Приёмы самостоятельной работы с лингвистическим текстом

Подобашина Марина Николаевна

 

Приемы самостоятельной работы с лингвистическим тестом

На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником, умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею.

В обучении самостоятельному приобретению знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

1)                 понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи);

2)                 самостоятельная постановка вопросов, самопроверка и взаимоконтроль;

3)                 свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание её до полного объема;

4)                 выявление внутрипредметных связей языковых единиц;

5)                 пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.

Выделенные этапы могут стать основой организации индивидуального или дифференцированного обучения. В этом случае каждый из учеников может начать с посильного для него этапа работы с определением или правилом. Но, как показывают исследования психологов, в первоначальной подготовке к самостоятельной работе с текстом учебника нуждаются все учащиеся.

На первых этапах происходит предварительное самостоятельное ознакомление с текстом учебника. Сначала учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на материал учебника; затем – на те же вопросы, предъявляемые в измененной последовательности, - без опоры на учебник; самостоятельно формулируют определения по памяти. Самоконтроль с помощью учебника или взаимоконтроль предшествуют окончательному полному и точному воспроизведению правила по памяти.

Формирование приемов работы с лингвистическим текстом может быть начато с параграфа, посвященного самостоятельным и служебным частям речи. Дети читают определение самостоятельных частей речи, затем анализируют его, отвечая на вопросы учителя:

1.                                                                  Самостоятельные части речи – это… (закончить предложение учащиеся смогут только в том случае, если материал для наблюдения хорошо усвоен.)

2.                                                                  На какие вопросы отвечают слова, обозначающие: а) предметы, б) признаки, в) действия, г) количество?

3.                                                                  Какие части речи ты знаешь?

4.                                                                  Каким членом предложения может быть: а) имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, б) глагол, в) наречие?

5.                                                                  Как ты узнаешь, что имя существительное употреблено в роли: а) подлежащего, б) дополнения, в) обстоятельства?

6.                                                                  Почему эти слова называются самостоятельными частями речи?

7.                                                                  Посмотри материал: почему в одну группу включены имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, а в другую – наречие? Как называются слова первой группы? Второй?

В качестве домашнего задания детям предлагается сформулировать вопросы по тексту учебника. Такая работа обеспечит осознанное и глубокое овладение сложным теоретическим материалом. Учащимся придется создавать вопросы заново: на уроке они искали ответы, извлекали из памяти необходимую лингвистическую информацию; на то, как формулируются такие вопросы, ученики внимания не обращали.

Подобная работа очень важна, ибо основным приемом самостоятельной работы по осмыслению текста является постановка читателем перед собой вопроса и нахождения ответа на него.

Совершенствование приемов самостоятельной работы с текстом продолжается при изучении имени существительного. Ученикам дается задание прочитать параграф об имени существительном как части речи и сформулировать по этому тексту вопросы. После этого классу предлагается серия вопросов; ответы требуется дать на те из них, которые предложены учителем и отсутствуют у детей. Отвечают только те ученики, у которых данный вопрос отсутствует; пятиклассники, правильно сформулировавшие вопрос, становятся помощниками учителя и проверяют правильность ответов товарищей. Это стимулирует общее стремление читать текст учебника внимательно и осмысленно, и готовить максимальное количество собственных вопросов, чтобы не нужно было самому, но была бы возможность контролировать ответы других.

Вот вопросы, предложенные учителем.

1.                                                       Что означает имя существительное?

2.                                                       На какие вопросы отвечает?

3.                                                       Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто? другие – что?

4.                                                       Как ты понимаешь: «Имена существительные о т н о с я т с я  к мужскому роду…»?

5.                                                       Как изменяются имена существительные?

6.                                                       Какая значимая часть слова указывает на изменение слова?

7.                                                       Какие грамматические значения может иметь окончание? Приведи примеры.

8.                                                       Какая форма имени существительного используется в предложении как подлежащее? Приведи примеры.

9.                                                       Какие формы имени существительного выступают в роли дополнения?

10.                                                  Каким (какими) ещё членом предложения может быть имя существительное?

11.                                                  Как отличить дополнение от обстоятельства?

12.                                                  Приведи примеры (составь предложение), когда слово пионер является и не является членом предложения.

