Мониторинг качества профессионализма учителя по уровню профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства
Результаты мониторинга- основа для конструирования целей и определения форм работы учителя, планирования и коррекции планов по самообразованию; а также основа для оценки качества ВШК и других видов управленческой деятельности.
Цель: обеспечение оптимальных условий для реализации учителем всех своих профессиональных компетенций и обеспечения комфортности его деятельности.
Для эффективного управления ОУ руководителям различного уровня необходимо знать, что является критериями ее успешности или наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль.
Эффективность работы учителя может определяться на основе рейтинговых карт, анализ которых позволяет говорить о динамике и продуктивности работы учителя и кафедры (МО).
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верны наши управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия или же утвердиться в их правильности.
Минимальный объем и структура мониторинга:
Уровень профессиональной компетентности учителя и обеспечение комфортности его деятельности.
Направления мониторинга |
Возможные формы проведения |
Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя |
Собеседование, анализ уроков, анкетирование |
Изучение психологического состояния учителя, его отношения к работе |
Наблюдения, анкетирование, беседы |
Оценка учителем результатов своего труда, удовлетворенность своими результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни школы |
Анкетирование, наблюдения, беседы |
В своей деятельности администрация нашей школы использует диагностический инструментарий (методики, анкеты, тесты), ориентированные на составление «досье успехов», диагностики успешности учителя. При использовании данного подхода труд учителя оценивается на основе того, что думает, представляет и сообщает учитель о себе сам и сравнивается с объективными показателями. Это имеет принципиальное значение, поскольку сегодня, во-первых, наступило время, когда при оценке любого учителя необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку; во-вторых, главная задача мониторинга успешности состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать: успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.
Учитель, который стремится к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет « отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.
«Учителя не загонишь в формулу «знания-умения-навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе» (В.М. Лизинский). С другой стороны руководитель школы должен иметь диагностический инструментарий, с помощью которого можно получать информацию для анализа и способствовать определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я – концепции и психологической защищенности учителя.
Следует отметить, что продуктивность данной работы по диагностике успешности учителя зависит от взаимоотношений руководителей школы с учителями, когда в их основу заложены принципы: понимать, изучать, помогать. И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Используемые методики:
1.Определение уровня развития педагогической деятельности.
Методика содержит 8 показателей:
1,2,3,4 – относятся к практической деятельности учителя,
5,6,7,8 – отражают аналитическую деятельность педагога.
Каждый показатель состоит из двух частей: содержательной и оценочной.
Итоги можно свести в таблицу:
Показатели |
Средний балл |
Кто оценивал | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
10 |
8 |
9 |
10 |
8 |
9 |
7 |
8 |
8,6 |
Самооценка |
7 |
7 |
9 |
10 |
9 |
9 |
6 |
9 |
8,2 |
Администр. |
6 |
7 |
9 |
10 |
8 |
9 |
6 |
9 |
8 |
Руков. МО |
7 |
8 |
9 |
10 |
7 |
9 |
6 |
8 |
8,2 |
Коллеги |
Выводы, которые может сделать учитель на основе данной таблицы: соотнести самооценку с оценками других, увидеть тенденцию к ее занижению или завышению; определить направления в своей деятельности, по которым дается согласованная высокая оценка, и описать результаты этой работы, пути их достижения (п.4); увидеть результаты деятельности, которые требуют особого внимания и внедрения корректив (п.7); зафиксировать все расхождения в оценке деятельности со стороны с самооценкой и попытаться определить причину различий с тем, чтобы в дальнейшем устранить эти причины (п. 1).
Показатели:
- Оценка преподавательской деятельности учителя по стимулированию познавательной самостоятельности учащихся.
- Владение организационными формами диагностической работы с учащимися.
- Оценка внеурочной организационно- воспитательной работы учителя
- Реализация учителем индивидуальных программ обучения
- Оценка умений учителя планировать свою деятельность, прогнозировать результаты своей работы
- Профессиональная компетентность педагога
Качественная характеристика |
Баллы |
А.Учитель ориентируется на новые ценности образования, знает концепции новых школ, альтернативных систем обучения и воспитания; может изложить новые подходы к построению содержания образования. Б. Знает психолого - педагогические основы развивающего обучения. В. Знает сущность, принципы и концептуальные подходы дифференциации и интеграции обучения. Г. Владеет базой знаний по возрастной и педагогической психологии: психология закономерностей различных возрастных периодов учащихся, коллектива и методов их диагностики; формы и методы педагогического взаимодействия; принципы организации самоанализа.
|
9-10
5-8
3-4
1-2 |
7.Творческое отношение к преподаванию
8.Оценка работы учителя над повышением своего профессионального уровня.