В начале было Слово

Кондратенко Валентина Владимировна

 

«В начале было Слово»

        Молодежный сленг - особая форма языка. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе. Некоторые считают, что язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова. Но… Сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. Однако вклад  профессионалов – писателей и поэтов – удивительно мал.  А кто же тогда развивает наш язык?

         Простой пример: во времена дедушек и бабушек деньги могли называться рупии, тугрики, во времена родителей – монеты, мани, у теперешней молодежи в ходу бабки, баксы, лимоны.

         Изучая данный вопрос, я столкнулась с интересной точкой зрения. Самая активная часть нашего общества – это молодежь. Она влияет на многие процессы, в том числе и на те, которые происходят в русском языке.

         Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен. Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых группах. Как все социальные диалекты, он питается соками общенационального языка. Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет. 

        Очень популярны иноязычные заимствования. Например: известное не только молодежи слово «чувак» - парень, из цыганского языка. Появившись в русском языке, слово сразу активно вступает в систему словоизменения: например, английское «дринк» (спиртной напиток) – отсюда надринкаться, т.е. напиться. Некоторые иноязычные слова, давно прижились в русском языке в другом значении: митинг – встреча и т.д.

         Очень популярен в молодежной среде суффикс –ух:  кликуха, заказуха, презентуха, показуха, спокуха и др.

Слова с суффиксом –ух любит у нас употреблять в своей речи милиция: мокруха, бытовуха и т.л.

Следующий популярный суффикс в молодежном сленге –аг: передает грубую насмешливость: общага, тюряга.

Своеобразный оттенок речи молодых людей придает суффикс  -он:  выпивать - выпивон, закусить - закусон, закидывать - закидон.

Молодежь уверена в том, что следует спешить. Поэтому в молодежной среде : водитель – водила, обманщик – кидала. Суффикс –л в данном случае придает речи определенное «ускорение».

Суффикс –ак в комментариях, вообще, не нуждается: наглость – нагляк, депрессия – депресняк, верно - верняк и т.п. 

А чего стоят молодежные «словечки» с -ну, -ану: тормознуть, лопухнуться, ломануться.

Определенную фантазию проявляют молодые люди, говоря, например,  вместо уйти, уехать – слинять, свалить, вместо отойди – отвали, откупиться – отмазаться, отбыть срок – отмотать.

В молодежной среде употребляется разновидность слов типа: стебанутый, шизанутый, дембель - демобилизация; нал - наличные деньги.

  Часто происходит юмористическое переосмысление значения слов: лохматый – лысый, баскетболист – человек маленького роста, мерседес – велосипед,: корочка – диплом, трава – наркотики.

  Как забыть про молодежные словечки типа: ништяк, тащиться, клёво (хорошо);  мочить (бить)!

  Как же следует реагировать взрослому населению на подобную речь молодых людей? Специалисты дают несколько рекомендаций. Самая простая и общедоступная – это, с моей точки зрения,  следующая: правильная литературная речь самих взрослых. В нашем языке более чем достаточно слов и выражений для передачи любых эмоций, оттенков речи, чувств.        Правильно формировать речь ребенка нужно с самого раннего возраста. И здесь нет ничего лучше русских народных сказок. Чтение книг вместе с ребенком – прекрасный способ воспитания ребенка. И поверьте, время, потраченное на это, окупится сполна! Конечно, вряд ли удастся кому-то оградить своего ребенка, например, от телевизора, где сплошь и рядом такое слышишь… Но материнское слово, заложенное в детское сердце, душу оставляет глубокий  след на всю жизнь. Закрепленное в школьные годы учителем, а осознанно и самостоятельно в юношеском возрасте, оно выведет ребенка на правильный путь. И не только в формировании литературной красивой речи, но и вообще в жизни. Ведь не зря в самой главной Книге сказано: «Вначале было Слово».

Кондратенко В.В.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon o_slenge_galatyuk.ppt653.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа» Старооскольский городской округ Белгородской области Работу выполнила: ученица 7 класса Галатюк Марина Руководитель: Кондратенко В.В. Учитель русского языка и литературы г. Старый Оскол О молодежном сленге и жаргоне

Слайд 2

Цель исследования: проанализировать особенности речи молодых людей на современном этапе. Задачи: выяснить взаимосвязь истории общества и истории молодежного сленга; выяснить основные способы формирования молодежного сленга; выделить основные признаки молодежного жаргона.

