастырь  в  соответствии  с его  взглядами  на  монашескую жизнь. Существует легенда о том, как Господь  молнией  указал  Иосифу  место  для  возведения  монастыря. Семья удельного  князя  Бориса Васильевича  Волоцкого  радушно приняла Иосифа. Под покровительством  князя  закладывается центральная  церковь Успенья(1479г.), к новой  обители приписываются село за селом, численность братии, в  которой были  выходцы из  разных сословий: князья, бояре, крестьяне, растет, что увеличивает приток средств  в монастырь –  деньгами,  селам, деревнями. Иосиф  проявил  себя как  дельный и дальновидный хозяин, своим  трудолюбием и упорством подавал  пример  другим

 

Словарная  работа  во  время  слушания  сообщений   учащихся

Монах - член религиозной общины, давший обет  вести строгий, суровый (аскетический) образ жизни.

Обет – торжественное  обещание, обязательство.

Обитель – монастырь.

Инок – православный  монах.

Игумен -  настоятель православного  монастыря.

Архиепископ – надзирающий  над  несколькими  епархиями (церковно-административная  территориальная  единица)

Псалтырь – часть Библии, книга псалмов.

Братия – монахи  одной  общины

Канонизировать-  признать каноном ( канон – церковное  установление, правило)

Богослов – специалист по богословию (богословие – совокупность доктрин какой-нибудь религии)

Философ -  специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.

 

На экране  слайд :  Икона «Преподобный  Иосиф  Волоцкий»

Учитель. Название «Иосифов»  монастырь  получит через  100 лет после своего основания в 1579г., когда  Иосиф  был  канонизирован.  Иосиф  учредил  строгий, даже суровый порядок  общежительного монастыря  с очень строгим  уставом:  у  братии  все было общее, все должны  пить и  есть  вместе, пища была простая, но здоровая, монахи носили  скромную одежду, в  кельях  ничего не было, кроме  икон, божественных  книг, поэтому двери не запирались ;у каждого во время  службы  в храме  свое  место, разговаривать, переходить с места на место, опаздывать нельзя. Для  управления монастырем  избирался  совет  старцев, мнение  настоятеля  неоспоримо.

   Никто не мог без разрешения отлучаться из монастыря. И в этом заключалась глубокая истина: люди, всецело посвятившие свою жизнь служению Богу, должны отречься от всех земных желаний и интересов. Монастырь был подлинной  Христовой общиной, действительным братством во Христе, воплощением реального устремления к святости.  И ощущаемая людьми близость монастыря к Богу приводила к тому, что, несмотря на всю суровость устава, в Иосифову обитель нередко переходили монахи из имевших менее строгие порядки обителей, вызывая даже ревнивое недовольство иных церковных деятелей.

В монастыре были все равны и никого не выделяли, все привлекались  к  разного рода  работам. Игумен Иосиф был во  всем  примером  монашеской  братии: первым приходил и последним  уходил из храма, наравне  со  всеми участвовал в  общих  работах,  носил простую  одежду и  обувь, изнурял  себя  постом и молитвами, скромно  питался и только через  день. При таком образе  жизни его никогда  не  видели  изнемогающим.

Современники отмечали, что Иосиф  Волоцкий  соответствовал русскому идеалу  мужской  красоты. Это был человек среднего роста, с красивым  лицом,  темно-русыми волосами, носил небольшую  округлую  бородку. Он любил петь и читать в церкви, обладал чистым и сильным голосом, знал наизусть Священное  Писание,  был приветлив, помогал нищим, нуждающимся.

 

Просмотр  фрагмента  из  фильма «Волок  на Ламе» Чтение отрывка  из  поэмы местного  поэта   А.И.Ивушкина  «Иосиф  Волоцкий»  

                                                                      Знойный день до  конца  не  остыл,

                                                                       Белым лебедем в розовом свете

                                                                       В наши  души  глядит монастырь –

                                                                       Давних лет молчаливый свидетель.

                                                                       Он бы  многое  мог  рассказать –

                                                                       То, чего нам вовек  не домыслить…

 

Учитель о просветительской  роли  Иосифо-Волоцкого  монастыря.

