Традиции или инновации

Казакова Татьяна Николаевна

Традиции или инновации – что важнее для нашей школы?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре…

 

Много воды утекло с той поры, когда были сказаны поэтом Михаилом Матусовским  эти простые, из душевной глубины пришедшие слова. Несмотря на время, строки не потускнели, не затёрлись временем, напротив, обрели в наши дни для миллионов россиян спасительный смысл, стали мерой истинных ценностей в мире хаоса и разрушений, лжи и цинизма власти…

Да, бездна, о которой  модничая, рассуждали «демократические» витии десятилетие назад, развёрзлась в стране всерьёз и надолго, поглотило немало человеческих душ, вселила смятение и уныние в другие. Опасно и то, что чёрная зияющая пустота этой бездны вновь пролегла между поколениями отцов и детей. Самая короткая из известных нам молитв гласит: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И скрепляется словом Творца “Аминь”. Да проститься мне упоминание здесь Святой Троицы, но, как отражение на мир человеческий того, что задумано и скреплено воедино Творцом, единение отцов и детей в реальном мире тоже скрепляется Духом. И если нет между поколениями духовного единения, то сын идёт против отца, а брат — на брата. Несчастья России в последнее столетие отмечены именно поражением духовных связей между поколениями, а победы — их восстановлением. И если есть сегодня у большинства из нас надежда на лучший исход, то она вырастает из уверенности, что и в ненастные для нашего Отечества дни истинные ценности старших поколений продолжают передаваться от матерей и отцов к детям, от учителей к ученикам. И если мы спросим себя, с кого начинается Родина, то непременно ответим: С Учителя. Да, пока я как российский учитель, каждый день вхожу в свой класс с сознанием этой задачи, духовная связь между поколениями не прервётся. Делая вывод из сказанного, и отвечая одной фразой, это значит что, одно другому не мешает, если всё в меру.

     Но в настоящий момент, акцент в государственной политике сделан на  кардинальном решении  проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышения профессионализма современного педагога. Очевидно, что это невозможно  без углубления и расширения фронта научных разработок. Здесь важно, чтобы результаты исследовательской деятельности становились научным основанием для грамотно выстроенных и реализуемых образовательных проектов, а результаты проектных разработок оказывались источником новых научных идей и новых направлений исследования. В этом я  вижу подлинный смысл, суть и строй  современной практико-ориентированной  науки, науки, которая никогда не забывает своих традиций, ведь они и только они составляют основу всей современной науки.

Как же устроено сегодня образование и в чём может состоять его инновационное развитие?

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе, я считаю, исключительны и уникальны; сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть – единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение новых базовых  ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикальных изменений в политике, социальных представлений, идеалов именно образование, и прежде всего – инновационное,  позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании новые ориентиры развития, т.е. решить проблему по существу.

С самой общей точки зрения образование – это естественное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. Образование всегда ориентировано на личность, её духовное становление и развитие базовых способностей, и на общество, его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям. Рассуждая так, становится ясно, что образование не есть нечто однообразное определённое. Поэтому в современной ситуации начинается складываться новый образ российского образования. На пустом месте создать ничего не возможно, и поэтому я считаю, что надо отталкиваться от традиций, которые прижились в обществе, в сфере образования, и являются ценностями для него. Я думаю можно сегодня выделить три  наиболее важные особенности: образование – это самостоятельная форма общественной практики, особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные  сферы которая, обеспечивает и целостность общества и является мощным ресурсом его исторического развития; образование – это универсальный способ передачи культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследия, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм ценностей общей жизни во времени; образование – это  всеобщая  культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека – способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Главный смысл заключается в том, что развитие – это ценностная основа и принцип существования образования, образования инновационного.

Инновационное образование в первую очередь должно вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность  общественной жизни, это всё хорошо осуществимо через соблюдение жизнеспособных традиций. Новый образ образования, конечно, требует пересмотра устоявшихся представлений, так как это не социальный тренинг для человека, а это путь становления целостного человека.

Становление и развитие инновационных методик обнаружило, что в традиционной педагогике отсутствует не только «язык понимания»,  а соответственно – и «язык объяснения» инновационных педагогических явлений.  Одной из главных причин этого является – разрыв между образовательными знаниями и базовыми процессами современного образования. Это рассогласование наверно должно решить инновационное образование.

Сегодня необходимы исследования, направленные не на открытия новых истин в теоретической педагогике, а на улучшение практического положения дел, т.е. развитие практико-ориентированной науки. Она предлагает синтез многих знаний и ценностей, требует научных и жизненно-практических духовных, политических, этических, эстетических.  Все эти исследования должны осуществляться системно, осознанно и целеустремлённо, в таких ситуациях,  в которых возможно подлинно личностное самоопределение молодого человека. всё это нужно делать для того, чтобы не оказаться в ловушке жизненного противоречия: свобода изобретательства всяких реформ и их разрушительное действие. на пути этого. должна стать разумная инновационная деятельность. в которой грамотно осуществляется педагогическое новаторство и которая уже имеет исторические прецеденты, исторические традиции. Установление такой деятельности позволяет выстроить систему педагогических инноваций, нормально обучать этой деятельности и ввести её в структуру педагогического профессионализма.

Такой формой инновационной деятельности в образовании является проектирование, которое нельзя свести ни к инновациям, ни к нововведениям, так как  культура проектирования имеет давнюю традицию. Так как к этой культуре относится и «космический проект», и даже «социально-педагогический проект» Макаренко, который так и не получил должной оценки в теоретической педагогике и до сих пор по настоящему не проанализирован, но мне кажется, что сегодня проект Макаренко, опять чрезвычайно актуален.

Инновации в образовании имеют исключительное  значение,  как на теоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практики. Для построения системы развивающего образования усиливается поиск  нового содержания образования  и принципиально нового педагогического профессионализма, но  хорошо хранимые традиции только помогут решить проблему качественнее.

В заключении хочу спросить себя: есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития?

 В науке сегодня это – реализация проектно-исследовательской деятельности, прежде всего –это гуманитарное основание становления и развития человека в пространстве образования. В системе профессионального образования – это формирование психологической грамотности и культуры педагогического труда, освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов. В области образовательной политики – ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования России.