активизация познавательной деятельности на уроках математики

Долгополова Елена Васильевна

 

Активизация познавательной деятельности  на уроках математики

Начиная свой педагогический путь в 1996 году после окончания ИГПУ, я столкнулась с проблемой, мне пришлось работать с детьми, обладающими низкими интеллектуальными способностями.  Мне достался класс коррекции.

Как учить? Какие приёмы и методы использовать? Как сделать так, чтобы всем на уроке было интересно, и чтобы все понимали и слышали меня? Как активизировать познавательную деятельность на уроках математики?  - Эти вопросы не давали мне покоя, и я решила поступить в Иркутский  педагогический университет на дефектологический факультет. С тех пор на своих уроках я стараюсь «дружить» с дефектологией и всё чаще прибегаю к коррекционной педагогики , тем более сейчас,  когда идёт интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Последние годы в классах можно наблюдать  разно уровневый  состав  учащихся, и всем нужно уделить внимание, всех нужно заинтересовать , а иначе грош- цена моим урокам.

Вот уже не первый год я работаю над темой «Активизация познавательной активности на уроках математики».  Изучив множество приёмов повышения мотивации, нашла подсказку на одном из семинаров районного МО математиков у Ивковой Л.А., которая  «заразила» меня своим энтузиазмом   к  мультимедийным  презентациям и началась трата всего свободного времени на построение презентационных уроков , не  всё сразу получалось , даже приходилось обращаться за помощью к своим ученикам, но как говорится «тяжело в учении , легко в бою»

 В работе учителя не должно быть  «застоя». Пробовать и экспериментировать , конечно , лучше когда   под рукой есть уже готовые материалы. Много интересного и полезного для своих уроков я нашла у Мурманского педагога Савченко Е.М., её работы доказали , что использование информационных и коммуникативных технологий в классе способны преобразить формат преподавания и обучения, сделать учебный процесс более эффективным и привлекательным.

    Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

    Для меня стало очевидным, что, используя только учебники, методические пособия и собственные объяснения, какими бы обширными, разносторонними и полными они не были, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру моих учеников.

     О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное вашему вниманию, является моим “изобретением”, многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.

    Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.  Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Я использую презентацию практически на всех этапах урока:

Слайд№2-слайд№5

     Варианты использования вычислительных цепочекна уроках математики различны. Вставлять такие интерактивные задания можно на любом этапе урока. В зависимости от технической оснащённости можно придумать несколько сценариев таких модулей. Например :  У меня в классе  стоит на первой парте ноутбук , а к  нему подключён проектор, я приглашаю ученика к ноутбуку. Что в это время делает класс? Варианты могут быть различны. Допустим ,я хочу провести проверочную работу с последующей самопроверкой , тогда обучающиеся класса выполняют  такие же цепочки в учебнике или распечатанные на бумаге. Объектив проектора необходимо закрыть, чтобы остальные  учащиеся не видели работы ученика за компьютером.  После окончания работы ,открываю объектив .прошу ученика нажать кнопку «Проверить» . Если  число правильных ответов меньше  максимального ,то можно предложить учащимся найти ошибки.

  На этапе актуализации знаний также возможны такие задания . например, цепочки на первом слайде имеют направление , оно обозначено стрелкой. На предыдущем уроке дети уже считали эту цепочку , двигаясь по часовой стрелке , как обозначено на слайде. Задаю детям вопрос . нельзя ли заполнить цепочку , двигаясь против часовой стрелки ? желающего ученика приглашаю за компьютер. («звёздочка» в классе всегда найдётся) С остальными учащимися делаем задания актуальные для данного урока.

После завершения работы открываем слайд для всего класса ,нажимаем кнопку «Проверить» . Прошу ученика рассказать как он справился с заданием.

Дети считают цепочки очень быстро ,а вот в обратный расчёт всегда идёт медленно и с ошибками, а ведь это очень хорошая гимнастика ума. Поэтому можно предложить заполнение цепочки не одному ученику, а создать микрогруппу из двух учеников ( что сейчас приветствуется ФГОС). Работая вместе , они будут комментировать друг другу свои идеи, рассуждать, оценивать идеи соседа - это будет возбуждать мыслительную деятельность каждого. В конце работы они предоставят свой труд на всеобщее обозрение.

   Вернуться к этим заданиям можно многократно на других уроках. Например, после устного ответа ученику предлагается в качестве дополнительного задания заполнить   данные цепочки.

Слайд№6

Использование презентаций при иллюстрировании:1) нелепых задач, где  обращается внимание детей ,к чему приводит,  незнание  математических величин

Слайд №7 – 9

2)Задачки на логическое мышление и пространственное воображение

Слайд №10-11

Активно применяю презентации при выполнении математического диктанта.

Слайд№12

Найдите соответствие (можно с взаимопроверкой)

Слайд №13-16

При решении уравнений

Слайд      №17 -19

 игра  «Строим дом» на примере решение уравнений

Слайд №20-25

 методика работы над текстовой задачей в пятых классах , которую я использую на уроках математики в разно уровневых  классах, сильные  учащиеся помогают составлять план решения, моделируем запись в тетрадях и записываем ответ, учащимся послабее  есть время ещё раз всё проанализировать.

слайд №26 - 35

     Решение задач с помощью уравнений. Возможности анимации позволили показать учащимся задачи на движение: навстречу друг другу ,вдогонку , с отставанием.

     Фрагменты уроков , на которых используются анимационные слайды – яркие , привлекательные. Даже те , кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи.

 При работе с задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети , которые медленно читают , с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить и им не понятно движение вдогонку или с отставанием , как изменяется расстояние. Активизировать внимание учащихся  можно  ,используя слайды с ошибками.

    Эффективна и другая методика .Предлагаю детям не просто смотреть слайд-мультфильм , а придумать задачу. На экране последовательно появляются условия задачи ,ученики не просто смотрят фильм , а напряжённо думают: о чём эта задача, кто его герои, что с ними происходит? Каждый старается придумать свой сюжет задачи. Затем ,читаю текст задачи , дети самостоятельно приступают к решению. Итоговый фрагмент  - обсуждение способов решения .

   Эффективность уроков с использованием анимационных слайдов при решении текстовых задач очень высокая.

  Это только некоторые моменты ,которые использую на своих  уроках. Анимационные слайды помогают мне при изучении других не менее важных тем, таких как : изучение действий с рациональными числами; при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками; при изучении понятия «модуль» ;  решении уравнений и неравенств, содержащих  знак абсолютной величины, раскрытии  скобок, приведении подобных слагаемых ,  введении геометрических  понятий                      

   Применение интерактивных моделей и  динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной активности на уроках математики.

   Таким образом, при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, то есть обеспечение оптимального усвоения материала учениками, повышение эмоционального восприятия и развитие всех видов мышления у детей.