Отвечая на предложенные вопросы, школьники обнаруживают внутрипредметные связи (часть речи – член предложения), учатся дополнять учебное определение. Например, если дети четко формулируют ответ на четвертый вопрос, то убеждаются в том, что род для имен существительных оказывается постоянным грамматическим признаком, т.е. имена существительные изменяются по падежам и числам и не изменяются по родам. Эта информация очень важна для изучения имени прилагательного как части речи и понимания сущности перехода имен прилагательных в существительные.  Углубить понимание теоретического материала помогает использование учебных лингвистических задач, решать которые ученики могут самостоятельно или вместе с учителем. Такие задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем учащиеся должны иметь право выбирать любой вариант домашнего задания.

Например, к первому вопросу (о самостоятельных и служебных частей речи)  предлагается следующая задача:

Почему ученик не  понял вопрос учителя?

Неожиданный ответ.

Спр..сил учитель: «В слове паровоз

Где корни? Кто ответит быстро?»

« В нем нет к..рней, но много есть к..лес,

И есть ещё два сменных машиниста».

(Г. Авгарский)

Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить  предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы, разграничивать слова-названия и окружающие предметы.

К первому вопросу об  имени существительном может быть дана такая задача:

Правильно ли ученик ответил на вопрос учителя?

- Иржи, какие предметы у тебя самые любимые? – спросила учительница.

- Мяч… велосипед, мороженое!

На основе этого текста может быть предложена и другая задача, направленная на формирование обобщенных лингвистических умений: «Докажи, что выделенное слово является именем существительным».

Каждый ребенок должен научиться определять место слова в системе языка, и учителю следует постоянно добиваться, чтобы на уроке ученики грамотно приводили необходимые доказательства, например: «Слово животное (кто?) обозначает предмет, в предложении является подлежащим. Вывод: слово животное – имя  существительное. Оно не изменяется по родам, а относится к одному из трех родов (среднему). Поэтому все прилагательные, относящиеся к слову животное, и глагол в форме прошедшего времени также должны быть употреблены в форме среднего рода».

Затем учитель проверяет сформированность умения определять правильность отнесения слов к той или иной части речи на основе выделения системных связей, что обеспечивает преемственность в обучении, позволяет осуществить попутное повторение ранее изученного материала.

Задача 1. Какой частью речи является выделенное слово? Приведи доказательства.

У смелого сильны руки, а у труса – ноги.

Будет ли оно антонимом слову трус? Докажи. Проверь по «Словарю антонимов русского языка» М.Р.Львова.

Задача 2. Докажи, что выделенные слова относятся к разным частям речи (определи значение, грамматические признаки, синтаксическую роль).

Я Водяной, я Водяной.

Никто (не) водится со мной.

Внутри меня вод….

И что с таким вод…?

Задача 3. Докажи, что у имен существительных 2-го склонения мягкий знак на конце основы служит для обозначения мягкости согласного. У каких имен существительных мягкий знак на конце не обозначает мягкость согласного?

Кон, конь; угол, уголь; хор, хорь.

Борщ.., сторож.., шалаш…

Мощ.., молодеж.., мыш…

Далее ученики могут дополнить сведения о синтаксической роли имени существительного (необходимую информацию они сами найдут в разделе «Синтаксис и пунктуация», изученном ранее): в предложении имена существительные бывают подлежащими (в форме им. падежа), дополнением (в форме косвенных падежей), обстоятельством (в форме косвенных падежей, если отвечают на вопросы Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?). Такое уточнение определения опирается на известный детям материал, углубляются и осознаются внутрипредметные связи на уровне частей речи и уровне членов предложения. Такая работа носит творческий характер, развивает умения исследовательского характера.

Свертывание лингвистической информации (до ключевых слов) и развертывание ее (до полного объема) по опорным понятиям, сопоставление ее с текстом учебника мы проводим с помощью таблицы «Признаки самостоятельных частей речи». Все признаки разделены в таблице на две группы: морфологические признаки и синтаксическая роль; внутри каждой группы выделены подгруппы (морфологические признаки: постоянные и непостоянные; синтаксическая роль: главные члены предложения и второстепенные члены предложения). При этом род выступает и как постоянный признак (имя существительное), и как непостоянный (имя прилагательное, местоимение, форма прошедшего времени ед. числа глагола, причастие). Против записанного слова названия части речи в нужной графе дети ставят знак «плюс».

По таблице учащиеся учатся сопоставлять самостоятельные части речи по сходству и различию имеющихся признаков, выделять значимые части слова, связанные с постоянными (суффикс) и непостоянными (окончание) грамматическими признаками. Учитель получает возможность актуализировать внутрипредметные связи и предупредить типичные ошибки учеников.

