Воспитание человека XXI века

Рябова Татьяна Васильевна

 

 

Тема: «MOЙ В3ГЛЯД НАВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКАXXIВЕКА»

Мир стоит на пороге нового тысячелетия. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Все в новом веке будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека XXIвека. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя зависит, кто завтра возглавит го­сударство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на ее истин­ное место в обществе.

В начале XXвека Л.Н. Толстой произнес пророческие слова: «Цивилизация шла, шла и зашла в тупик».

Сегодня мы можем наблюдать многие симптомы этого кризиса, и одна из сторон его кризис во взаимоотношениях поколений. Дети и под­ростки очень остро чувствуют фальшь нашей жизни и реагируют на это ожесточением, неверием и недоверием взрослым, погружением в сурро­гат культуры (металлисты, рокеры, панки, развивается наркомания, дет­ская преступность).

В развитых зарубежных странах школа постепенно становится рас­садником и местом массового совершения преступлений: расстрелы свер­стников, изнасилования одноклассниц, торговля наркотиками, избиение младших и вымогание денег у них.

Постепенно некоторые проявления этих негативных явлений начинают появляться и унас. Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным» поколением? Можно ли сделать школу островком нравственности, доброты, любви, порядочности в том неспокойном мире, который окружает нас?

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хоро­шо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настоль­ко, что он станет, интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ре­бенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создания такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребен

 

ка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциаль­ных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на

 

 

мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Так как ценности в класс, я считаю, привносит именно учитель, то наиболее важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и учителя:

♦        образованность;

•:•  целеустремленность;

♦     демократичность;

♦     интеллигентность;

♦     воспитанность;

♦     законопослушность;

•:•  творческая направленность.

Каждый раз, думая о проблемах воспитания, вспоминаю классиков педагогики. Сухомлинский писал: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке, прежде всего хорошее».

Трудный ребенок? Непослушный? Неподдающийся? Вот единственный способ исправить его: надо увидеть его хорошим и дождаться, пока он сам не станет стремиться к хорошему. Тогда он реально изме­нится к лучшему.

. На классных часах, уроках я, прежде всего, стараюсь решить проблемы нравственного воспитания подростков. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе - вот те качества, которые я стараюсь воспитать у своих детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я как педагог все­гда ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубин

Формы творческой деятельности моих учеников различны: это и участие в литературных вечерах, викторинах, олимпиадах, конкурсах  в издании школьной газеты.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьников.

Еще с 5-го класса я поняла, что родители моих учеников - первые помощникиклассного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направлениям- повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогаете мне». Сообща находим решениев трудных ситуациях по воспитанию детей.На одном из родительских собраний я предложила родителям написать рассказ об их ребенке (описать какой-нибудь случай, где их сын или дочь проявили самые прекрасные человеческие качества). Результатом стала серия классных часов «Загадки моего Я».

Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья)

Четверг - день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках следятза обстановкой в классе, на уроках, переменах, видят ребенка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.

Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

По примеру Совета школы мы создали совет класса, куда вошли и родители, и дети. На этих встречах мы обсуждаем различные проблемы воспитания, ищем пути решения сложных педагогических ситуаций, обдумываем подходы воздействия на трудных подростков. Немало школьников нам удалось удержать от неверных шагов и роковых ошибок, от отчуждения с родителями. Наш опыт показал, что был прав великий гуманист Ян Амос Коменский, который писал:

«Скажут: тем не менее, есть тупейшие головы, в которые ничего нельзя вложить. Отвечаю: едва ли есть настолько загрязненное зеркало, чтобы оно все-таки как-нибудь не воспринимало изображения; едва ли есть столь шероховатая доска, чтобы на ней все-таки чего-нибудь и как-нибудь нельзя было написать.

Однако если попадается зеркало, загрязненное пылью или пятнами, его предварительно нужно вытереть, а шероховатую доску нужно выстрогать; после этого они будут годны для употребления. Равным образом следует поступать и в деле воспитания юношества».

Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской орга низацией «».

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, решительно требуют постоянного внесения коррективов первоначально созданную модель.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствуем обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально] психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог - ученик», «Ученик - родитель», «Педагог - родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

♦     уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;

♦     в классе преобладает атмосфера доброжелательности;

♦     большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно высказывать свое мнение;

♦     шестиклассники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.