Слайд 3

Актуальность проблемы заключается в том, что молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка . Почему-то считается, что язык, развивается сам по себе . Сам по себе язык не может развиваться. Однако вклад профессионалов – писателей и поэтов – удивительно мал. А кто же тогда развивает наш язык?

Слайд 4

Самая активная часть нашего общества – это молодежь. Она влияет на многие процессы, в том числе и на те, которые происходят в русском языке. Проследить этот процесс я и попытаюсь в своей работе.

Слайд 5

Методы: анализ и синтез теоретического материала, лингвистические методы: описательный, сопоставительный, сравнительный, наблюдение, обобщение.

Слайд 6

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен. Как все социальные диалекты - это лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве. Поток этой лексики никогда не иссякает полностью.

Слайд 7

На первое место по продуктивности выходят иноязычные заимствования в большей части англоязычные. Но встречаются и заимствования из других языков. Например: чувак - парень (из цыганского языка).

Слайд 8

Аффиксация как средство очень продуктивна: -ух(а) – для образования слов с экспрессией грубости: кличка - кликуха, заказ - заказуха, показ - показуха, спокойствие – спокуха и т.д. Основа иноязычного слова подвергается усечению: презентация - презентуха, стипендия - стипуха. убийство - мокруха, бытовое преступление - бытовуха.

Слайд 9

Своеобразен суффикс –он: выпивать - выпивон, закусить - закусон, закидывать - закидон. Производство имен лиц: - л(а) производит от глагольных основ грубовато - уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать - обманщик); -щик, -ник, -ач активны в разных сферах языка: халява - халявщик, тусоваться - тусовщик, стучать - стукач; -ак активен в производстве существительных по действию или признаку: наглость - нагляк, депрессия - депресняк, проходняк (проходной балл в вузе) и т.п.

Слайд 10

Словообразование глаголов менее богато. Активны производные с –ну, -ану: тормоз ну ть, лопух ну ться, лома ну ться…

Слайд 11

Но основную роль играют приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи: с - со значением удаления: слинять, свалить (уйти); от - отвалить, откатиться, отгрести (лит. отойти); от мыть (грязные деньги), от мазать (ся) (откупиться), от мотать (отбыть срок).

Слайд 12

Обезьянник - помещение в милиции для задержанных; голяк - полное отсутствие чего - либо, гасить - бить, улетать - чувствовать себя превосходно. Часто присутствует юмористическая трактовка означаемого: лохматый - лысый, баскетболист - человек маленького роста, мерседес - велосипед. Метафоры Кучерявый Мерседес

Слайд 13

В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон гимназистов, семинаристов). Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей.

Слайд 14

Молодые люди говорят: вместо хорошо – клёво, классно, прикол! Вместо «Вот незадача!» - «Ну и облом!». Это слишком сложно! - Не грузи меня! Восхитительно! - Я тащусь. . .

Слайд 15

Молодежный жаргон подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он - результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой ». Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

Слайд 16

Игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, - это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, лимон вместо миллион, емеля вместо e-mail (от английского слова электронная почта). Итак, шутка, игра - это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться с этим.

Слайд 17

Заметна такая черта молодежного жаргона, как ограниченность тематики. Выделяется около десятка семантических классов наименований, внутри которых много синонимов. Это названия лиц (чувак, лоб, мелкие, кони), частей тела (фонари, рубильник, клешни), одежды и обуви (шузы, свингера, прикид), денег (баксы, бабки, кусок, лимон), положительные оценки (круто, клево, отпад,), названия некоторых действий и состояний (вырубиться, приколоться, тащиться) и др.

Слайд 18

С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизацией рухнуло не только советское государство, но советская мораль, советская семья – идеологическая ячейка общества. Если в советские годы молодежному сленгу была противопоставлена советская мораль, то теперь ничего такого нет.

Слайд 19

: Любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Вывод:

Слайд 20

Главное, что происходит, - это освобождение языка от пут морали. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто–нибудь может понять последствия этой свободы?

Слайд 21

Конец Спасибо за внимание! С вами была Галатюк Марина


 

Комментарии

Малинина Нина Владимировна

Хорошая работа. Удачи!