По таблице могут быть предложены задания для самостоятельной работы.

1.                                                                 Определи по набору признаков самостоятельную часть речи и ее форму, придумай предложение, произведи проверку правильности решения.

Постоянные признаки: склонение, род; непостоянные признаки: число, падеж; синтаксическая роль: подлежащее.

2.                                                                 Используя таблицу, дай определение имени существительного как части речи, проверь по учебнику правильность и точность своей формулировки.

Степень овладения приемами самостоятельной работы с определением учебника может быть проверена при самостоятельной работе с определением имени прилагательного как части речи.

Ученики получают задания (на выбор) для индивидуальной самостоятельной работы.

1.                                                                 Прочитай определение имени прилагательного как части речи. По каким признакам слова относят к этой части речи?

2.                                                                 Прочитай внимательно определение и сформулируй вопросы. Сравни с вопросами, которые предлагает учитель. Приготовь ответы на те из них, которых у тебя нет.

3.                                                                 Определи по набору признаков самостоятельную часть речи и ее форму, составь предложение с одним из слов этой части речи. Проверь правильность своего решения.

Постоянные признаки: склонение; непостоянные признаки: род, число, падеж; синтаксическая роль: определение. Подготовь сообщение об этой части речи

4.                                                                 Укажи по таблице признаки, общие для имен существительных и имен прилагательных. Проверь себя по  учебнику. Приготовь развернутый ответ.

5.                                                                 Определи, чем различаются имена существительные и имена прилагательные. Проверь себя по учебнику. Подготовь сообщение об имени прилагательном как части речи.

6.                                                                 Используя таблицу, сформулируй самостоятельно определение имени прилагательного как части речи, уточни его по учебнику.

При таком способе обучения повышается роль самостоятельной работы учащихся, обеспечивается индивидуальный подход к учащимся (дети сами определяют уровень своей подготовки и выбирают посильное задание), воспитываются внимание, аккуратность в работе, ответственность за принятое решение, выверенность практических действий, постоянный самоконтроль.

При такой организации работы школьники будут рассматривать учебник как источник познавательных задач, учитель сможет поддерживать постоянный интерес к самостоятельной работе с учебной книгой. Обнаружатся резервы в обучении не только русскому языку, но и другим предметам, так как приемы самостоятельной работы с текстом, обеспечивающие его понимание, вырабатываются обобщенные, общеучебные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_samostoyatelnoy_raboty_s_lingvisticheskim_tekstom.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы самостоятельной работы с лингвистическим тестом

На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником, умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею.

В обучении самостоятельному приобретению знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

  1. понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи);
  2. самостоятельная постановка вопросов, самопроверка и взаимоконтроль;
  3. свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание её до полного объема;
  4. выявление внутрипредметных связей языковых единиц;
  5. пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.

Выделенные этапы могут стать основой организации индивидуального или дифференцированного обучения. В этом случае каждый из учеников может начать с посильного для него этапа работы с определением или правилом. Но, как показывают исследования психологов, в первоначальной подготовке к самостоятельной работе с текстом учебника нуждаются все учащиеся.

На первых этапах происходит предварительное самостоятельное ознакомление с текстом учебника. Сначала учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на материал учебника; затем – на те же вопросы, предъявляемые в измененной последовательности, - без опоры на учебник; самостоятельно формулируют определения по памяти. Самоконтроль с помощью учебника или взаимоконтроль предшествуют окончательному полному и точному воспроизведению правила по памяти.

Формирование приемов работы с лингвистическим текстом может быть начато с параграфа, посвященного самостоятельным и служебным частям речи. Дети читают определение самостоятельных частей речи, затем анализируют его, отвечая на вопросы учителя:

  1. Самостоятельные части речи – это… (закончить предложение учащиеся смогут только в том случае, если материал для наблюдения хорошо усвоен.)
  2. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие: а) предметы, б) признаки, в) действия, г) количество?
  3. Какие части речи ты знаешь?
  4. Каким членом предложения может быть: а) имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, б) глагол, в) наречие?
  5. Как ты узнаешь, что имя существительное употреблено в роли: а) подлежащего, б) дополнения, в) обстоятельства?
  6. Почему эти слова называются самостоятельными частями речи?
  7. Посмотри материал: почему в одну группу включены имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, а в другую – наречие? Как называются слова первой группы? Второй?

