Моя творческая лаборатория

Мухамеджанова Зульфия Гумаровна
Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, т.е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В своей практике мною используются следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, дидактические технологии, здоровье сберегающие технологии и проектные технологии. Для того, чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству особую значимость имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать учащемуся инициативу в своей познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория учителя технологии МОУ СОШ СП Тамбовское Мухамеджановой Зульфии Гумаровны

Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, т.е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

   В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В своей практике мною используются следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, дидактические технологии, здоровье сберегающие технологии и проектные технологии.

Для того, чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству особую значимость имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать учащемуся инициативу в своей познавательной деятельности.

      Проектный метод входит в жизнь как требование времени своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов-один из интерактивных методов современного обучения. Практика использования метода проектов показывает что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

         Главный тезис современного понимания метода проектов- «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».

        Основная цель проектной технологии – это формирование у учащихся системы интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенные в конечные потребительские предметы и услуги.

    Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. способствовать формированию у школьников креативного мышления;
  2. создавать условия самостоятельного выбора разрешения проблемных ситуаций;
  3. способствовать формированию у школьников социальной позиции полноправных и ответственных хозяев жизни;
  4. помогать школьникам в будущем адаптироваться к жестким                               требованиям, предъявляемым рыночной экономикой   

   Имея  опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

  1. повышение мотивации учащихся в учебе;
  2. получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  3. повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
  4. предоставление каждому возможностей самореализации;
  5. развитие творческих способностей;
  6. развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  7. получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

 ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ - специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата.

Этапы работы над проектом.

I. ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

•          Для чего создается данный проект;

•         Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

•          Кто будет создавать проект,?            

II ЭТАП РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ И ЗАДАНИЯ

       На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участни ков проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлени ем технического задания.

III ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

        На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач

IV ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

      На данном этапе осуществляется просмотр - версии создаваемой проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация.

V ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ - ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

       На этом этапе производится защита  проектной   работы участниками проекта

      Проект как способ организации образовательного процесса характеризует следующие особенности:

-  взаимодействие педагогов и детей между собой и с окружающей средой;

-  поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;

-  возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;

-  логическая завершенность проекта в целом и различных его частей;

- предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению;

-  наличие конкретного практического результата для каждого этапа.

 Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи, создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов, подготовленности. В процессе проектирования образуются благоприятные субъективные отношения внутри групп и между группами учащихся, создаются условия для формирования ключевых компетенций учащихся и приобретения ими социального опыта. В ходе работы над проектом развиваются умения ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление. Развитие  самостоятельности осуществляется поэтапно: на уроке, и в творческом объединении. На уроке учащиеся выполняют проекты, охватывающие все разделы программы. Это позволяет совершенствовать познавательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств. Проекты, создаваемые на занятиях в клубе «Рукодельница», отличаются от урочных большей содержательностью и сложностью. Особого внимания заслуживают комплексные проекты, где реализуются межпредметные связи, куда включены более сложные и нетрадиционные технологии.

     Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по моей рекомендации. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного творческого коллектива. При выборе темы учитываются потребности школы, семьи, общества. Например,  пятиклассниками были выполнены такие проекты: « Подарок бабушке», « Игрушка для маленького друга», « Завтрак для семьи», « Мозаика из ткани». Первое представление об исследовательской деятельности, первые шаги в создании изделий, необходимых людям, позволяют преодолеть скованность и страх ребенка перед самим собой, своим «не могу».

      В 6-7 классах тематика проектов расширяется. Предлагаю проекты, связанные с информационными технологиями, экономикой домашнего хозяйства, экологией: « Компьютер – помощник», « Вторая жизнь упаковки», «Лекарства с грядки». На данном этапе все более развиваются умения учащихся работать в команде своих сверстников, рассуждать и вести диалог, нести ответственность за свое решение.

      В 8-9 классах особое внимание уделяю проектам по профессиональному самоопределению, например «Моя будущая профессия».

      Учащиеся 10-11 классов выполняют проекты с большей межпредметной связью, чем другие классы. Они являются членами клуба «Рукодельница», поэтому этот факт накладывает свой отпечаток, на выполняемые ими проекты. Наряду с основами дизайна проектирования изделий, школьники знакомятся с образно – художественным языком искусства, понятиями формы и цвета, изучают творчество художников, стилистов.

      Ребята выполняют изделия из природного материала, рыбьей кости, стекла, бисера, проволоки. Творческие проекты, беседы с детьми позволяют узнать их внутренний мир и строить свою деятельность с учениками далее.

      Членами клуба выполняются такие проекты как: «Букет фантазии» (из рыбьей кости), панно «Сирень» (из шишек туи), «Ромашка» (филейное вязание), «Кораблик»(битое стекло), «Рекламный щит»(битое стекло), «Пляжная сумка»(ткань) «Красная ваза» (папье-маше), «Русалка»(напыленная ткань), «Деловой костюм»(ткань).

    Процесс творения способствует развитию чувственного восприятия жизни, самовыражению, проявлению самостоятельности в своих суждениях, взглядах на окружающую действительность.

    Лучшие из проектов рекомендуются для выставок, конкурсов, представления на олимпиады. Многие из них украшают кабинеты школы, являются сувенирами, подарками, т.е. имеют социально – полезную значимость.

                 Внедрение ИКТ существенно повышает мотивацию учеников, особенно с использованием метода проектов, так как повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, предполагающих защиту проекта с применением электронной презентации, созданной учеником. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполняться группой учащихся.

                    Целенаправленное использование ИКТ, личностно-ориентированных технологий, проектных технологий сказывается на результативности моей работы по подготовке к районным и республиканским олимпиадам в сторону положительной динамики. Учащиеся, занимающиеся разработкой ученических творческих и исследовательских проектов, становятся победителями и призерами районных и республиканских олимпиад. В 2007-2008 учебном году Кунтишев Рамазан заняв второе место среди учащихся 10 классов на районном этапе стал призером республиканской олимпиады, заняв четвертое место, он представлял проект рекламный щит «Ремонт часов». В 2009-2010 учебном году Дзагаштова Алина(11класс) и Шомахова Алина(10 класс), стали победителями районной олимпиады по технологии и  призерами республиканской олимпиады,  заняв третье и четвертое место соответственно, представив творческие проекты «Букет фантазии», «Ромашка».

    Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Я считаю, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.