Монастырь был известен  своей огромной библиотекой церковной литературы, ничем не уступавшая гораздо более  старым собраниям книг Троице-Сергиевой Лавры. А началом ее формирования  послужили 10 рукописных книг, принесенные Иосифом из г.Боровска.Потом книжный  фонд  быстро и активно пополнялся: в период  игуменства Иосифа (1479-1515) действовал скрипторий  - мастерская, где переписывались книги, нравственно-поучительные  сказания.  В монастырской  книжнице было  около 1150  ценных  старых  рукописей. Игумен был покровителем  искусств  и ремесел: с 1484г. до начала 16 в. В монастыре по приглашению  И.Волоцкого неоднократно работал известный  московский  иконописец  Дионисий, (87 произведений  Дионисия, а также иконы, написанные  Андреем  Рублевым, хранились в монастыре). Длившееся  в течение десятилетий  братство (возлюбленное братство, как сказано самим Преподобным0  Иосифа с Дионисием, гениальным иконописцем, чрезвычайно много говорит о нем. Иосиф вдохновлял Дионисия и делился с ним своими духовными  исканиями и в устном, и в письменном слове ( «Послание иконописцу») -  чего иконописец  ждал и даже «требовал»

 Особую  значимость имеет  письменное  наследие Иосифа Волоцкого. Он вел переписку с царями,  князьями, княжнами, поучал и призывал к милосердию, к помощи  нуждающимся.  Редчайшая эрудиция, великая образованность, яркий  талант игумена   сделали его главным  борцом против ереси (отклонение, противоречие церковным  догматам),защитником православия. Иосиф написал 16 обличительных  «Слов», известных под  общим названием «Просветитель».Данная книга  во многих отношениях замечательна: она содержит живой, наполненный яркими бытовыми картинами и историческими аналогиями рассказ о деяниях и бесчинствах еретиков, детальный анализ и непримиримую критику их взглядов, проникновенные размышления о Боге, Благовестии, Спасении, о жизненной необходимости веры в евангельские истины и соблюдения апостольских и святоотеческих заветов. Представляя собой интереснейший памятник  древнерусского богословия (в сущности это первый на Руси самостоятельный опыт систематизации богословских знаний), а также памятник конкретной, остро направленной полемики, глубокого осознанного патриотизма  и гражданственности, книга преподобного Иосифа сыграла  выдающуюся роль в  искоренении  ереси «жидовствующих» и для утверждения, просвещения малосведущих в коренных вопросах Православия. Не  удивительна поэтому огромная популярность этого сочинения среди древнерусских книжников: к нему неоднократно обращались в своей общественно-религиозной борьбе последователи  преподобного Иосифа Волоцкого.

Иосиф Волоцкий, образованнейший человек  своей  эпохи, понимал и  ценил искусство, образованность в  людях ,  в значительной степени  способствовал  распространению  грамотности  на  Руси:  монахи  не только  переписывали  книги, которые читались, изучались на опыте, но и  разносили  их  по приходам.  К концу 14 века в монастырской библиотеке насчитывалось более тысячи рукописных книг.

 Уже при жизни  Иосиф прославился многими чудесами. В 1591 г., через  76 лет после кончины, он был причислен  к лику  святых. Святые мощи  Иосифа Волоцкого  покоятся в подклете Успенского  собора монастыря.

Беседа  по вопросам:

                       - Что вам запомнилось  о семье, детстве  Иосифа?

                      -Какие испытания  он проходил в жизни ? Какие  качества характера помогли  ему?   

На следующем  занятии  нас ждет заочное путешествие по  Иосифо-Волоцкому монастырю.

Домашнее  задание: составить  план этапов духовного  пути  Иосифа Волоцкого. Подготовить рассказ по этому плану. 

Индивидуальные  задания учащимся  для  сообщений :

1. «Художественные достоинства  монастыря» по книге  «Очерки волоколамских  краеведов» М.  «Российский писатель»  2005

2. Найти совпадения в судьбах преподобных Сергия и Иосифа.      

 

Литература:

1 Кириллин В.М. ,Кожинов  В.В.  «Обличитель ересей постыдный»  М.1999.

2. «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель»   М.2001

3. «Волоколамск в очерках краеведов»   М. «Российский писатель» 2005.  

4. «Просветитель» Спасо-Преображенский монастырь . 1994

5. Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья»  уч. Пособие. М.2007