В качестве домашнего задания детям предлагается сформулировать вопросы по тексту учебника. Такая работа обеспечит осознанное и глубокое овладение сложным теоретическим материалом. Учащимся придется создавать вопросы заново: на уроке они искали ответы, извлекали из памяти необходимую лингвистическую информацию; на то, как формулируются такие вопросы, ученики внимания не обращали.

Подобная работа очень важна, ибо основным приемом самостоятельной работы по осмыслению текста является постановка читателем перед собой вопроса и нахождения ответа на него.

Совершенствование приемов самостоятельной работы с текстом продолжается при изучении имени существительного. Ученикам дается задание прочитать параграф об имени существительном как части речи и сформулировать по этому тексту вопросы. После этого классу предлагается серия вопросов; ответы требуется дать на те из них, которые предложены учителем и отсутствуют у детей. Отвечают только те ученики, у которых данный вопрос отсутствует; пятиклассники, правильно сформулировавшие вопрос, становятся помощниками учителя и проверяют правильность ответов товарищей. Это стимулирует общее стремление читать текст учебника внимательно и осмысленно, и готовить максимальное количество собственных вопросов, чтобы не нужно было самому, но была бы возможность контролировать ответы других.

Вот вопросы, предложенные учителем.

  1. Что означает имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто? другие – что?
  4. Как ты понимаешь: «Имена существительные о т н о с я т с я  к мужскому роду…»?
  5. Как изменяются имена существительные?
  6. Какая значимая часть слова указывает на изменение слова?
  7. Какие грамматические значения может иметь окончание? Приведи примеры.
  8. Какая форма имени существительного используется в предложении как подлежащее? Приведи примеры.
  9. Какие формы имени существительного выступают в роли дополнения?
  10. Каким (какими) ещё членом предложения может быть имя существительное?
  11. Как отличить дополнение от обстоятельства?
  12. Приведи примеры (составь предложение), когда слово пионер является и не является членом предложения.

Отвечая на предложенные вопросы, школьники обнаруживают внутрипредметные связи (часть речи – член предложения), учатся дополнять учебное определение. Например, если дети четко формулируют ответ на четвертый вопрос, то убеждаются в том, что род для имен существительных оказывается постоянным грамматическим признаком, т.е. имена существительные изменяются по падежам и числам и не изменяются по родам. Эта информация очень важна для изучения имени прилагательного как части речи и понимания сущности перехода имен прилагательных в существительные.  Углубить понимание теоретического материала помогает использование учебных лингвистических задач, решать которые ученики могут самостоятельно или вместе с учителем. Такие задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем учащиеся должны иметь право выбирать любой вариант домашнего задания.

Например, к первому вопросу (о самостоятельных и служебных частей речи)  предлагается следующая задача:

Почему ученик не  понял вопрос учителя?

Неожиданный ответ.

Спр..сил учитель: «В слове паровоз

Где корни? Кто ответит быстро?»

« В нем нет к..рней, но много есть к..лес,

И есть ещё два сменных машиниста».

(Г. Авгарский)

Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить  предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы, разграничивать слова-названия и окружающие предметы.

К первому вопросу об  имени существительном может быть дана такая задача:

Правильно ли ученик ответил на вопрос учителя?

- Иржи, какие предметы у тебя самые любимые? – спросила учительница.

- Мяч… велосипед, мороженое!

На основе этого текста может быть предложена и другая задача, направленная на формирование обобщенных лингвистических умений: «Докажи, что выделенное слово является именем существительным».

Каждый ребенок должен научиться определять место слова в системе языка, и учителю следует постоянно добиваться, чтобы на уроке ученики грамотно приводили необходимые доказательства, например: «Слово животное (кто?) обозначает предмет, в предложении является подлежащим. Вывод: слово животное – имя  существительное. Оно не изменяется по родам, а относится к одному из трех родов (среднему). Поэтому все прилагательные, относящиеся к слову животное, и глагол в форме прошедшего времени также должны быть употреблены в форме среднего рода».

Затем учитель проверяет сформированность умения определять правильность отнесения слов к той или иной части речи на основе выделения системных связей, что обеспечивает преемственность в обучении, позволяет осуществить попутное повторение ранее изученного материала.

Задача 1. Какой частью речи является выделенное слово? Приведи доказательства.

У смелого сильны руки, а у труса – ноги.

Будет ли оно антонимом слову трус? Докажи. Проверь по «Словарю антонимов русского языка» М.Р.Львова.

