Работа школы с одаренными детьми

Просвирова Галина Васильевна

Каких детей можно отнести к группе одаренных?  Как выделить категории одаренных детей? Как строить работу... - на эти и другие вопросы  найти ответы Вам поможет статья

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_s_odarennymi.zip11.25 КБ

Предварительный просмотр:

1.Работа школы с одарёнными детьми.

Такие особенности учащихся  школы, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одарёнными . В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее»  определение одарённых детей.

К группе одарённых детей могут быть отнесены школьники, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую,  активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывает радость от умственного труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина  и нетрадиционность   мышления, однако по целому ряду  причин на определённом этапе  могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три категории одарённых детей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются  в дошкольном и младшем школьном возрасте);
  2. дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки( такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
  3. учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий  для оптимального развития одарённых детей, включая детей,  чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьёзная надежда на дальнейший  качественный скачок в развитии их  способностей, является одним из главных направлений работы школы.

В работе с этой категорией школа должна руководствоваться  следующими принципами:

  • принцип индивидуализации обучения(высшим уровнем  реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённого учащегося);
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

2. Цели и задачи работы с одарёнными детьми.

Целями работы учителей школы с одарёнными детьми являются:

  • выявление одарённых детей;
  • создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Знакомство учителей с научными данными о психологически особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми, через:
  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде    литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно- методическую работу по данному направлению( с последующим обсуждением и обменом опытом).

  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:
  • обсуждения критериев , позволяющих судить о наличии одарённости;
  • знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
  • периодического сбора сведений  среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одарённых учеников в их классах.

  1. Подбор  материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости, в единстве с такими  видами деятельности, как:
  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребёнку проявить свои способности.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Отбор  среди различных систем обучения тех методов, форм, и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение  этих методов, форм и приёмов.

3. Стратегия работы с одарёнными детьми в школе.

Успешность работы с одарёнными учащимися в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся.

Отличительным критерием одарённости  ребёнка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе  умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-ой уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й, высший уровень – целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом , зачаточном состоянии.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие цели и задачи воспитательно – образовательной работы с одарёнными детьми:

ЦЕЛИ:

  1. Развитие общих способностей ребёнка как основы всех специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одарённости»), так как можно развить природные задатки способностей в определённый благоприятный возрастной период;
  2. Развитие интеллекта ребёнка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.д.)
  2. Воспитание навыков общения, так как умение учиться – это прежде всего способность включаться и инициировать учебное сотрудничество.
  3. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника.
  4. Методы и формы работы с одарёнными учащимися школы.

Методы и формы работы с одарёнными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Могут использоваться в частности, тематические и проблемные мини – курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые игры, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме творческих зачётов.

Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными детьми, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся  должны обучаться в классах вместе с другими. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной  адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся  для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Прежде всего методы и формы работы могут быть  разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны  отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы  и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках  семинарской формы работы, в различных практикумах.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение учащихся к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы.

План работы

 с одаренными детьми

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственный

Примечание

I.

Выявление одаренных детей.

сентябрь

учителя-предметники;

классные руководители

II.

Работа с одаренными детьми

2.1.

Вовлечение  в работу кружков, спортивных секций / школа, ЦДТ, ДЮСШ, ДК/

сентябрь

руководители кружков, секций

2.2.

Проведение уроков в нетрадиционной форме:

- интегрированные уроки;

- деловая игра;

- круглый стол;

- урок-конференция;

- урок-дискуссия.

согласно тематическому планированию учителей

учителя - предметники

2.3.

Подготовка к школьным, районным, зональным олимпиадам

в течение года

учителя - предметники

2.4.

Проведение предметных недель

согласно воспитательному плану школы

учителя - предметники

2.5.

Проведение школьных конкурсов:

а) на лучший рисунок:

- «Золотая осень»;

- «Наш хутор в военные годы»;

- «Защитникам Сталинграда»;

- «Берегите природу родного края»;

- «День космонавтики»;

б) на лучшего чтеца:

- «Родная природа»;

- «Им посвящается»;

в) на лучшее сочинение 

«Герои- земляки»;

г) на лучшего прыгуна;

д)  новогодних газет;

е) строя и песни

октябрь

ноябрь

февраль

апрель

апрель

ноябрь

май

ноябрь

апрель

декабрь

февраль

зам. директора  вожатая, учитель ИЗО

зам. директора  вожатая, учителя литературы

учителя 3 – 4 классов

учитель физической культуры

классные руководители

руководитель ОБЖ

2.6.

Организация выставок:

- «Рукодельница»;

- «Мастерок»;

- «Поделки из бросового материала»;

- «Дебют юных поэтов, писателей, художников»;

- «Мир наших увлечений».

октябрь, март февраль

апрель

апрель

январь

Манойлина Н. И.

Кожокарь М. В.

классные руководители

5-8 классов

Кондратьева Т. М.

Родина Е. В.

2.7.

Проведение Дня Науки и Творчества

февраль

зам. директора  вожатая, методсовет

2.8.

Проведение вечеров:

- «Науки юношей питают»/5-8 кл./;

- «Умники и умницы» /9 – 11 кл./;

-«Брейн-ринг» /6-7 кл/;

- «Творческий капустник»  /5-11 кл./

январь

март

март

апрель

Родина Е. В.

учителя литературы

библиотекарь

руководители

кружков

2.9.

Проведение заседания методического совета

январь

Просвирова Г. В.

III.

Подведение итогов. Отчет.