Письмо лингвиста об Олимпиадах

Колганова Любовь Валентиновна

На сайте «gramma.ru» вышла статья о Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку.

http://www.gramma.ru/KOL/?id=1.65  ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЛИНГВИСТА

о Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку
(Москва, окружной этап, 11 класс, 10.12.2011)

Больная тема, поскольку у нас было вот такое:

8 класс.

(Из текста)

Задание:расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки (до 10 баллов).

Гиган…ские кроны д…ревьев  позволяют рас…мореть только клочья з…ри. 

В течении… вечера изредк… раздаст…ся клич… какой(то) птицы. Так проходили вечера а дни я посв…щал усадьб… которая была (по)истн…е пр…красна.

В тексте необходимо раскрыть скобки и вставить буквы более чем в 50 случаях. Проверяющие должны дополнительно просчитать цену каждой орфограммы.

Описки и опечатки – полбеды. Пришлось сказать детям, выдержав их иронично-снисходительные улыбки,  что они грамотные и разберутся.

Но как быть с некорректными формулировками заданий, несоответствием заданий и ответов, отсутствием критериев и их размытости  по оцениванию творческой части олимпиадных заданий?

9 класс.

Задание 2. 

Какие древние названия букв славянской азбуки встречаются в приведённом ниже тексте? Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают? (по 0,5 балла за их современное значение, 2 балла за слова с буквами ЕРЫ и ЯТЬ) (УЖЕ всё сказано и названо! Для чего задание?)

Еръ да еры упали с горы,

Ерь да ять – некому поднять.

На мой взгляд, бессмысленнее задания, его формулировки и условий оценивания быть не может.

В ответах для экспертов читаем:

Ъ – ер (твёрдый знак), Ь – ерь (мягкий знак), ЪI– еры (Ы), □ – ять (отсутствует).

Ни разу не видела, чтобы «ять» изображался квадратиком. К тому же в задании просят написать буквы, а в критериях оценивания про это уже забыли.

Задание 10.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каков человек, такова и его речь» (Сократ). (до 10 баллов).

Для проверяющих:

При проверке письменных ответов (без сочинения) учитывается грамотность. При наличии грубых ошибок снижаются баллы: за орфографическую ошибку – 0,3 балла; за пунктуационную ошибку – 0,2 балла.