Задача 2. Докажи, что выделенные слова относятся к разным частям речи (определи значение, грамматические признаки, синтаксическую роль).

Я Водяной, я Водяной.

Никто (не) водится со мной.

Внутри меня вод….

И что с таким вод…?

Задача 3. Докажи, что у имен существительных 2-го склонения мягкий знак на конце основы служит для обозначения мягкости согласного. У каких имен существительных мягкий знак на конце не обозначает мягкость согласного?

Кон, конь; угол, уголь; хор, хорь.

Борщ.., сторож.., шалаш…

Мощ.., молодеж.., мыш…

Далее ученики могут дополнить сведения о синтаксической роли имени существительного (необходимую информацию они сами найдут в разделе «Синтаксис и пунктуация», изученном ранее): в предложении имена существительные бывают подлежащими (в форме им. падежа), дополнением (в форме косвенных падежей), обстоятельством (в форме косвенных падежей, если отвечают на вопросы Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?). Такое уточнение определения опирается на известный детям материал, углубляются и осознаются внутрипредметные связи на уровне частей речи и уровне членов предложения. Такая работа носит творческий характер, развивает умения исследовательского характера.

Свертывание лингвистической информации (до ключевых слов) и развертывание ее (до полного объема) по опорным понятиям, сопоставление ее с текстом учебника мы проводим с помощью таблицы «Признаки самостоятельных частей речи». Все признаки разделены в таблице на две группы: морфологические признаки и синтаксическая роль; внутри каждой группы выделены подгруппы (морфологические признаки: постоянные и непостоянные; синтаксическая роль: главные члены предложения и второстепенные члены предложения). При этом род выступает и как постоянный признак (имя существительное), и как непостоянный (имя прилагательное, местоимение, форма прошедшего времени ед. числа глагола, причастие). Против записанного слова названия части речи в нужной графе дети ставят знак «плюс».

По таблице учащиеся учатся сопоставлять самостоятельные части речи по сходству и различию имеющихся признаков, выделять значимые части слова, связанные с постоянными (суффикс) и непостоянными (окончание) грамматическими признаками. Учитель получает возможность актуализировать внутрипредметные связи и предупредить типичные ошибки учеников.

По таблице могут быть предложены задания для самостоятельной работы.

  1. Определи по набору признаков самостоятельную часть речи и ее форму, придумай предложение, произведи проверку правильности решения.

Постоянные признаки: склонение, род; непостоянные признаки: число, падеж; синтаксическая роль: подлежащее.

  1. Используя таблицу, дай определение имени существительного как части речи, проверь по учебнику правильность и точность своей формулировки.

Степень овладения приемами самостоятельной работы с определением учебника может быть проверена при самостоятельной работе с определением имени прилагательного как части речи.

Ученики получают задания (на выбор) для индивидуальной самостоятельной работы.

  1. Прочитай определение имени прилагательного как части речи. По каким признакам слова относят к этой части речи?
  2. Прочитай внимательно определение и сформулируй вопросы. Сравни с вопросами, которые предлагает учитель. Приготовь ответы на те из них, которых у тебя нет.
  3. Определи по набору признаков самостоятельную часть речи и ее форму, составь предложение с одним из слов этой части речи. Проверь правильность своего решения.

Постоянные признаки: склонение; непостоянные признаки: род, число, падеж; синтаксическая роль: определение. Подготовь сообщение об этой части речи

  1. Укажи по таблице признаки, общие для имен существительных и имен прилагательных. Проверь себя по  учебнику. Приготовь развернутый ответ.
  2. Определи, чем различаются имена существительные и имена прилагательные. Проверь себя по учебнику. Подготовь сообщение об имени прилагательном как части речи.
  3. Используя таблицу, сформулируй самостоятельно определение имени прилагательного как части речи, уточни его по учебнику.

При таком способе обучения повышается роль самостоятельной работы учащихся, обеспечивается индивидуальный подход к учащимся (дети сами определяют уровень своей подготовки и выбирают посильное задание), воспитываются внимание, аккуратность в работе, ответственность за принятое решение, выверенность практических действий, постоянный самоконтроль.

При такой организации работы школьники будут рассматривать учебник как источник познавательных задач, учитель сможет поддерживать постоянный интерес к самостоятельной работе с учебной книгой. Обнаружатся резервы в обучении не только русскому языку, но и другим предметам, так как приемы самостоятельной работы с текстом, обеспечивающие его понимание, вырабатываются обобщенные, общеучебные умения.