Применение новых информационных технологий на уроках истории и обществознания.

Никифорова Анжелика Сергеевна

 

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования вычислительной техники.

Тем не менее, проблема эффективного использования ПК в процессе преподавания остается чрезвычайно острой. За редким исключением машины используются для проведения уроков ИВТ и ИКТ.

С предметами гуманитарного цикла ситуация обстоит сложнее. В силу всего вышесказанного встает вопрос – а для чего ПК может пригодиться гуманитарию на уроке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №15

«Применение новых информационных технологий

 на уроках

 истории и обществознания»

Отчёт по самообразованию

Отчёт выполнила:

Никифорова Анжелика Сергеевна

учитель истории и обществознания,

 МОУ СОШ №15с. Хамышки,

 Майкопского района, РА

2011 год

План отчёта:

1. Обоснование актуальности темы.

2. Использование мультимедийных технологий (создание презентаций).

3. Подготовка презентаций.

4.  Преимущества применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных наук.

1.Обоснование актуальности темы.

   В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования вычислительной техники.

  Тем не менее, проблема эффективного использования ПК в процессе преподавания остается чрезвычайно острой. За редким исключением машины используются для проведения уроков ИВТ и ИКТ. Случаи регулярного применения ПК в преподавании общеобразовательных дисциплин крайне редки и связаны в основном с математикой и физикой, то есть теми науками, которые легче всего поддаются компьютерному моделированию. Кроме того, программисты имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку по математике, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ.  

  С предметами гуманитарного цикла ситуация обстоит сложнее. Программного обеспечения (ПО) пригодного для систематического использования в процессе обучения нет. С точки зрения автора данной работы такое положение объясняется целым рядом причин. Одной из причин является то, что большинство учителей, сталкиваясь с ПК, после первых восторгов, достаточно быстро охладевают к вычислительной технике и начинают рассуждать по принципу: «Зачем мне это надо? 20 лет работаю без компьютера и еще столько же проработаю!» Подобную позицию принято объяснять косностью и консерватизмом учительского корпуса. На самом деле проблема кроется в области психологии. Сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без помощи преподавателя ОИВТ он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно, не позволят моментально решить проблемы которые могут неожиданно возникнуть.

  В силу всего вышесказанного встает вопрос – а для чего ПК может пригодиться гуманитарию на уроке? Ответ оказывается банально простым - если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как заменителя преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучения (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти ПО, которое бы отвечало потребностям учителя.

В результате работы с ПО различного типа, я сформулировала для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

1.Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

2.Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

3.Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.)  

В итоге, как оказалось, этим требованиям обладает не готовый продукт, а любая программа создания презентаций.

В своей практической работе я остановилась на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объяснялся прежде всего распространенностью данного пакета и его унифицированностью- любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Т. о., актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс сегодня не подвергается сомнению. Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных школьных предметов, в том числе истории и обществознания стало необходимостью. Наше время требует от педагога высокого профессионализма, оперативности в использовании новых знаний, новых технологий. Повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий на уроках означает сегодня постоянный поиск новых форм обучения, педагогических новаций.

2. Использование мультимедийных технологий

Каждый учитель мечтает о том, чтобы все ученики прочно усваивали материал, тянулись к новым знаниям, словно цветок к солнцу, смогли раскрыть свой творческий потенциал. И это задача не из легких, ведь главное в процессе обучения – вызвать у ребят интерес, зажечь неугасимое стремление к познанию. И на помощь мне, учителю истории и обществознания, приходят информационные технологии. Необходимость их внедрения в учебный процесс не вызывает сомнений.

В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален. На уроках истории при использовании этих технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в сознании обучающихся легче и чётче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории человеческого общества. Это, в свою очередь, способствует повышению интереса к учёбе, лучшему запоминанию изучаемого материала, даёт возможность для углубленного изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.

В современных условиях одной из главнейших задач образования является не только получение учащимися определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. В этой связи возрастает роль учителя в плане раскрытия возможностей компьютера при изучении истории.

  Главным фактором эффективного использования компьютерной техники является наличие педагогических программных средств для изучения исторических дисциплин. Однако их пока недостаточно, и качество их зачастую не самое лучшее. Жизнь подсказывает, что надо иметь свои собственные разработки медиауроков.

Что мы называем медиауроком? Урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой (УКП). При использовании мультимедийных средств можно повысить эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала. Появляется возможность моделировать различные исторические объекты и события, обрабатывать на компьютере учебную информацию, например, составление исторических таблиц и графиков. Появляется возможность привлекать учащихся к самостоятельной работе с компьютерной техникой для решения поставленных задач, развивать их познавательную творческую активность на уроке и во внеурочное время. Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).

В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

Приоритетной целью медиауроков истории и обществознания  является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде.

3. Подготовка презентаций.

Подготовка презентаций — серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащимися.

Power Point позволяет любому преподавателю владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.

  Мой опыт показывает, что на подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Презентации составляются в программе Power Point. Они позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также при внеклассной работе для подготовки домашнего задания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ с помощью проектора.

Например, при изучении темы «Общественно-политическое устройство России в XVII в.» можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти («Большой наряд»). При изучении темы «Отечественная война 1812 г.» — можно использовать анимационную карту продвижения французских войск, изучая тему «Внешняя политика России во второй половине XVIII в.» — анимационную карту «Расширение территории России при Екатерине II».

  Учитель истории использует и такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нём текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться этим материалом для выступления на уроке.

  Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, выступления ребят превращаются в яркие и запоминающиеся презентации. При этом учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры.

Программа Power Point даёт возможность показывать на большом экране карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Формы педагогических информационных технологий:

1. Мультимедийная лекция.

2. Использование программных продуктов, предназначенных для урока истории.

3. Лабораторно-практическое занятие.

4. Проектная работа.

5. Опрос и контроль знаний.

6. Самостоятельная домашняя работа с пособиями или интернетматериалами.

4. Последствия применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Систематическое  использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий:

1.Повышение уровня использования наглядности на уроке,

2.Повышение производительности урока.

3.Установление межпредметных связей с ОИ и ВТ,

4.Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

5.Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

6.Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

7.Изменяется, особенно у 6 - 7-классников, отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.